Найти в Дзене

Сад развития ребенка

Мария Монтессори

Уход за собственным садом может стать источником знаний и наслаждения для маленького ребенка. В то же время это деятельность, которая несет ответственность и заботу об окружающей среде.
Уход за собственным садом может стать источником знаний и наслаждения для маленького ребенка. В то же время это деятельность, которая несет ответственность и заботу об окружающей среде.

Бережная забота о живых существах дает удовлетворение одному из самых живых инстинктов детского разума. Таким образом, легко организовать активную службу по уходу за растениями и, что также возможно, и за животными. Ничто не рассчитано лучше, чем это, чтобы пробудить способность к предвидению в маленьком ребенке, который переживает свои мимолетные мгновения, не думая о грядущих днях. Когда он знает, что некоторые животные нуждаются в нем, что маленькие растения засохнут, если он не будет их поливать, его любовь новой нитью связывает воедино проходящие мгновения и следующий день.

Понаблюдайте за малышами, когда однажды утром, после того как они в течение многих дней с любовью и заботой подкладывали еду и воду рядом с насиживающими голубями, они обнаруживают птенцов! На другой день обнаруживается множество восхитительных цыплят, которые находятся там, где раньше были яйца, которые курица держала у себя под крыльями так долго. Какая нежность и какой безмерный энтузиазм! У детей рождается желание оказывать дальнейшую помощь; они собирают маленькие кусочки соломы, нити из старого хлопчатобумажного материала, клочки ваты для птиц, которые вьют свои гнезда под крышей или на деревьях в саду. И хор щебетания, нарастающий со всех сторон, благодарит их.

Метаморфозы насекомых и забота, которую матери проявляют к своему потомству, являются предметом терпеливого наблюдения детей и часто дают повод к рассуждениям, которые нас удивляют. Один маленький
ребенок был настолько поражен метаморфозой головастиков, что следил за их развитием, записывая различные фазы развития лягушки, как маленький ученый.

Растительный мир тоже взывает к ним. В одном доме детей в Риме, поскольку у них не было земли, которую можно было бы возделывать, они расставили вазы с цветами вокруг большой террасы. Дети никогда не забывали поливать растения из маленькой лейки. Однажды утром я нашла их сидящими на земле, они все собрались в круг вокруг великолепной красной розы, которая распустилась ночью - тихие и умиротворенные, полностью погруженные в безмолвное созерцание.

Однажды маленькая девочка, выросшая с любовью к цветам и садам, в которой ее мать и учителя никогда не позволяли ей испытывать недостатка, смотрела вниз с террасы, очевидно, очень взволнованная. "Там, внизу, - сказала она матери, - есть сад, где растут съедобные растения". Это был фруктовый сад, который, по мнению матери, не стоил восхищения, но который наполнил ребенка энтузиазмом.

Предрассудки в саду
Даже находясь среди Природы, мы не можем не нести с собой предрассудков, в отношении которых очень трудно установить истину. Мы создали для себя слишком символичное представление о цветах; мы пытаемся адаптировать деятельность детей к нашим собственным идеям вместо того, чтобы следовать за ребенком, чтобы интерпретировать его реальные вкусы и потребности. Таким образом, в саду ребенка принуждают к деятельности, искусственно созданной взрослым. Действие по помещению семени в землю, а затем ожидание, пока из него вырастет саженец, - это работа слишком малого масштаба, и она предполагает ожидание, слишком долгое для детей. Они хотят совершать большие дела и связать свою деятельность непосредственно с тем, что производит Природа. Без сомнения, дети любят цветы, но они очень далеки от того, чтобы довольствоваться пребыванием среди цветов, подолгу размышлять над их разноцветными соцветиями. Дети чувствуют глубокое удовлетворение, если они могут действовать, совершать открытия, исследовать, даже если это не касается внешней красоты.

В результате проведенных нами экспериментов детьми, которым предоставили свободу выбора, были продемонстрированы различные выводы, отличные от тех, с которых я сама начинала.

Работа, которая больше всего нравится детям, - это не столько посев семян, сколько сбор урожая: работа, как известно, не менее напряженная, чем другая. Можно сказать, что именно сбор урожая усиливает интерес к посеву семян. Любой, кто экспериментирует со сбором урожая, острее почувствует скрытое очарование посева.

Одним из самых блестящих экспериментов был сбор урожая зерна и винограда. Сбор урожая на кукурузном поле, составление из него снопов, которые будут связаны вместе яркими лентами, имел большой успех и может стать поводом для проведения восхитительных полевых фестивалей. Уход за виноградными лозами, очистка винограда, а также сбор красивых фруктов в корзины также могут быть превращены в всевозможные праздничные дни.

Все фруктовые деревья пригодны для такого рода работ. Сбор миндаля интересует даже самых маленьких детей, которые выполняют действительно полезную работу, настолько усердно они отыскивают спрятанный миндаль и собирают его в корзинки. Выслеживать клубнику, прячущуюся под листьями, - работа не менее приятная, чем поиск сладких фиалок.

Из этих экспериментов вытекает интерес к посеву семян в больших масштабах, как, например, на кукурузном поле, со всеми его операциями. Только взрослый может подготовить борозды, но дети могут сложить различные кучки зерна для посева, которые помещаются в отдельные корзины; затем они старательно разбрасывают семена по бороздам. Появление такого количества рядов нежных маленьких растений бледной окраски доставляет огромное удовольствие как глазу, так и уму. Рост, кажется, становится еще более поразительным из-за равномерного количества, из-за узоров из длинных параллельных линий, окрашенных в самих себя. Кажется, что великолепие проистекает из скопления отдельных предметов, которые сами по себе не представляют особого интереса. Желтые стебли, колышущиеся на ветру, и по мере того, как они вырастают и доходят даже до плеч ребенка, наполняют
энтузиазмом маленькую группу, ожидающую их сбора. Хотя наша полевая работа имела религиозную цель, мы смогли прийти к выводу, что полевая жизнь лучше приспособлена для ребенка, чем философия и
символика цветов.

Маленькие участки с ароматными травами также полны практического интереса. В этом случае активность ребенка направляется на поиск, идентификацию и выбор трав с различными ароматами. Упражнение по распознаванию похожих вещей и поиску аромата, а не цветка требует напряженных усилий и вызывает ощущение открытия чего-то скрытого.

Естественно, цветы тоже представляют интерес, но собирать цветы гораздо больше противоречит природе, чем собирать плоды, предлагаемые землей с помощью цветов. Они своей мимолетной красотой, кажется, привлекают к себе насекомых больше, чем человека, для того, чтобы им помогли выполнить их миссию вечной жизни. Правда такова, что дети, воспитанные так, чтобы их потребности были удовлетворены, часто садятся рядом с цветами и любуются ими; тем не менее, они очень скоро встают и уходят на поиски чего-нибудь, что они могли бы
делать; причина заключается в том, что именно благодаря активности они сами могут стимулировать раскрытие тех своих бутонов, которые инстинктивно связаны с красотой.

Работа должна быть такой, которая сама по себе обладает разнообразием. Конечные операции посева и жатвы не являются существенными для пробуждения интереса ребенка. Он с радостью приспосабливается к самым простым действиям, которые имеют непосредственную цель и позволяют ему приложить некоторые целенаправленные усилия - как, например, расчистка дорожек и борозд от сорняков, подметание сухих листьев, срезание какой-нибудь старой ветки. Одним словом, наличие широкого поля для деятельности и возможностей для получения нового опыта и участия в сложных предприятиях приносит удовлетворение духу живости, который побуждает ребенка прокладывать свой путь в этом мире.
(Выдержка из книги Марии Монтессори "Открытие ребенка"*.)

Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori

* - примечание переводчика: книга "Открытие ребенка" впервые была опубликована в Италии в 1909 году под названием "Метод научной педагогики", затем переписывалась и переиздавалась в 1913, 1926, 1935 и 1950 годах. Из какого именно издания взят этот отрывок, точно мы сказать не можем.
В России эта книга издавалась и переиздавалась несколько раз под названием "Дом ребенка. Метод научной педагогики" (последний раз в 1-м томе двухтомника Марии Монтессори "Научная педагогика" в 2014 году).