Найти тему
Нео-Буддист

Религии современного Китая: хорошие против плохих

Теоретически партия китайских коммунистов гарантирует гражданам своего государства религиозную свободу. Однако на практике эта свобода оказывается весьма ограниченной. Одним из основных таких ограничений служит список так называемых «реакционных тайных обществ» или в более разговорной версии — список опасных культов(сиэ дзяо 邪教).

Практика занесения в «список вредных сект» какой-либо неугодной правительству организации, напрямую или косвенно связанной с религией, с последующим жестоким преследованием и уничтожением — это давняя китайская традиция, начавшаяся ещё в эпоху династии Минь (сер. XIV до сер. XVII веков). Не смотря на то, что этот период считается расцветом классической китайской культуры, именно тогда имперское правительство ввело систему подавления всевозможных «еретических учений», которые объявлялись опасностью общественному и государственному порядку, заносились в чёрный список и с ними больше не церемонились. Как рассказывает в своём эссе Massimo Introvigne, в течение более чем столетия, с 1725 по 1843 год, в этом списке значилось и христианство.

Список опасных культов используется в Китае и по сей день. Как только коммунисты под предводительством Мао захватили власть в Пекине, на следующий же год они провели тотальную зачистку весьма популярной тогда церкви Йигуаньдао — народного нео-христианского культа, совместившего в себе поклонение Богоматери Марии и деревенского культа Праматери Гуаньши. Тогда коммунисты безжалостно расправились с тринадцатью миллионами последователей этой церкви. Понятно, что это был вовсе не религиозный конфликт, просто Мао нужно было устранить столь популярного конкурента за власть над умами. Спустя сорок лет не менее жёстко компартия расправилась и с Фалунь Гун — организацией, построенной на базе занятий гимнастикой ци-гун с разносортными добавками из Трёх Учений (так называется официальная религиозно-философская доктрина Китая, утверждающая в качестве духовных основ Конфуцианство, Буддизм и Даосизм). Поначалу партийная бюрократия благоволила основателю этого культа, но потом в Пекине поняли, что он становится слишком уж популярен, и прикрыли эту лавочку со всем партийным усердием.

С 1999 года понятие опасного культа внесено в китайский уголовный кодекс и за участие в любом «реакционном тайном обществе» людей отправляют в тюрьму на срок до семи и более лет. Участием может расцениваться как чтение или хранение определённой литературы, так и ведение разговоров на соответствующие темы. За этим следит специальная «ассоциация против опасных культов», по сути партийный комитет по надзору в сфере религий, а тем, кто доносит в этот комитет о подозрительных граждан, выплачивают денежные вознаграждения.

Определение «опасного культа» китайская партийная власть даёт довольно обобщённо. Таковым признаётся любая нелегальная, то есть не санкционированная партией, организация, которая использует любые религиозные формы, чтобы контролировать членов своих сообществ, распространять суеверия, популяризировать своих лидеров и вообще вредить общественному порядку. Поскольку понятие столь обобщённое, главным определением являются списки запрещённых организаций, которые регулярно обновляются.

В самой компартии Китая в отношении «опасных культов» сложилось вполне чёткое представление: к ним решено относить любые так называемые «плохие религии», которые отличаются от «хороших религий» тем, что последние так или иначе аффилированы с правительством. Например, широко распространённая в Китае протестантская церковь Троицы — хорошая, потому что многие её священники являются членами партии и церковь, соответственно, полностью лояльна и подотчётна партийному руководству. То же самое относится и к организациям, относящимся к Трём Учениям. Всё это соответствует установившемуся консенсусу, что хотя в далёком будущем коммунисты несомненно избавят мир от всех религий, пока что полезно предоставить людям доступ к некоторым «хорошим религиям» и выкорчёвывать все остальные, плохие, которые к тому же официально объявлены вовсе никакими не религиями, а вредными суевериями и попросту криминальными структурами.

Для «хороших религий» при правительстве Китая действуют пять комитетов, которые называются ассоциациями:

- Китайское патриотическое движение протестантов, вкратце называемое Церковью Троицы

- Китайский католический патриотический комитет, вкратце Патриотическая католическая церковь

- Китайская мусульманская ассоциация

- Китайская даосская ассоциация

- Китайская буддистская ассоциациями

В буддистскую ассоциацию формально входят восемь главных буддийских учений Китая, или восемь школ китайского буддизма, как это принято называть, но это можно считать слишком уж сильной формальностью, так как чётких границ между этими школами в жизни не наблюдается. Пожалуй, самым заметным отличием будет лишь то, что в современном китайском буддизме можно отличить так называемый «академический» буддизм, который в общем пользуется поддержкой правительства, и народный, в котором книги не читают, о почитают, в котором много веры в магию и различных суеверий, с которыми правительство пытается бороться. Где-то между этими полярными массами находится тонкая жилка интеллектуального буддизма, который попытались возродить некоторые китайские интеллигенты в начале прошлого века и жизнь в этом начинании ещё теплится, но будущее его неясно. А вот у представителей народного буддизма будущее может быть более определённым и не таким уж радужным. Особенно для адептов широко распространённой церкви «Чистая Земля», которые молятся Амида-будде, то есть Будде Бесконечного Света — символической фигуре, представляющей великую силу Будды, способного спасти от попадания в ад любого грешника. Проблема этой церкви, как легко догадаться, именно в её популярности и распространённости. Особенно в распространённости, так как «чистоземельцы» действуют далеко за пределами Китая, а именно это является самым неприятным для коммунистического правительства. Оно всеми силами ограничивает возможное иностранное влияние на своих подданных по религиозной линии — это неизменная стратегия, которую проводит партия и от которой не собирается отказываться.

Ранее главные силы были направлены против влияния Далай Ламы — духовного лидера тантрических буддистов и главы тибетского правительства в изгнании. В 2021 году раздался новый «звонок» и теперь под удар попали буддисты-амидаисты. В чёрный список попал один из популярных священников и учителей этого буддийского толка мастер Дзинзун, не смотря на то, что он уже много лет является настоятелем весьма популярного монастыря в Xuancheng City, Anhui province, China.

Но популярность — опасная вещь. Как писал Нагарджуна в «Письме другу»:

Познавший этот мир сказал:

Убытки или прибыль, кайф и боль,

Хула или хвала, позор и слава –

вот эти восемь бытовых забот,

подобные противовесам на весах;

Не позволяй им нарушать баланс твоего духа.