Шёл девятнадцатый век. Люди читали «Отверженные» Виктора Гюго, «Униженные и оскорблённые» Фёдора Достоевского, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, перечитывали «Мёртвые души», «Граф Монте-Кристо» и «Три Мушкетёра», и предстоящие новшества в литературе ничем себя не выдавали.
Пока один французский писатель не привносит в романтику приключенческого жанра Науку. Точнее, допущения в области географии, биологии и истории, к которым у автора было влечение. «Путешествие к центру Земли» 1864 года публикации, повествует о невероятных приключениях героев, совершивших переход под землёй (под Атлантикой и Европой), через сокрытый от человечества мир, с доисторическими ящерами и растительностью, попутно делая интересные открытия.
В то время карты ещё имели белые пятна, и пока первооткрыватели только строили планы и собирались в полные опасностей и неизвестного экспедиции, допуская неточности, питая свой ум и подстёгивая воображение существующими тогда недоказанными гипотезами, Жюль Верн пускает своих героев в дальние плавания.
Стоит отметить, что допущения в науке существовали в литературе ещё до расцвета творчества Жюля Верна. Бытует мнение, что в опубликованном впервые в 1818 году романе «Франкенштейн, или современный Прометей» эксперимент Виктора Франкенштейна по созданию из мёртвой материи живой и, таким образом, оживлении существа (монстра), относится к первым веяниям научной фантастики. Казалось бы: есть и специфичное оборудование, и интересный, с точки зрения науки, результат. Представляется, по крайней мере, очень интересно и масштабно (что бы это не значило). Однако, автор - Мэри Шелли - не утруждала себя объяснениями, каким же всё-таки образом мёртвая материя собрана в целый организм. Исследователи в области литературы предложили этому объяснение: женщина не интересовалась наукой, в частности медициной, хотя бы, но увлекалась трудами средневековых алхимиков. Что касается приборов, «вдохнувших» жизнь в монстра с помощью электрического тока. Животное электричество - гальванизм, в биологии прохождение тока по мышцам и тканям животного, вызывающего судороги, открыт Луиджи Гальвани. В отличии от Луиджи, ставившим эксперименты на препарированных животных, его племянник, Джованни Альдини, решился на опыт с трупом человека и, на демонстрации опыта с повешанным заключённым 18 января 1803 года, провернул такое, о чём потом писали в «London Times» “Несведущей части публики могло показаться, что несчастный вот-вот оживёт”. Через пятнадцать лет, вдохновлённая этим (Наверное. А чем же ещё?) Мэри оживляет монстра на страницах романа. Право называть это НФ мы оставим на совести критиков и исследователей.
Не изменяя своей любви к морю, создаёт Верн загадочного капитана Немо. Только на этот раз судно, возглавляемое им, не обычный фрегат или яхта.
“…Капитан разложил передо мной чертежи, представлявшие в продольном и поперечном разрезе план «Наутилуса». Затем он сказал:
– Вот, господин Аронакс, чертежи судна, на котором вы находитесь. Судно представляет собой сильно удлиненный цилиндр с коническими концами. По своей форме оно напоминает сигару, а эта форма считается в Лондоне лучшей для подобного рода конструкций. Длина цилиндра семьдесят метров; наибольшая ширина – восемь метров*. [*Прим. автора: на минутку, первая ПЛ Королевского флота Великобритании времен до Первой Мировой войны (1900 год) имела длину всего ~19 метров, наибольший диаметр ~4 метра.] Пропорция судна несколько отступает от обычного для ваших быстроходных паровых судов отношения ширины к длине, как единицы к десяти, но и при данном соотношении лобовое сопротивление невелико и вытесняемая вода не затрудняет хода корабля. Эти две величины уже позволяют вычислить площадь и объем «Наутилуса». Площадь его равняется одной тысяче одиннадцати и сорока пяти сотым квадратных метров, объем равен одной тысяче пятистам и двум десятым кубических метров; короче говоря, корабль, полностью погруженный в воду, вытесняет тысячу пятьсот и две десятых кубических метров, или тонн, воды...
…«Наутилус» имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле, благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклепкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путем сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями. Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен семи целым и восьми десятым. Толщина наружной обшивки не менее пяти сантиметров, вес триста девяносто четыре и девяносто шесть сотых тонны. Внутренняя обшивка, киль – в вышину пятьдесят сантиметров и в ширину двадцать пять сантиметров, весом шестьдесят две тонны, – машины, балласт и прочее оборудование, обстановка, внутренние переборки и пилерсы – все это, вместе взятое, весит девятьсот шестьдесят одну и шестьдесят две сотых тонны. Таким образом, общий вес судна составляет одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых тонны…”
«Двадцать тысяч льё под водой», Жуль Верн.
«Двадцать тысяч льё под водой» 1870 год. Автор подробно описывает техническую составляющую изобретений. «Наутилус» - очень манёвренная подводная лодка, смелое воплощение инженерной мысли, с красивым названием, почему нет; электрические двигатели, подводные скафандры, всему нашлось объяснение, порой очень подробное, как в учебнике, с указанием сотых после запятой.
Но не только неизбывная мечта по морю говорила в работах автора. За пять лет до приключений капитана Немо, тройка храбрецов в полом металлическом цилиндре, не хитрым, но очень неожиданным для этих целей методом отправляются к Луне в романе «Из пушки на Луну», а в 1869 году продолжают свои приключения в романе «Вокруг Луны».
Технологический прогресс оказывает влияние на людей и на литературу.
В 1905 году в немецком научном журнале публикуются «К электродинамике движущихся тел» (с этой статьи начинается Теория относительности) и «Об одной эвристической точке зрения, касающейся возникновения и превращения света» (одна из основополагающих работ фундамента квантовой теории) - названы две из трёх революционных работ Альберта Эйнштейна. Примерно в это же время, так же немецкий учёный, математик Герман Минковский предлагает четырёхмерную математическую модель кинематики теории относительности (следом вышла его книга «Пространство и время», существенно повлиявшая на формирование ТО). А за десять лет до этого, английский писатель и публицист Уэллс Герберт Джордж, объявляет, что наша реальность есть четырёхмерное пространство-время. «Машина времени, изданная в 1895 году, является не только научно-фантастическим, но ещё и пророческим романом. Конечно, не сам, по воспоминаниям автора, а выслушав мнение одного человека, в свою очередь составленное по мотивам книги Чарльза Ховарда Хинтона, британского математика и мистика, «Что такое четвёртое измерение?», он предлагает техническое допущение - машину времени.
“ - А однако же, это совершенно упускается из виду, - продолжал Путешественник по Времени с легким оттенком веселости в голосе. - Время и есть то, что подразумевается под Четвертым Измерением, хотя некоторые, трактующие о Четвертом Измерении, не совсем разбираются в этом. Это просто другой способ смотреть на Время. Единственное различие между Временем и любым из трех пространственных измерений заключается в том, что наше сознание движется вдоль него…
…Предмет, который Путешественник по Времени держал в руке, представлял очень искусно сделанный блестящий металлический остов немного больше маленьких часов. Он был сделан из слоновой кости и частично из какого-то прозрачного хрустального вещества…
-Эта маленькая штучка только модель, - сказал Путешественник по Времени, облокотившись на стол и сложив руки над аппаратом. - Это маленькое воспроизведение моей машины для путешествия по Времени. Вы замечаете, что у нее удивительно странный вид? Например, вот у этой пластинки очень смутная поверхность, как будто бы она в некотором роде не совсем реальна.
Он указал пальцем на одну из частей модели:
- Вот в этом месте находится маленький белый рычажок, а здесь другой.
…Мы все видели, как рычаг повернулся. Я глубоко убежден, что здесь не было обмана. Произошло движение воздуха, и пламя лампы заколебалось.
Одна из свечей, стоявших на камине, погасла. Маленькая машина закачалась, сделалась неясной, на секунду мы видели ее, как тень, как призрак, как вихрь слабо блестевшей бронзы и слоновой кости, - и затем исчезла, пропала.”
«Машина времени», Герберт Уэллс.
До этого уже упоминалось странствование человека сквозь время американским журналистом и писателем Эдвардом Пейджем Митчеллом, в рассказе «Часы, которые шли назад» в 1881 году.
“Он завёл часы. Стрелки с невообразимой скоростью завертелись справа налево. Казалось, мы и сами кружились в их вихре. Бесконечность умещалась в минуту, a человеческие жизни пролетали каждую секунду. Ван Стопп, раскинув руки, кружился вместе со стулом. Дом вновь встряхнуло. В тот же миг огненный шар пролетел над нашими головами, оставляя за собой волну едкого дыма и наполняя комнату ослепляющим светом, и врезался в часы. Ван Стопп лежал ничком. Стрелки остановились.”
«Часы, которые шли назад», Эдвард Митчелл.
Только возможность передвигаться во времени в рассказе носит философский уклон, а техническая часть довольно проста. Но не проще способа, предложенного Марком Твеном в 1889 году в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» - удара лома по голове героя, в последствии очнувшегося в средневековье, в эпоху короля Артура.
Представленное в 1897 году произведение «Война миров» того же Герберта Уэллса, предсказывает технологию боевого отравляющего газа.
“…позже я узнал, что значили эти зловещие, расползавшиеся в темноте черные кучи. Каждый марсианин со своей позиции на упомянутой мной громадной подкове по какому-то неведомому сигналу стрелял из своей пушки-трубы по каждому холму, лесочку, группе домов, по всему, что могло служить прикрытием для наших орудий. Одни марсиане выпустили по снаряду, другие по два, как, например, тот, которого мы видели. Марсианин у Рипли, говорят, выпустил не меньше пяти. Ударившись о землю, снаряды раскалывались – они не рвались, – и тотчас же над ними вставало облако плотного темного пара, потом облако оседало, образуя огромный черный газовый холм, который медленно расползался по земле. И прикосновение этого газа, вдыхание его едких хлопьев убивало все живое.
Этот газ был тяжел, тяжелее самого густого дыма; после первого стремительного взлета он оседал на землю и заливал ее, точно жидкость, стекая с холмов и устремляясь в ложбины, в овраги, в русла рек, подобно тому как стекает углекислота при выходе из трещин вулкана.”
«Война миров», Герберт Уэллс.
Лишь через семнадцать лет, в 1914 году, в сотрясающей Европу Первой Мировой войне французы применили раздражители - этилбромацетат и хлорацетон, затем немцы применили газообразный хлор. Что у марсиан, что у людей химическая атака действует одинаково. Если на миг допустить мысль, что администрации и армии противоборствующих стран позаимствовали идею у писателя-пророка, становится не по себе. Конечно, это не так. Фактически, думаю я, Герберт Уэллс интересовался техническим прогрессом и достижениями, и, скорее всего, был знаком с зачатками наработок в этом направлении, ведь идея с тяжёлым, заполняющем окопы ядовитым газом лежит на поверхности. Хотя ужасы газовой атаки описаны им пугающе правдоподобно. В этом же романе фигурирует подобие лазера. Ещё, у меня сложилось стойкое убеждение, что марсиане добирались до Земли с помощью такой же технологии, как люди в романе Жюля Верна «Из пушки на Луну».
Наконец «Когда спящий проснётся», 1899 год, и «Война в воздухе», 1907 год, предрекают воздушные машины, самолёты. Здесь ничего мистического: первый полет человека с помощью технического оснащения имел место в древней Греции, когда Икар, на крыльях, сделанных отцом, взмыл ввысь. Шутка. В журнале «Nicholson’s Journal of Natural Philosophy» уже в 1809-1810 годах был опубликован труд английского изобретателя Сэра Джорджа Кейли «О воздушной навигации» - работа-пионер, с некоторыми основами теории полёта судна тяжелее воздуха. Да и кстати, в 1886 году некий изобретатель по имени Робур, под пером Верна, на мультикоптере «Альбатрос» уже совершал кругосветное путешествие.
Уэллс был сведущ не только в технике, но и в политике: «Мир освобожденный» 1914 - Вторая Мировая война в 1940-х годах. Но самое интересное здесь, опять же, технические предсказания: атом на службе энергетики, двигателестроения, и, конечно же, армии. Дословно: атомная бомба. Но лишь название и, частично, принцип действия, основанный на выдуманном химическом элементе, связывает задумку с реальной атомной бомбой.
“…сидел, широко расставив ноги; на полу между его ног стоял длинный, похожий на гроб ящик с тремя отделениями для трех атомных бомб – бомб совершенно нового типа, еще ни разу не испытанных, взрывное действие которых должно было продолжаться беспрерывно в течение неопределенно долгого срока. До сих пор каролиний – основное взрывчатое вещество этих бомб – подвергался испытаниям только в ничтожно малых количествах внутри стальных камер, впаянных в свинец. Помощник авиатора знал, что в темных шарах, покоящихся на дне ящика, стоявшего между его ног, дремлют гигантские разрушительные силы…”
«Освобожденный мир», Герберт Уэллс.
To be continued… 👉🏻 здесь
© Олег Старцев, «Нестоличный ЛитераторЪ» 2023г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.