В мае 2023-го президент РФ Владимир Путин поручил кабмину проработать вопрос о заключении межправительственного соглашения с Пекином относительно увеличения объемов производства зерна в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока с целью его дальнейшего экспорта на рынок КНР.
Новая веха российско-китайских отношений
Стоит отметить, что упомянутый в документе проект «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай» насчитывает уже несколько лет — первые договоренности были достигнуты в 2016-м, а сама идея возникла значительно раньше. Подписанное тогда соглашение подразумевало строительство зернового железнодорожного терминала полного цикла Забайкальск – Маньчжурия — первого подобного объекта в мире и крупнейшего проекта зерновой логистики в стране.
Запустили его в сентябре 2022-го, что позволит транспортировать зерно в соседнюю страну значительно быстрее, и экономить экспортерам десятки миллионов рублей. Ранее большая часть продукции отправляли морем, что занимало до трех месяцев. Теперь на это необходимо три недели — его перевалка осуществляется лишь один раз.
Предполагается, что через терминал, появление которого называют новой вехой российско-китайских отношений, ежегодно будут переправлять порядка 8 млн тонн зерна (около 134 тыс. вагонов) с возможностью увеличения до 20 млн. Максимальный суточный объем перевалки — 25 тыс. тонн. К тому же в шестнадцати емкостях, возведенных в рамках проекта, может храниться до 80 тыс. тонн.
Ранее экспорт зерна по железной дороге был невозможен из-за разницы колеи. Теперь производители могут предложить Поднебесной более низкие цены, что позволит последней увеличить импорт пшеницы, ячменя, овса, рапса, зернобобовых и масличных культур из России и сократить поставки подобной продукции из стран Северной Америки и Австралии.
В данный момент продолжается строительство семи узловых модернизированных линейных элеваторов вдоль Транссиба на территории Урала, Дальнего Востока и Сибири. Оборот каждого из них будет на уровне 500 тыс. тонн в год. Примечательно, что в СФО в последние три десятилетия подобная инфраструктура практически не развивалась, а то, что было, частично перестало работать.
Алтайский край как часть сухопутного зернового коридора в Китай
Согласно упомянутому выше поручению главы государства, предполагается увеличение объемов производства зерна, что подразумевает возведение дополнительных объектов. Поэтому, помимо строящихся, проектируются и новые сооружения. В частности, в 2024-м к возведению элеватора приступят в Бийске (Алтайский край) — в настоящее время идут подготовительные мероприятия.
В рамках этого проекта стоимостью 5 млрд руб. предусмотрено строительство 30 силосов суммарной вместимостью 200 тыс. тонн., пять зерносушилок мощностью 50 тонн в час, лаборатории и других объектов. Груз с элеватора предполагается отгружать на автомобили и поезда. Единовременно в направлении Забайкалья можно будет отправить 5 тыс. тонн зерна.
Губернатор региона Виктор Томенко 25 мая 2023-го, выступая перед депутатами местного Законодательного Собрания, обратил внимание и на этот проект, подчеркнув, что Алтайский край может стать частью сухопутного зернового коридора в Китай и объект в Бийске станет не единственным на Алтае. В частности, предполагается модернизация старых элеваторов.
Зерно, как отметил, ссылаясь на экспертов, Томенко, в определенном смысле является новой нефтью и производство продовольствия в России становится стратегической отраслью ее экономики. А выход с сельхозтоварами на рынки сбыта государств юго-восточной Азии он назвал федеральным трендом.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, посетивший в 20-х числах мая Шанхай, во время встречи с председателем КНР Си Цзиньпином заявил, что российские аграрии готовы существенно нарастить экспорт своей продукции в Китай и расширить спектр поставляемых товаров.