Найти тему
Школьные посиделки

Свои обязанности учитель не всегда может выполнить

Оглавление

Учитель много чего обязан выполнять, обязанностей у него много. Даже есть негласные, которые называются, "идти навстречу администрации", "входить в положение", "выручить", "кроме вас с этим никто не справится".

Итак, что входит в обязанности учителя.

1. Учитель должен добросовестно выполнять обязанности, согласно должностным инструкциям, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности и т.д. (Рекомендации Юнеско от 1966 г.)

Скажу честно, должностные инструкции учителя только читать будете несколько минут на нескольких страницах, а их ещё и выполнять надо. А представьте себе, у каждого учителя есть ещё несколько должностных инструкций. Они же одновременно являются классными руководителями, заведующими кабинетами, руководителями кружков, секций, ШМО, РМО и т. д. Запутаться можно.

На фото школа № 26 г. Мурманск
На фото школа № 26 г. Мурманск

2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы..(Рекомендация ЮНЕСКО от 1966 г)

Видите: вести себя хорошо, быть вежливым, внимательным и ответственным -это не само собой разумеющееся, а обязанность каждого учителя.

3. Уважать личность ребенка. (Конвенция о правах ребенка)

Уважительно относиться к каждому ученику учителя обязаны. Они же учителя, они должны на неуважительное к себе обращение и поведение отвечать уважительно. Это их прямая обязанность.

4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений. (Конвенция о правах ребенка)

Как хочется порой, чтобы дети выразили своё мнение, убедили, доказали на уроке. Но ведь молчат. А если высказывают вдруг мнение, то оно не относится к уроку, а наоборот, отвлекает от темы урока, отнимает время у всего класса. А надо уважать их и продолжать слушать убеждение, а ещё лучше поощрять. Хорошо, если спорные мнения будут высказаны на классном часе или после уроков. А на уроке мнение, не относящееся к уроку, слушать некогда.

5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства.( Конвенция о правах ребенка)

Дисциплину поддерживать надо, это аксиома, причём только методами убеждения этого не добиться. Надо строить урок так, чтобы детей увлечь, чтобы и мысли не возникло отвлечься, мотивировать на успех. Если дисциплина на высоте, то урок пройдёт с высокой плотностью, а значит качество знаний будет высокое и все будут довольны.

6. Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Тут даже объяснять ничего не надо. Учитель должен быть современным, иметь широкий кругозор, вести за собой учеников, добиваться хороших знаний учеников за счёт использования современных средств обучения. А для этого надо постоянно пополнять свой багаж знаний.

7. Вести учетно-педагогическую документацию и предоставлять вовремя отчёты.

Только вот количество отчётов увеличилось в разы, поэтому не всегда у учителей получается всё успеть. Этот вопрос стоит на контроле в высших органах, но пока не решён. Зато в обязанности всё это входит.

8. Своевременно выставлять оценки в журнал и дневник учащегося.

Да, это вряд ли получится, так как во многих школах сейчас и бумажный и электронный журналы. Кроме этого продолжают требовать ведение бумажных дневников учащимися. Двойная работа разве может быть выполнена своевременно?

9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность. (Рекомендация ЮНЕСКО)

Только так и никак иначе. Никогда нельзя показывать, что вам кто-то не нравится в классе. Учитель должен ко всем детям относиться уважительно, поэтому личность ученика не должна влиять на оценку.

10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

Верно, это надо выполнять в обязательном порядке. Каждый ученик - личность и у каждого есть то, за что его можно похвалить. Нас даже учили этому в институтах. Если хочешь поругать, сначала похвали, а потом только покажи, на что надо обратить внимание.

11. Дежурить по школе (Локальный акт)

Дежурство- необходимая обязанность каждого учителя. У дежурного учителя тоже есть должностные инструкции, которые он должен соблюдать. Только опять неувязочка получается. Учитель бросает своих детей и идёт на дежурство. А иначе как 2 обязанности одновременно выполнять?

12. Содержать в порядке свое рабочее место и т. д.

Вот это приятная обязанность. Порядок на рабочем столе, да и в кабинете, должен быть обязательно. Учитель же пример для учеников. У него порядок - дети тоже будут стараться следить за порядком в классе.

13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися и нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока. (Рекомендация ЮНЕСКО)

Вот это самая интересная обязанность. Несколько раз приходилось нести ответственность за несчастные случаи, хотя родители претензий не имели. Да и ребёнок, к примеру, упал на перемене на глазах учителя и сам виноват. Но ты учитель и неси ответственность. Пиши объяснительные, рассказывай, где ты был, что делал, ищи свидетелей происходящего и доказывай, что ты не виноват.

14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). (Рекомендация ЮНЕСКО)

Этот шаг всегда надо согласовывать с родителями, так как у ребёнка может не оказаться в наличии ключа от квартиры или надо узнать, куда именно ему идти (домой или к бабушке). А ещё часты случаи, когда у родителей телефон на беззвучном режиме и они не могут быть оповещены. В этом случае, если у ребёнка недомогание, круг обязанностей учителя резко возрастает. А при этом он ведёт урок, где сидит 30 учеников и их одних оставить нельзя...

15.Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

Хорошая обязанность и даже нужная, связанная с заботой о здоровье сотрудников. Говорят, что где-то даже для этого выделяют день, освободив его от работы. У нас это беготня между окнами...Рада, если где-то всё иначе.

  • Некоторые обязанности трудно выполнить учителю, потому что надо их совмещать. Назовите их.

Подписывайтесь на канал, ставьте класс. Поддержите автора!