Строго говоря мы только что пришли с завода, но на Канонерке стояли серьёзные грузовые пароходы и работяги были заточены именно на их ремонт. Есть сильное подозрение что с нашей шхуной они попросту не знали что делать. Машину починили, а остальное всё сами, сами. Наши преподы так особо и не возражали, им нас чем-то надо было занять.
Вообще видно что наша шхуна была слегка потрепана жизнью. То-ли её неосторожно на причал навалили то-ли ещё чего, но вмятина слева от якоря виднелась ощутимо. Впрочем это всё-равно уже было заделано а происходящее в цепном ящике капитана волновало несильно. Заделали нормально, ну как бы и ладно.
Это мы на форте. Наша вахта тогда была бдящая, свою смену я отстоял, уже мог бы и поспать, но я решил побродить по форту и пощёлкать на память нашу шхуну. Чтоб потом хвастаться фотографиями. В принципе видно что работенка по перенастройке концов требовала рук, чего на Канонерке видимо было маловато, поэтому всё обрушилось на нас. Боцман с подшкипером крутились как белки в колёсах, раздавая задания на день и контролируя ход их выполнения, учебная вахта ушла в трюм и чему-то там училась, бдящая вахта несла службу, хотя зачем на форту был нужен вахтенный у трапа я и сейчас не знаю, о вот приходилось бдить и там.
В общем все мы были чем-то заняты.
А это наш Кодор в полный рост. Видно что кораблик в общем-то низенький, но вот сколько на нём верёвок... Конечно в основном те же ванты были сработаны стальными тросами, но набивались они всё-таки сизальскими. Именно они переплетали юферсы и привязывали мачты к бортам. Именно эти концы нам и предстояло набить равномерно и с учётом, а вовсе не так как мы их приняли на Канонерке. По верёвкам шхуна представляла из себя единое целое, корпус играл, мачты тоже не были закреплены намертво, всё не то чтобы ходило ходуном, но слегка играло и эта игра должна была быть учтена в набивке всех концов, опутывающих шхуну.
В общем всё на нюансах, это вовсе не то что цельносварной корпус морского парохода.
Это деревяшка. Но так оно ещё и веселее.
Ещё одно фото в полный рост. Видно что мачты без гафелей. Это потому что парусное вооружение нашей шхуны было бермудское. Но нам-то так было ещё и проще. Подъём парусов проблем не обещал.
Правда под парусами мы ходили очень немного. В основном шли крутя гребной винт и рулить в рубке с таким настроем было довольно просто. Опять-же обзор морей без парусов был чётче а с учётом того что наши пути шли по тем-же фарватерам что были и у океанских пароходов, каждый из которых мог бы переехать нашу шхуну два раза не мурлыкнув, бдить за обстановкой штурманам приходилось очень основательно.
Мы тоже должны были бдить, но поди доорись с бака до рубки. Наш бдёж был чистой воды бутафорией, но преподы считали что это зачем-то нужно а спорить с ними нам было не с руки. Впереди была загранпрактика (о ней чуть раньше) и с преподами мы жили осторожно.
Бдить так бдить. Ладно.
А это Витя. Представитель рабочей вахты. Красит какой-то ящик. По-моему в них держали картошку, хотя с течением лет могу ошибаться. Конечно покраска на заводе шла бы несколько по-другому, но тот способ был нашим подшкипером сочтён неприемлемым, потому Витя просто мазюкает кисточкой все углы шелезякового ящика и ни на что особо не претендует.
Вообще красили мы много. Сначала шкрябками счищали ржавчину с места, потом мазюкали его суриком, чаще всего свинцовым, и под конец закрашивали всё тем цветом какой и предполагался вначале. Красить было очень много чего, эту работу Канонерка как-то упустила.
А может её и просто не заказывали. Работа-ж не бесплатная, а покрасить и кадеты-практиканты покрасят. В общем это всё не наша кухня, а нам чего сказали то мы и делаем.
Нормально.
Правда драить медяшку Канонерка тоже не спешила. Это рында. По-уши латунный судовой колокол который наш курсант снял с мачты, утащил на берег и сейчас, сидя на травке и намазюкав его пастой ГОИ старательно наводит на нём блеск.
Работа дурная, отполированная латунь свою полировку на свежем воздухе утрачивала в шесть секунд, но преподы почему-то считали что рында должна блестеть и мы по утрам всячески наяривали этот колокольчик, хотя и неначищенный он звенел будьте-нате.
Вот как мы начищали латунные пряжки наших ремней, так чистим и колокол. В принципе работа знакомая, но оттого не менее долбо***ческая.
Но надо. И фиг с кем поспоришь. Спорить мы не собирались, всё-равно на форте заняться было практически нечем, рында так рында. Несмертельно.
Работёнка продолжается. Ванты тоже надо было обиходить. Выбленки на них после ремонта здорово подскисли и мы сейчас их меняем. Выбленки деревянные и каждую надо примотать к вантам шкимушгаром чтобы потом по ним лазить на мачты. Приматывались они достаточно специфически и подшкипер старательно объяснял курсантам что им надо делать. Ну чтобы потом переделывать не пришлось. С нашим капитаном это было просто. Чуть что не так - всё по-новой.
А чего? Церемониться ему с нами нужды не было, нас было много, народ мы были подневольный, кэп развлекался как умел. Боцманской команде тоже от него доставалось а она оттягивалась на нас.
В общем все были чем-то заняты.
А это уже я. Сегодня наша вахта рабочая и моей задачей было отшккурить латунные буквы названия нашего кораблика. Работаю за бортом. С борта скинут штормтрап, я привязан страховочным поясом чтобы не свалиться в воду и вот наждачкой шкурю буквы.
Работёнка не самая толковая, но кэп решил что она зачем-то ему нужна, а наше дело было простое. Послали - пошёл. Хошь как хошь, а шкурь. Впрочем у других курсантов нашей вахты работёнка была тоже не шибко сильно интеллектуальная, так что мне ещё повезло. По крайней мере никто над душой не стоит и ценными указаниями не воодушевляет. Висю себе за бортом, а чего я там делаю - не так уж и важно.
Собственно таким и было начало нашей практики на "Кодоре". Вахты чередовались и на следующее утро наша была учебная, мы загрузились в столовку и там препод начал учить нас всему тому, что мог бы сказать и в мореходке, но ему тоже было нарабатывать себе часы и нам всем деваться было решительно некуда.
А вообще весёлое было время. Ответственности никакой, что надо делать решают за нас, а уж что получится в итоге нас не касается. Собственно в те времена мне и пришла в голову мысль что этот фактор очень стоит запомнить и взять на вооружение на будущее.
Собственно потому я и остался матросом и и на что большее уже не претендовал.
Жаль что тридцать лет назад здоровье меня с пароходов списало, но тут уж...
Ничего. Переживаемо.
Удачи.