Статья так именуется не потому, что она на ярмарку тщеславия. Это как для сапожника сапоги шить. При том, что башмачник не знает, что готовит изделие для профи. Потому вдвойне интересно. И когда медсестра появилась на пороге нашей 3-местной палаты, где помимо нас с Мишкой еще две мамы с малышами, я буквально захлопала в ладоши от удовольствия. Сейчас мне будет очень интересно! И теперь полезностями и интересностями на тему первичной диагностики слуха я поделюсь с вами глазами обывателя с комментариями специалиста.
Конечно, статью можно было назвать примерно так – гигиена слуха. Но это как на уроке ОБЖ в средней школе, который скучен и не возбуждает интерес ученика. Хотя и на тему гигиены дам пару практических рекомендаций. В первую очередь родителям, как напрасно не тревожиться, если ребенок не реагирует на звуки.
В 2010 г мы с Гришей, моим средним сыном, в стенах фрязинского роддома уже эту процедуру обязательного слухового скрининга новорожденных опробовали на своей шкуре. Тогда программа неонатального аудиологического скрининга только 2 года как стартовала в России. Все только учились ее выполнять, да и по сей день, можно сказать, что еще учатся. Да, в итоге процедуру не сделали совершенной в исполнении. Однако ясно видно в моей профессиональной практике, что возрастной ценз выявления нарушений слуха явно и заметно уменьшился. И, если до 2008 г становилось понятно, что ребенок не слышит в среднем к 5 годам, то сейчас выясняется сей факт значительно раньше. А это значит, что с помощью комплексных реабилитационных мероприятий дети даже с врожденной глухотой имеют шанс на нормальное развитие речи и своевременное поступление в школу со слышащими сверстниками.
Конечно, эта процедура не сможет вам дать ответ на вопрос: «А слышит ли мой ребенок полноценно?», но точно укажет на наличие самой острой проблемы среди возможных в отрасли различных нарушений слуха. И, пусть скрининг окажется непройденным хотя бы на одно ухо, то малыша направят на всестороннее обследование, которое приведет к точному диагнозу. Если же скрининг на оба уха будет пройден в роддоме, то тоже не значит, что ваш малыш слышит хорошо. Наблюдать за слухом и реакциями по-родительски все же необходимо, так как, как минимум, нарушение слуха бывает и приобретенным в первые годы жизни. А, во-вторых, может быть, и процедура скрининга проведена быть некорректно. И по сей день много где ее проводят неверно.
Так было со вторым сыном. С первым, в 2006-м, в роддоме такой процедуры не было в помине, так как госпрограмма стартовала только в 2008 году. В 2010 г, когда родился второй сын, слух пришли проверять на 3-и сутки, как положено. Но фатально со стороны медсестры ошибиться было в том, что проводила она процедуру, когда ребенок не был в покое. Он не спал, шевелился активно. Потому заработал статус «Не прошел» на левое ухо. Я, конечно, значения не придала, так как знала, в чем ошибка. И самое главное – видела, что ребенок дает четкие слуховые реакции. Потому сомнений в слухе Гриши не было.
Но меня приятно удивило, что через 3 месяца эта история имела продолжение и ЛОР-врач из местной поликлиники буквально разыскала нас для проведения повторной процедуры отоакустической эмиссии. Она сделала все по канонам и сын скрининг прошел. От нас отстали. А, если бы снова не прошел, то мы с ним отправились бы на второй этап скрининга, где получили бы какой-то диагноз по слуху.
На дворе 2023-й, скрининг слуха является обязательным в стране по сей день и проводится каждому младенцу на 3-4 сутки после родов, если он доношенный. Вот и пришла сестра к нам в палату с тележкой, на которой располагались аксессуары для обследования и с порога заявила: «Сейчас я буду проверять слух вашим детям!». Ликбез по процедуре соседкам я провела заранее, потому к персоналу уже вопросов не было. В ответ на мои эмоции приветствия она цыкнула: «А вот лишний шум здесь ни к чему!». Чувствуя себя хозяйкой положения, таким образом она закрыла мне рот. Ладно, стерплю, она и впрямь сейчас хозяйка. Велела детей спящих предоставить ей на осмотр первыми, а кто бодрствовал – немедля, приложить к груди и организовать им искусственную неподвижность. Это правильно. Спящим и готовым первым оказался Мишка. Подкатила свою телегу к нему и велела всем окружающим в палате не дышать, пояснив, что звуковые помехи влияют на аппарат. Вставив зондик в ухо сыну, она пристально смотрела в экран своего прибора. Я снимала происходящее с сыном на камеру. Она снова цыкнула: «Не надо меня снимать!». Терпеливо ответила, что ее снимать я и не планировала, а, если бы хотела, то спросила разрешения. А собственного сына снимать, и запечатлеть сей исторический момент проверки слуха, мне никто не запретит. Вообще не помеха эти ее звуковые толки для ее процедуры. Статус «Прошел» сын получил и на правое ухо, позволив сделать замер в покое и с другой стороны.
Когда аналогичные действия она выполняла со второй соседкой по палате, то третий ребенок заплакал. Процедура затянулась и мамка затревожилась: «Что? Что-то не так?». Но сестра, которая огрызалась не только мне, явно выглядела как с похмелья. Может и впрямь потому у нее день не задался и она цыкала на всех. Но, перемерив, вынесла вердикт, что и второй младенец в палате скрининг прошел. После процедуры у третьего она умозаключила, что все дети 151-й палаты – будущие выпускники музыкальной школы, так как слух у всех идеален. Вот тут она и могла ошибаться. Но это уже неважно, так как процедуру она выполнила верно. И все, что от нее требовалось на данном этапе тоже, кроме лишних слов.
И все же для обывателя, для мам и пап, особенно в семье, где появляется первенец, сложно понять, слышит ли малыш. Вот вернусь опять к картине в нашей палате. Три мамы и три малыша. Все ведут себя шумно, не стесняясь. Плюс действия персонала, которые часто безалаберно врывались в палату и хлопали дверьми. Притом ни один из спящих младенцев не просыпались от производственного шума в помещении. Почему? Неужели они все трое у нас глухие? Нет, не поэтому.
Во-первых, несовершенство слуха имеет место быть до 3-месячного возраста, то есть ребенок и впрямь слышит не на полную катушку. Во-вторых, во утробе матери тишину тоже никто не соблюдал. Потому ребенок привык к шуму и не реагирует на него как на раздражитель и помеху сну. В-третьих, слышит не равно реагирует, ибо не обязан.
Пристально наблюдая за слуховыми реакциями собственного сына, я лишь однажды поймала за 4 дня в роддоме одну реакцию, имеющую прямую причинно-следственную связь между звуком и ответом. Когда в самой палате было относительно тихо, а из коридоров доносился лишь фоновый шум, сосед чихнул, как это бывает внезапно и Мишка вздрогнул. Это было четко, без зрительного подкрепления. Потом дома я увижу больше подобных реакций, но за первые 4 дня видела только одну и это я – спец в отрасли реабилитации нарушенной слуховой функции, сурдопедагог.
А теперь статью глазами обывателя переключу на профматериал. Если интересует, как держать на контроле родителю ситуацию со слухом ребенка читайте мою публикацию на данную тему: