Мария Монтессори
В книге "Впитывающий разум ребенка" влияние "бессознательного" проиллюстрировано применительно к развитию маленького ребенка. Здесь я хотела бы рассмотреть "бессознательное" применительно к жизни взрослого человека - потому что оно вносит вклад в новое направление образования и обретение более высокого уровня культуры и потому что это открывает новые перспективы в интерпретации сложных явлений социальной жизни. Практическим применением этого является изучение истории, где бессознательное дает новые интерпретации эволюции цивилизации.
Разве мы, жители Запада, не читали в детстве книгу под названием "Священная история"? Она начинается с истории космического творения, книги Бытия: космологии, в которой, наконец, появляется человек со смутным предчувствием своей судьбы и таинственных трудностей и страданий, которые ожидают его на земле. Эта книга - не что иное, как Библия, данная в сокращенном виде для детей. Она называется "Священной историей", потому что рассматривает исторические события человечества как управляемые Богом, а не как случайность или результат человеческих усилий и интеллекта.
Религия - это выражение человеческих чувств; она откликается на человеческую психологию и часто дает подсказки, которые наука развивает позже. Поэтому неудивительно, что научная концепция истории сегодня встала на аналогичный путь. Только до сих пор картина, которую она разворачивает, является простым слиянием событий - путаница, возможно, была бы слишком сильным словом. Она не дает никаких доказательств того, что они взаимосвязаны. Единственное связующее звено, которое оно предлагает, - это происхождение от обезьяны человека, который сегодня представляет собой наиболее развитое существо, созданное природой: простая ниточка к происхождению человека как вида. Но как насчет социальной истории или особой функции человека на земле?
Что все еще упускается из виду, так это взаимосвязь событий, роль, которую играет в "Священной истории" концепция Бога, Творца Мира, который направляет все сущее в нем, обеспечивая проявление
созидательного плана.
"Бессознательное" предлагает гораздо более глубокие концепции, чем биологическое происхождение человека от животного. Оно предлагает первую связь между событиями и окружающей средой, и хотя не рассчитано на то, чтобы разгадать тайну происхождения, оно раскрывает существование космического плана.
Научное исследование выявляет удивительные корреляции, которые вдохновляют воображение и подготавливают разум к принятию существования этого плана.
Вместе со всеми другими энергиями Вселенной человечество принимает в ней свое собственное участие со славой и страданиями, которые сопровождают его на протяжении его относительно короткой
истории.
Термин "бессознательное" относится к нам, людям. Это правда, что из всех живых существ только мы наделены даром разумного сознания, который поднимает общество на все более высокие уровни в ходе эволюции цивилизации. Но есть часть нашего существования, которая никогда не становится сознательной или (по крайней мере) лишь косвенно достигает сознательного уровня немногих. Таким образом, человечество создало мир, который развивается и самоорганизуется только благодаря нашим сознательным инстинктам, импульсам и страстным желаниям, а также благодаря превосходным достижениям нашего интеллекта.
Когда мы говорим о связи между окружающей средой и событиями, которая раскрывает существование космического плана, мы не ссылаемся на корреляции, иллюстрируемые современной наукой об экологии. Мы скорее имеем в виду психологические условия; тот факт, что, хотя человек интерпретирует события социальной жизни только как результат сознательных усилий, на них влияет и направляет их "творческое бессознательное". Мы приходим к этому выводу не путем прямых доказательств, а рассматривая аналогию между жизнью человека и жизнью животных и растений. Эта аналогия, опять же, не является эволюционным происхождением, иллюстрируемым биологией. Это относится к поведению всех живых существ и большинства великих природных сил.
Более широкий взгляд постепенно проникает в область науки, которая сосредоточена на изучении эволюции жизни в ее взаимосвязи с окружающей средой. Последнее до сих пор рассматривалось как своего рода сцена, на которой два главных действующих лица жизни, животные и растения, боролись за то, чтобы обеспечить свое существование и приспособиться к преобладающим условиям. Современная тенденция - даже в жесткой области биологии - состоит в том, чтобы учитывать то, что геология ранее читала на страницах книги истории Земли: что жизнь - это созидательная энергия, которая изменяет окружающую среду.
Жизнь предстает как работник, как "агент созидания". Различные ее компоненты руководствуются своими внутренними установками для выполнения специальных функций, направленных на поддержание "природного порядка". Каждая задача незаменима; каждый индивид больше озабочен преимуществами эволюции целого, в котором все принимают участие, чем в его собственном спасении.
Таким образом, показано, что цель жизни заключается в том, чтобы выйти за пределы самой жизни. Это входит в область гораздо более широкую, чем ограниченные цели самосохранения и самосовершенствования.
Все живые существа проявляют два аспекта в своем поведении: один из них, специально рассматриваемый биологией, заключается в чувстве самосохранения; это сознательный аспект. Другой аспект, рассматриваемый геологией, - это вклад, который каждый вносит в поддержание окружающей среды, в космическое созидание; это бессознательный аспект. Поведение животных и растений, рассматриваемое с этой двойной точки зрения, представляется гораздо более понятным и логичным, чем в противном случае.
Несколько примеров проиллюстрируют эту новую концепцию. Давайте сначала рассмотрим растения.
Функция, направленная на поддержание их жизни, представляет собой совокупность удивительных фактов. Таковые показывают, что они полностью зависят от солнца, которое позволяет им поглощать углерод и высвобождать кислород из воздуха. Они превращают углекислый газ, мощный яд практически для всех форм жизни, в чистый кислород, единственный элемент, без которого не могут обойтись живые существа. Превращение вездесущего яда в важнейший элемент жизни - главная космическая функция растений.
Давайте на мгновение перенесемся в царство фантазии и предположим, что растительное царство наделено сознанием, подобным нашему.
Что осознавали бы его бесчисленные компоненты ? Конечно, их жизненную потребность. Больше всего они жаждали бы углерода, основного компонента их тел. К кислороду они относились бы с отвращением. Как мы с отвращением относимся к выделениям нашего организма после переваривания пищи, так и растения рассматривали бы избавление от кислорода как необходимое - хотя и непрерывное - очищение.
Самое большее, они возвысились бы до какой-то формы поклонения солнцу, признав в горящей звезде своего величайшего благодетеля. Но, очищая атмосферу, они являются спасением для земной жизни всего животного царства.
Давайте рассмотрим водную флору и фауну; второй пример - чистота морской воды.
Каждый день, каждый час, каждое мгновение с момента остывания земли огромное количество карбоната кальция изливается в мировой океан бесчисленными потоками, которые впадают в него. Так же неуклонно испаряется вода: своего рода невидимая фея, которая поднимается в своей величайшей чистоте, оставляя после себя все посторонние вещества, которые она содержала в растворе. В этой двойной игре океаны, как правило, насыщаются карбонатом кальция. Теперь это вещество становится для морской флоры и фауны таким же мощным ядом, как углекислый газ для наземной жизни. Небольшое добавление его к обычной пропорции различных веществ в растворе означало бы смерть для всех живых существ, населяющих море от его залитой солнцем поверхности до вечной тьмы его глубочайшей бездны.
Но и здесь есть спаситель - великое племя кораллов. Как и другие животные, выделяющие секрет, имеющие меньшее космическое значение, они строят "скелет" (за неимением лучшего слова для описания этого) - поглощающий карбонат кальция, делающий его нерастворимым и тем самым защищающий жизнь всех обитателей океана. Если бы кораллы перестали выполнять свои функции, океаны
превратились бы в царство смерти и гниения, и сама вода, возвращаясь к первобытному хаосу, превратилась бы в огромную грязную топь.
Масштабность задачи, решаемой кораллами, раскрывается благодаря огромным массам скал, которые они образуют. Чтобы адекватно оценить их протяженность, посмотрите на карту, и вы увидите, как они выходят на поверхность вод в виде островов, тысячами разбросанных по поверхности океанов. Лаккадивские острова, Мальдивы и Полинезия - лишь некоторые из групп архипелагов таких островов. Перед лицом этих свидетельств вполне можно поверить, как утверждает геология, что в прошлом кораллы образовывали целые континенты.
Давайте еще раз проникнем в царство фантазии и наделим кораллы сознанием. Они бы прежде всего осознали преимущество солидарности, единства. Как бы они гордились своими сооружениями! Какими ничтожными показались бы им наши памятники! И какими пигмеями - наши великие города! По отдельности кораллы чувствовали бы себя "бонвиванами", которые жаждут выпить, и за то, чтобы пить без ограничений, они могли бы выпить, между прочим, всю воду океанов!
И естественно, как и все бонвиваны, они чувствовали бы необходимость в многочисленных слугах, занятых поддержанием циркуляции воды, которая приносила бы им радость их существования - карбонат кальция, эликсир жизни. И, конечно, никаких внешних помех и умеренная температура!
Тепло, соленость и спокойствие были бы сутью их счастья. Другими словами, они также осознавали бы потребности, продиктованные их
инстинктами, но, конечно, не их космическую функцию в качестве очистителей вод и строителей новых миров.
Я упомянула растения и кораллы в качестве примеров, но любой другой вид жизни также выполняет аналогичную функцию, более или менее важную. Работа, которую они выполняют, полностью вверенная надзору их инстинктов, является причиной их существования; их задача определяет продолжительность их жизни.
Жвачные животные - коровы, буйволы, бизоны, если упомянуть некоторых из них, - обладают мощным телом и вооружены рогами, которые пронзают, режут и выдалбливают: почему они, например, в течение бесчисленных столетий должны сохраняться в одних и тех же условиях и питаться травой? В чем необходимость такой аскетической жизни, особенно когда траву так трудно переваривать? Просто жевать ее недостаточно; ее нужно превратить в жвачку. Чтобы усвоить ее, в ходе эволюции эти животные были вынуждены развить четырехкамерный желудок.
Почему за все это время они, такие сильные и крупные и так мощно вооруженные, не стали искать более удобоваримую пищу? Если борьба за жизнь является главным ключом к эволюции, то какие животные были лучше приспособлены для того, чтобы охотиться на других животных? Но взгляните на них: вы всегда увидите их в позе смирения, со склоненной головой, словно отдавая дань уважения Матери-Земле. Они подстригают траву, которая укрывает ее, подрезая вплотную к земле, но никогда не выкорчевывая с корнем. Откуда это уважение, эта неизменная деликатность, которая сохранилась веками, начиная с эпохи, задолго предшествовавшей появлению человека? Сама трава выполняет функцию подготовки почвы для существования высших форм растительной жизни. Это последний шаг в осушении болотистых районов, делающий почву твердой, сухой, богатой перегноем и, таким образом, пригодной для жизни деревьев. Только недавно мы, люди, обнаружили, что для поддержания газона зеленым и здоровым необходимо подстригать траву близко к корням, и мы разработали машины для этой цели. Но частой стрижки недостаточно; необходимо придавить траву - вот почему появился тяжелый садовый каток, - а также подкормить ее химикатами, смешанными в специальных пропорциях.
Разве это не то же самое, что делают быки? Они срезают траву близко к корню; придавливают ее, когда лежат на ней, "философски" пережевывая жвачку; и дают ей обильный и насыщенный натуральный навоз.
Разве корова не подходит на роль опытного агронома? Она поддерживает прерии в устойчивом состоянии процветающего здоровья сегодня, точно так же, как это было в течение длительного времени, тем самым косвенно помогая растительности достичь "кульминации своего оптимума".
Индусы считают корову священным животным: возможно, они благодарны ей за ненасильственное поведение, несмотря на ее врожденную силу, и за обилие молока, которого она позволяет лишать себя с такой кротостью. Но они не оценивают ее главную задачу - космическую - ту, за которую не только человек, но и сама земля обязана ей благодарностью. Точно так же и корова, если бы она стала такой же сознательной, как мы, не считала бы себя совершенным земледельцем.
История о различных космических задачах живых существ долгая и увлекательная: каждое из них вечно занято, вечно голодно, всегда стремится выполнять свою конкретную работу, какой бы ужасной она ни казалась другим, чьи инстинкты заставляют их выполнять задачи, противоположные их собственным.
Почему верхний слой почвы кишит червями, этими мясистыми, отталкивающими цилиндрическими животными, которые так энергично извиваются, когда кто-то берет их в руки? Их пищей является перегной - то есть сама земля, и говорят - и их голод ненасытен. Их помет образует полосу экскрементов, которая ежедневно в 200 раз превышает длину их тела. Экскременты, я сказала? Нет, для нашего человеческого разума это слово вызывает отвращение. Это модифицированная земля, "хорошая земля", почва, богатая всеми деликатесами пищи для растительной жизни.
Такого рода странная и ненасытная похоть, которая делает их пожирателями почвы, является космической задачей, которую черви никогда бы не осознали, даже если бы достигли однажды уровня разумности человека.
Точно так же посмотрите на самую крупную и сильную хищную птицу - чудесного кондора, который украшен бахромой из тонких перьев, образующих красивый белый воротничок у основания обнаженной отвратительно длинной шеи. Откуда этот контраст красоты и ужаса?
Кондор демонстрирует мудрость, подобную мудрости египтян, которые готовили мумии, и мудрости современных бальзамировщиков. Чтобы замедлить процесс гниения, необходимо сначала удалить внутренности. В общем плане эта часть работы была возложена на кондора. Он засовывает свою голову и длинную шею в полости тел мертвых животных, брошенных на поверхности земли. Это объясняет обнаженность его шеи. Если бы она была покрыта перьями, она никогда не выбралась бы чистой из тех ужасных глубин, в которые погружается. Но почему кондор должен выбирать такое отвратительное занятие, когда в мире полно других видов пищи, как чистой, так и аппетитной? Если бы речь шла о соперничестве с другими животными, у кондора не было бы недостатка в силе или оружии для борьбы. Еще раз повторяю, это не вопрос выживания. Как и все остальные, он подчиняется велению природы и выполняет возложенную на него задачу. Другие животные всех видов - насекомые, такие как термиты и некрофоры, птицы, такие как грифы, ракообразные, такие как крабы, млекопитающие, такие как гиены и шакалы, сотрудничают в деле захоронения мертвых внутри их живых тел. Если бы им это не подходило, как и бесчисленным другим, земля была бы усеяна разлагающимися трупами.
Да, существует бесчисленное множество земледельцев, садовников, подметальщиков, могильщиков, которые следят за порядком на земле, чтобы природа постоянно оставалась чистой и благоухающей: они постоянно заняты, создавая те условия, которые вдохновляют нас, когда мы созерцаем спокойствие и красоту природы.
"Животные, - говорит великий итальянский геолог, - во все эпохи, хотя и распределены на разных уровнях органического развития и движимы различными и противоположными инстинктами под воздействием различных потребностей и способны к различным функциям, все они являются упорядоченными членами большого дисциплинированного общества, привыкшими к войне. Их ведут на поле боя как великую армию, которая сражается за поддержание порядка на земле".
Переходя от рассмотрения бессознательного, то есть того, что никогда не вошло бы в сознание, даже если бы все живые существа обрели сознание, подобное нашему, мы, наконец, подходим к человеку, самому последнему и совершенному из созданий. Ему тоже, должно быть, была отведена неосознанная доля во вселенской задаче наведения порядка и созидания.
Невозможно, чтобы он был первым паразитом, появившимся на земле, пришедшим только для того, чтобы насладиться плодами трудов других видов жизни.
И, несомненно, мы считаем его отличным работником, изобретательным продюсером. Он преображает поверхность земли, как если бы он был закваской, закваской высшего уровня жизни. Конечно, он не проводит свою жизнь в наслаждениях; он постоянно задается вопросом, почему он
был послан на землю, чтобы быть работником, который чувствует груз своей жертвы.
Как и все животные, он чувствует только свои жизненные потребности,
сознает только себя, он озабочен эгоизмом. Как и все другие виды жизни, он должен обеспечивать свое существование и размножение своего вида. Он должен преодолевать опасности и стремиться к защите, чтобы обеспечить свою безопасность. Возможно, он принимает в своей личности все возможные формы эгоизма, проявляемые животными при
выполнении их многочисленных задач. Он способен на всю утонченность
жестокости; нет такой моральной грязи, которая была бы слишком отвратительна для него. Но у животных есть не только эгоизм; у всех них
есть и другая "задача" - возвышенное сотрудничество, которое поддерживает космический порядок: послушание, которое преодолевает этот вечно угрожающий хаос и навечно украшает ту планету, хранителями которой они являются. Все они непрерывно работают как агенты созидания. И человек должен быть величайшим из них всех.
Именно в этом и должна заключаться задача истории: раскрыть этот
другой аспект жизни человека, проиллюстрировать его космическую задачу, пролить свет на действия, которые он неосознанно совершает на планете, где он проводит краткие годы своей жизни. Вклад, который вносит человечество, позволит по-новому интерпретировать последовательность событий, через которые оно прошло, чтобы достичь своего нынешнего состояния эволюции.
(Выдержка из журнала АМИ "Связи", с разрешения A.M.I.)
Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori