Думаю, такого рода ликбез, не связанный напрямую с профессиональным языком какого-либо направления практической психологии, но и выходящий за рамки нашего обыденного опыта, может быть полезен как человеку, приходящему в терапию, так и любому человеку, «обдумывающему житьё», наблюдающему себя и других.
Почему метафора такой мощный инструмент психотерапии? Что это вообще такое?
Независимо от того, насколько хорошо вы помните определение метафоры(и ее многочисленных сестёр)со школьных или институтских лет, вы встречаетесь с метафорой каждый день. По той простой причине, что человеческое мышление метафорично по определению.
Всё в нашей жизни может быть метафорой чего-то еще; психические процессы метафорически представляют физические; процессы социальные – процессы отдельной личности; процессы природные – могут метафорически представлять всё это, и наоборот, в каком угодно порядке.
Вот человек идёт по дороге. Идущий человек превращается в образ проживания жизни как путешествия по жизненному пути. Вот человек танцует – даже если он делает это один, это все равно превращается в метафору отношений( с кем?с Богом?с миром? С неизвестным?) А уж если двое танцуют в паре – вот перед нами и взаимоотношения полов. Вот женщина проявляет мягкость, а мужчина напористость – метафорически они воплощают сам любовный акт, который не может состояться без проявления этих качеств мужского и женского на физическом уровне. И так далее до бесконечности.
Наше восприятие устроено так, что , наблюдая сочетание трещинок на стене, мы превращаем их в узнаваемый образ. Неважно, на что именно мы смотрим, мы будем связывать это с личным опытом. Это происходит потому, что само наше воспитание и взросление как человеческих детей происходит сочетанием двух базовых психических механизмов, проекции и интроекции.
Интроекция – говоря предельно просто – это поглощение, вбирание в себя образов внешнего мира, из которых мы строим собственную уникальную личность; присваивание сначала родительских черт, потом ценностей, исповедуемых ими, потом ценностей общекультультурных и общечеловеческих.
Проекция – обратный процесс, в котором мы структурируем внешние объекты в соответствии с нашим устройством и нашим опытом. Он непрерывно обогащается и изменяется благодаря контактам с другими, однако всегда сохраняется наш собственный уникальный взгляд на этот мир.
Эти базовые механизмы не хороши и не плохи; с одной стороны, это единственный способ стать человеком, а с другой - здесь живет множество побочных эффектов в виде неконструктивных интроектов, которые портят нам жизнь, или упорных проекций, которые нам очень трудно отличить от реального существующего человека или явления. Проще всего( но не легче) наблюдать чужую проекцию, направленную на вас. Не всегда она бывает лицеприятна. И вот тогда острее всего ощущаются побочные эффекты процесса.)))
Грубо говоря, проекция и интроекция – наше всё. Поэтому так называемые проективные методики так значимы в практике психолога.Что это такое?Это и работа с рисунками, и песочная терапия, и арт-терапия в принципе. Это и сказки, и метафорические карты всех видов, и разнообразные практики телесно-ориентированной терапии. Сюда относятся и поэтические тексты, и песни(работа с песней на стыке аналитической и телесной терапии - разрабатываемый мною групповой формат). Даже сама психоаналитическая работа с переносом – когда в отношениях терапевта и клиента восстают забытые содержания отношений ребенка и родителя – это тоже метафорическое переживание, проекция и интроекция в действии.
Как это работает в терапии? Например, дыхание – метафора контакта с миром, мы можем работать, наблюдая за тем, как человек дышит, насколько свободен этот процесс взаимообмена; как выражен принцип – вдох –выдох , брать-отдавать, если ли здесь затруднения...
В движении, например, в танце, мы наблюдаем тот же контакт – неконтакт. Где тело человека замирает, где ему трудно отдаться потоку танца, довериться партнеру? Если это парный танец, мы можем исследовать отношения мужчины и женщины. Если это песня - мы наблюдаем, что происходит с человеком – на эмоциональном уровне, что происходит с телом, какие образы или воспоминания поднимаются в нем?
Мы можем рисовать и сочинять историю по картам. Мы можем разыгрывать всем известные сказки. Можем использовать коллаж или мандалу, психодраматические расстановки или лепку из глины. Во всём этом будет осуществлять свою могучую силу метафора.
Помещенная в центр группового пространства или пространства индивидуального сеттинга, метафора – это личное содержание, которое мы вкладываем в некую условную форму.
Здесь нам важны несколько моментов.
Во-первых, отделенное таким образом личное психическое содержание становится доступно для наблюдения; человек обретает взгляд со стороны, которого так часто недостает, особенно в критических для нас ситуациях.
Во-вторых, это отделение дает нам большее ощущение безопасности. Нам легче говорить о персонаже сказки, настроении песни, нарисованном образе, чем о себе самом. Это снижает порог нашей цензуры, дает проявиться спонтанному, «детскому» поведению, состоянию игры.
В-третьих, благодаря этому, будучи в безопасности, наблюдая со стороны и играя, мы получаем возможность исследовать свои модели поведения в этом метафорическом пространстве, проживать свои чувства, открывать скрытые ресурсы, выносить трудные моменты. Содержания бессознательного могут проявиться символически и быть символически проработаны.
И самое ценное, мы можем присвоить этот пережитый опыт, новые навыки или вскрытые озарения. Вернуть их себе.
Возвращаясь к проекции и интроекции как к базовым принципам восприятия, можно сказать, что сначала мы проецировали нечто внутреннее вовне, взаимодействовали с ним, играли с метафорой, обнаруживая в ней значимый конфликт и разрешая его. И теперь мы снова интроецируем эти метафорические события, уже с теми изменениями, которые произошли в рабочем процессе.
Поэтому одной из задач психолога является помощь в пробуждении метафорического мышления клиента, его способности символизировать свой опыт и возвращать преображенные символы себе, в свое внутреннее пространство, а затем и в пространство своей социальной жизни.
Наталья Болычева(2017)
Автор: Болычева Наталья Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru