Найти тему
myDecor

Смотрите глубже: гид по выставке «Искусство пропаганды» в «Зарядье»

Оглавление

В Подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Искусство пропаганды», которая знакомит с работами советских и современных художников в жанре агитационной живописи. Рассказываем, на что нужно обязательно обратить внимание и почему не стоит бояться слова «пропаганда»

Слово «пропаганда» переводится с латыни как «подлежащее распространению». Проще говоря, это продвижение определенных идей и ценностей. Она существовала и во времена античности, и в эпоху Возрождения, и в советское время, обращаясь к аудитории на понятном ей языке. Авторы выставки в «Зарядье» решили показать, что пропаганда — это искусство.

   А. Дейнека. Плакат «Колхозник, будь физкультурником». СССР, 1930., фото: Legion Media
А. Дейнека. Плакат «Колхозник, будь физкультурником». СССР, 1930., фото: Legion Media

Александр Дейнека. «Работать, строить и не ныть!», 1933

Дейнека, как и многие советские художники, успел поработать в самых разных направлениях: он оформлял агитпоезда, участвовал в подготовке плакатов ОКОН РОСТА, иллюстрировал книги и рисовал карикатуры. Художник по-особенному остро чувствовал время, в котором живет, поэтому со всем пылом принялся разрабатывать новый жанр — советский стиль искусства, который прославлял спорт, труд и здоровье. Главная героиня плаката — девушка, которая готовится метнуть диск, а за ее спиной — юноши бегут по дорожке, стреляют из винтовки и едут на велосипедах. В 1931 году в Советском Союзе появились нормы ГТО — к труду и обороне готовились на беговых дорожках, в тирах, велосипедных кроссах. Новые советские люди должны были успешно сдавать нормативы и с гордостью носить значок ГТО. Об этом и стихотворение, которое сопровождает плакат: «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан».

-3

А. Дейнека. Атлетом можешь ты не быть, 1933.

Работать, строить и не ныть!

Нам к новой жизни путь указан.

Атлетом можешь ты не быть,

Но физкультурником — обязан.

(Стихи- Арго)

ОГИЗ-ИЗОГИЗ. Москва-Ленинград. Тираж 30 000. Цена 75 коп. Печатный оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» (ГМВЦ «РОСИЗО»).

Петр Караченцов. «Каждый колхоз, каждый завод», 1936

1920-1930-е годы для молодой советской страны стали временем бурного развития авиации. Кадры для нее готовили аэроклубы, которые были тогда практически в каждом областном центре и летные училища. В 1936-м советские летчики, в том числе две тысячи добровольцев, на отечественных машинах вели бои в воздушном пространстве Испании, где шла Гражданская война. А к 1937 году в 18 авиашколах Советского Союза проходили обучение 23 тысячи курсантов.

-4

П. Караченцов. «Каждый колхоз, каждый завод», 1936

«Каждый колхоз, каждый завод, летчика даст в наш воздушный флот».

Москва-Ленинград. Тираж 50000 экз. Цена 80 коп. Оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (ГМВЦ «РОСИЗО»).

Дмитрий Моор. «Помоги!», 1921

Изможденный крестьянин с поднятыми руками, чье тело пронзает сломленный колос, — едва ли не самое пронзительное произведение, рассказывающее о чудовищной засухе, которая в 1921–1922 годах охватила Поволжье, Крым, Южную Украину, Прикамье, Казахстан, Башкирию, часть Северного Кавказа. Практически все сельскохозяйственные угодья страны. Бесплодная земля, умирающие от голода дети и взрослые — в лаконичном плакате художник передал весь ужас трагедии, призывая людей помочь.

-5

Д. Моор. «Помоги!», 1921

Плакат. Оригинал хранится в ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» (ФГБУК «ГЦМСИР»).

Фред Эллис «Интервенты», 1930

Американский карикатурист был штатным художником газеты коммунистической партии The Daily Worker. В 1930-х он жил в Москве, где сотрудничал с «Правдой», «Известиями» и Moscow Daily News. Журнал «Смена» посвятил Эллису большую статью, рассказывая о нем как о крупнейшем политическом рисовальщике, чьи шаржи служат делу пролетариата. После возвращения в США Фред Эллис продолжил работать в Нью-Йорке и преподавал в Американской школе художников.

-6

Ф. Эллис. «Интервенты», 1930

Рисунок для газеты «Труд». Оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (ГМВЦ «РОСИЗО»).

Фред Эллис. «План ликвидации безработицы», 1930

Эту карикатуру Эллис нарисовал для газеты «Труд», высмеивая методы оздоровления экономики, которые предпринимало правительство США в годы Великой депрессии. Несмотря на растущее число безработных, президент Гувер отказывался от прямой федеральной помощи и заморозил закон об оказании прямой помощи гражданам.

-7

Ф.Эллис «План ликвидации безработицы», 1930

Рисунок для газеты «Труд». Оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (ГМВЦ «РОСИЗО»).

Кукрыниксы. «Скорая помощь, или Трюки», 1952

Не было ни одного политического события, которое бы не нашло отражение в работах прославленной троицы карикутаристов — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. С их листовками солдаты прошли всю Великую Отечественную войну, Кукрыниксы фиксировали Нюрнбергский процесс, а в 1950-е сосредоточились на внешнеполитических событиях. В том числе на работе недавно созданной Организации Объединенных Наций, плане Маршалла, Карибском кризисе и появлении НАТО.

-8

Кукрыниксы. «Скорая помощь или Трюки», 1952

Рисунок. Бумага, тушь, акварель. Размер: 41,5х32,5. Оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (ГМВЦ «РОСИЗО»).

Кукрыниксы. «Благонадежная статуя Свободы», 1953

В центре внимания Кукрыниксов оказался и маккартизм, который пышным цветом расцвел в Америке в 1950-х. Поиск коммунистов по всех сферах деятельности, оставление списков неблагонадежных, в число которых попадали актеры, сценаристы, чиновники, всесторонняя борьба с «красной угрозой».

-9

Кукрыниксы. «Благонадежная статуя свободы», 1953

Рисунок. Бумага, тушь, акварель. Размер: 34х30. Оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (ГМВЦ «РОСИЗО»).

Кукрыниксы «Маккарти», 1955

У Кукрыниксов немало работ, критикующих сенатора Маккарти. В «Параде чемпионов по борьбе с коммунизмом» они изобразили его с портретом Гитлера подмышкой и в звездно-полосатой форме, которую тот делит с Конрадом Аденауэром. На работе 1955 года художники изобразили его в виде пикового короля, держащего зажженный факел, и в мундире, больше напоминающем смирительную рубашку.

-10

Кукрыниксы. «Маккарти», 1955

Рисунок. Бумага, тушь, акварель. Размер: 31,5х33. Оригинал хранится в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (ГМВЦ «РОСИЗО»).