Суть спора:
Общество обратилось в суд с требованием к Административному органу о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС) объекта «Площадка компостирования» в качестве объекта III категории.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Фабула дела:
Общество эксплуатирует объект НВОС «Площадка компостирования», поставленный на учет как объект I категории. Общество подало заявку в Административный орган об актуализации сведений об объекте НВОС в части измененияI категории на III и получило отказ. Считая, что вышеуказанное решение является незаконным, Общество обратилось с заявлением в суд.
В обоснование своей позиции Общество указало что, куриный помет, полученный в результате деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы, не является отходом производства, а деятельность по производству удобрения из этого помета не является обращением с отходами. Таким образом указанная площадка компостирования, где производится удобрение относится к объектам III категории.
Правовое обоснование:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г № 2399 утверждены Критерии отнесения объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий. К I категории относятся объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, к которым относятся в том числе объекты по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более) и по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.
2. Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении Общества основным видом его деятельности является разведение сельскохозяйственной птицы, дополнительным, в том числе производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы.
3. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объект НВОС – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединённые единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
4. В соответствии с п. 4 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
5. В соответствии с п. 6 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах НВОС, подлежат актуализации в реестре в случае представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
6. В информационном письме Росприроднадзора от 25 ноября 2016 года «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» разъяснено, что объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в том числе источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2-х и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект. При этом возможность постановки на государственный учет группы объектов в качестве единого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, определяется наличием физической, технологической связи у таких объектов или их единым назначением (эксплуатация таких объектов друг без друга существенно затруднена или невозможна). Для отнесения совокупности объектов к объектам НВОС, необходимо наличие следующих обязательных признаков:
- объединение объектов единым назначением;
- неразрывная физическая или технологическая связь объектов;
- расположение объектов в пределах одного или нескольких земельных участков;
- наличие от конкретного объекта воздействия, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.
8. Общество обратилось с заявлением об актуализации сведений в государственном реестре объектов НВОС в части выделения объекта НВОС «Площадка компостирования» из совокупности объектов всего птицеводческого комплекса по разведению сельскохозяйственной птицы на одной производственной территории I категории, с присвоения данному объекту III категории. При этом, все объекты производственного комплекса расположены на территории одного муниципального образования и связаны между собой технологическим процессом. При этом Общество не указывает, в чем выразилось изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, что требует его актуализации.
9. Суд указал, что вся позиция Общества по делу основана на том, что на спорном объекте им не осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а куриный помет является не отходом, а сырьем для производства удобрения. Однако указанное, по мнению апелляционного суда, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела поскольку, во-первых, отсутствуют основания для актуализации, во-вторых, дополнительный вид осуществляемой Обществом деятельности – производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы. Общество не осуществляет самостоятельную хозяйственную и (или) иную деятельность по производству удобрения, а оно лишь является результатом деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы.
Резюме суда:
В случаях когда производство удобрения из помета сельскохозяйственных птиц является не основной хозяйственной деятельностью лица, а результатом его деятельности по разведению такой птицы и осуществляется в рамках птицеводческого комплекса, представляющего из себя единый объект НВОС, отдельные производственные объекты, где осуществляется изготовление удобрений относятся к объектам НВОС той же категории, что и весь птицеводческий комплекс, в котором расположены такие объекты.