Взрослые члены семьи, родители, обычно несут ответственность за заботу о детях и их воспитание. Это включает предоставление основных потребностей, таких как питание, одежда, жилье, образование и здоровье, формирование нравственных и социальных ценностей, а также эмоциональная поддержка детям, помощь в развитие здоровой эмоциональной связи.
Иногда в семьях возникают ситуации, когда дети вынуждены выполнять функции взрослых, вместо того чтобы сосредоточиться на своем развитии и обязанностях, типичных для их возраста.
Возможные причины, по которым дети могут стать "родителями" в семье, могут быть разнообразными. Некоторые из них включают:
- Отсутствие или недостаток родительской заботы. В случае, когда взрослые члены семьи не выполняют свои обязанности по заботе о детях, например, из-за злоупотребления веществами, психических проблем или других обстоятельств, дети могут брать на себя ответственность за себя и своих сиблингов.
- Экономические обстоятельства. В некоторых семьях дети могут быть вынуждены брать на себя дополнительные обязанности из-за финансовых трудностей, например, если родители имеют низкий уровень дохода.
- Родительская незрелость. Иногда родители могут не обладать необходимыми навыками или ресурсами для выполнения своих родительских функций, что приводит к перекладыванию этих обязанностей на детей.
- Родительская недоступность. Если один или оба родителя отсутствуют, неспособны выполнять свои родительские обязанности.
- Родительская недостаточность в эмоциональной поддержке. Если родители не обеспечивают достаточную эмоциональную поддержку и уход за ребенком, он может стараться заботиться о себе самостоятельно и даже пытаться заботиться о родителях, замещая их эмоциональные потребности.
- Семейные дисфункции. В случае семейных конфликтов, развода, насилия или других сложных ситуаций, ребенок может пытаться компенсировать отсутствие стабильности и поддержки, принимая на себя роли и обязанности родителей.
Процесс, при котором ребенок или подросток берет на себя родительские функции и ответственность, которые обычно принадлежат взрослым, называется парентификация.
Это явление возникает, когда ребенок становится замещающим родителем или "родителем-ребенком" в семейной динамике.
Ребенок в таких ситуациях рано становится самостоятельным. Однако парентификация отличается от развития самостоятельности у ребенка.
Развитие самостоятельности у ребенка предполагает постепенное приобретение навыков и независимости в выполнении определенных задач в соответствии с его возрастом и развитием. Родители должны поощрять самостоятельность ребенка, предоставлять ему возможность принимать решения, брать на себя ответственность за выполнение некоторых задач и развивать навыки самообслуживания. Это способствует развитию самоуверенности, независимости и адаптивности у ребенка.
Однако, когда ребенок находится в условиях недостатка родительской заботы или семейных дисфункций, он может нести на себе слишком большую ответственность и заботу, которые превышают его возрастные возможности и ограничивают его нормальное развитие.
Парентификация имеет негативные последствия для ребенка. Она приводит к избыточной ответственности, потере нормального детства и ограничению возможностей для личностного и социального развития. Ребенок может чувствовать перегрузку, стресс и эмоциональную истощенность.
Для снятия парентификации и восстановления нормальной родительской динамики важна профессиональная помощь. Психологи, семейные терапевты или другие специалисты могут помочь разрешить семейные проблемы, обеспечить поддержку и ресурсы для родителей и помочь ребенку вернуться к своим возрастным ролям и обязанностям.
С уважением, Ваш психотерапевт, коуч, специалист по межличностным отношениям, Наталья Ахмедова
Автор: Ахмедова Наталья Георгиевна
Психолог, Семейный психолог Коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru