Стремительное начало Золотого века в научной фантастике можно назвать с точностью до года. Но имеет ли он конец?
Множество ярких примеров работ видных деятелей приведены ранее и многое уже обговорено.
Можно бесконечно переиначивать одни и те же приёмы: дать лазерный бластер и силовую броню другому герою, переименовать планеты и противоборствующие стороны, поменять местами детали космического корабля и т. п.
Можно делать больше допущений и объединять в одном произведении больше разновидностей (поджанров), лишь бы это было эргономично и красиво взаимосвязано. Всё равно всё остаётся тем же самым, только вид сбоку.
Кстати, отсутствие новых изобретений и открытий в научной фантастике свидетельствует о замедлении или вообще о тупике в развитии реального прогресса, а как мы помним именно технологический прогресс влиял на рождение и жизнь НФ, либо неумении автора описать и/или неспособности читателя понять изобретение или новшество на бумаге.
Пришло время подумать о последствиях внедрения технологий на развитие человечества. Но не ищите здесь хронологического порядка, ибо к вопросу о социальной составляющей авторы обращались с самого рождения НФ.
Собственно социальная научная фантастика. В этих произведениях изобретения обыденность, окружающая людей повсюду, а авторы делают акцент на социальных и этических вопросах, чаще касающихся государства или человечества в целом.
Снова вернёмся в 1895 год к произведению «Машина времени». Герберт Уэльс здесь показывает социальный строй мира будущего: марлоки - потомки рабочих; элои - потомки элиты общества (социальное неравенство). И те, и те за тысячелетия существования, не требующего умственной деятельности, практически лишились разума. Уэльс на примере показывает, какая учесть ждёт люд земной, если не исчезнет классовая борьба.
Или же мир не выдержал натиска прогресса и разрушен до основания, а человечество отброшено в развитии и не скоро аклимается (постапокалиптика и апокалиптика).
С античных времён человек создавал труды со своим виденьем идеального государства. И писатели-фантасты не отказывали себе в этом. Технологически развитое, резко разделённое на слои общество, под колпаком тоталитаризма в антиутопии. Или светлое, чистое, не лишённое благ и плодов технического прогресса, естественно, коммунистическое (например) общество в утопии.
Альтернативно-историческая фантастика, киберпанк, стимпанк, даже технофэнтази(объединение техники с магией), и прочее - всё это относится к научной фантастике.
”Какими вы будете”
«Полдень XXI века», А. Н. и Б. Н. Стругацкие
Название одной из глав произведения как предисловие к эпилогу.
Вообще я предвзято отношусь к творчеству Стругацких и трезво мыслить не могу от восхищения. В целом советские фантасты это отдельная для меня тема. Это особенный мир, со своей неуловимой изюминкой. И впервые с научной фантастикой (на тот момент я не знал, что это она) я столкнулся увидев советский мультфильм «Тайна третьей планеты».
В завершении почему то захотелось сказать, что советская фантастика ассоциируется у меня с детской песней тех лет:
“Слышу голос из Прекрасного Далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?”
И действительно, пока мы ждём появления гения, который представит нам новую веху, который позовёт нас в чудесные края, мы с наслаждением будем перечитывать запомнившиеся произведения.
В комментариях делитесь произведениями, которые повлияли на вас, а также своим виденьем будущего НФ. И не забывайте подписаться!
Часть первая
Часть вторая
© Олег Старцев, «Нестоличный ЛитераторЪ» 2023г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.