Найти в Дзене

Папирус Зенона и специализация учета

Оглавление

Историю бухгалтерии мы знаем по разным источникам. Одними из наиболее интересных и достоверных являются древние документы. Один из таких артефактов был найден в 1915 году. Бухгалтерия одного имения эллинских времен многое рассказала об учете в III в. до н. э.

Больше 1000 документов получили название «Папирус Зенона». Зенон много лет управлял имением Аполлонуша и скрупулезно вел бухгалтерский учет. Хозяйственная деятельность имения отличалась разнообразием. И управляющему пришлось учет специализировать.

По сути, Зенон реформировал бухгалтерию, которая велась в частных поместьях. Он сформулировал ее цели, задачи, систему учета.

Цели бухучета по Зенону

Из папируса стало известно, что реформирование бухгалтерии началось в 256 г. до н.э. Результатом реформы стала специализация учета по отраслям хозяйства.

Ключевыми целями стали:

  • Определение имущественного положения гражданина – для этого создавался и велся системный учет материальных ценностей, запасов, расходов и приобретений, кредиторской, дебиторской задолженности.
  • Исчисление хозяйственного эффекта по отраслям – для этого применялись приемы экономического анализа.
  • Сохранение собственности владельца имения.

Зенон сделал ставку на специализацию и не только не прогадал, но и сформировал тренд. С его времен, по сути, начался раздельный бухгалтерский учет виноградарства, животноводства, земледелия и других областей хозяйства в отдельно взятом имении. По каждому виду деятельности управляющему представлялась отчетность. Ее составление было поручено уполномоченным лицам.

Счета и проводки

Бухгалтерия Зенона предполагала документирование фактов хозяйственной деятельности имения. Бухгалтерская первичка тщательно проверялась и хранилась. Документооборот строго регламентировался. Правила заполнения документов и их представления управляющему утверждались заранее, доводились до сведения уполномоченных лиц. Сроки отчетности также были установлены.

Для ведения учетных регистров использовались принципы систематической записи. Счета в регистрах велись финансовые, личные и материальные. Особый интерес представляют последние. Материальные счета времен Зенона содержали больше всего записей. В группу счетов входила касса (центральный денежный счет) и счет материальных запасов. К МПЗ относили строительные материалы, импортные товары, вино, хлеб и другое. Интересно то, что классифицировали счета по принципу общности происхождения предметов. Например, импортное вино отражали не на счете «Вина», а на счете «Импортные товары».

Личные счета времен Зенона тоже представляют немалый интерес. Они легли в основу контокоррентных счетов с указанием задолженности и ее погашения, которые сегодня используют бухгалтеры. И от современных записей в учете эллинские мало отличались.

Развитие лицевых счетов в имении, которое находилось под управлением Зенона, обусловлено распространением наемного труда и натуральной оплаты. Поступления и выплаты отражались на счете имения (собственника), долги – на лицевых счетах наемных рабочих.

Налоговые счета в бухучете тоже были. В частности, в папирусе описаны счета налогов на имущество. Велись они, правда, не в денежном, а в налоговом измерении.

Проводки по всем счетам делали в хронологическом порядке, а сальдо выводили после каждой записи. Также подводились дневные итоги и формировались сводные бухгалтерские документы. Это не что иное, как принцип накапливания. Очевидно, что в III в. до н.э. он уже использовался.

Ошибки при ведении учета тоже случались. Их можно и нужно было исправлять. Делали это с помощью пометок на полях папируса.

Отчетность по итогам периодов отражала состояние запасов, доходов и расходов отдельно по отраслям и имению в целом. Сдавались отчеты за месяц, год и за три года.

Первичные документы

Разнообразной и сложной в эллинские времена была первичная документация не только в отдельных имениях. Например, в армии начисляли зарплату по платежным ведомостям. Ведомости потом сдавали финансовому чиновнику специального государственного органа (по аналогии с современным казначейством). Чиновник проверял ведомости, ставил отметку о необходимости выплат, передавал документы банку. И только после этого представитель воинской части мог получить средства для выплат солдатам.

Для получения денег в банке нужна была доверенность (антисимбол). Документ сверялся с платежной ведомостью. На выданную банком сумму представитель воинской части получал квитанцию (симбол). Квитанция сдавалась в бухгалтерию в подтверждение получения денег на выплату зарплаты.

Интересно, что конечная сумма выплат в ведомости могла быть меньше запрашиваемой. Финансовый чиновник (казначей) запросто резал выплаты, если они казались ему избыточными.

Регистрацию ИП предельно упростили и… закрыли для людей без прописки

Кассовый учет по-новому

7 лет тюрьмы за банкротство – такие дела!

Проблемы со сдачей деклараций по НДС не за горами

Несовершеннолетние самозанятые врываются в бизнес

Лишение свободы за подделку ЭЦП – новая реальность

-2