Здравствуйте, друзья! Я живу в Краснодаре.
Когда мои новые знакомые узнают, что переехала в столицу Кубани я из города-курорта Пятигорска, то сочувствующе кивают головой и говорят: "Да. Понимаем. Правильно сделала, ведь русских оттуда вытесняют кавказцы. На улице пройти спокойно из-за них нельзя".
Сначала я не могла понять - почему они так считают. Ведь 90% моих собеседников никогда не были на КМВ. Но как оказалось, люди черпают информацию в Телеграм каналах и роликах на Ютубе.
Я решила прогуляться по Пятигорску и посмотреть - может и правда я не замечаю отсутствия русских, поскольку с детства не привыкла выделять какую либо национальность, принимая всех просто за пятигорчан.
Поскольку на сегодня у нас с другом намечена прогулка по Машуку, то посмотрим какой национальный состав, гуляющих там, людей.
Начался наш поход с района "Белая ромашка", где всё как и всегда - подавляющее большинство жителей русские.
Прогуляться по Машуку можно по нескольким маршрутам:
- вокруг горы (красный + жёлтый пунктир) с возвращением в исходную точку;
- прогулка с восхождением или подъемом на канатке на вершину Машука (красный + голубой пунктир):
- либо со входом с Белой Ромашки и выходом в районе Верхнего рынка (красный пунктир).
Пятигорск всегда был многонациональным городом, ведь войска Российской Империи пришли не на пустые земли. Многие коренные народы остались проживать в Пятигорье.
Наравне с русскими они строили светский город-курорт, были купцами, ремесленниками, каменщиками, военными. Притягивал город необычным укладом жизни и природной красотой многих писателей и поэтов.
Не скажу ничего нового, когда поведаю, что М.Ю. Лермонтов был очарован атмосферой Пятигорска. Но неуживчивость, эгоизм и обидчивость сыграла с поэтом на Кавказе злую шутку.
Маленький и невзрачный Михаил Юрьевич завидовал своему другу, любимцу женщин, статному красавцу Николаю Мартынову. Однажды, сестра Николая, живущая в Пятигорске, попросила Лермонтова передать свой дневник брату в Санкт-Петербург. Тот согласился, но в пути, то ли от скуки, то ли от любопытства, прочитал записи.
С тех пор Лермонтов стал едко подшучивать над другом. Причём из его шуток Николай понял - поэт прекрасно знаком с содержанием личных записей сестры.
Мартынов долго сдерживал свою злость, пока однажды, в доме Верзилиных (в Пятигорске), он не услышал, как Лермонтов в очередной раз потешается за его спиной, высмеивая Николая за его черкесскую одежду и восхищение кавказским оружием. Закончилось всё дуэлью и смертью поэта.
В назидание потомкам, в городе сохранили место, где произошла дуэль, поставив там памятник-обелиск в 1915 году.
Когда я подхожу к месту дуэли Лермонтова, то с печалью взираю на результат насмешки над местными обычаями и образом жизни - о чём поведала своему краснодарскому другу.
В послевоенные годы в Пятигорск переезжали люди со всей страны, восстанавливать Всесоюзную здравницу.
В яслях, детском саду, школе со мной всегда были рядом армяне, евреи, кабардинцы, украинцы, азербайджанцы, татары.
Всех пятигорчан объединял русский язык и стремление в светлое будущее, которое наступило на терренкурах Машука в сумрачном настоящем - теперь вся его прогулочная зона ярко освещается фонарями.
Можно безбоязненно гулять по лесу в любое время суток.
С 2010 года Пятигорск является площадкой, где молодёжь, со всей России и ближнего зарубежья, собирается на форум "Машук", чтобы делиться друг с другом своими проектами, призванными объединить молодое поколение в созидательной деятельности.
Никогда на этих встречах не возникает никаких конфликтов по поводу национальности форумчан. Все, наоборот, с интересом знакомятся с новой культурой, заимствуют из неё только самое доброе и полезное.
На территории бывшего пионерского лагеря идут подготовительные работы к очередному съезду молодёжи.
Мы идём дальше, разглядывая лица людей. Вокруг пока одни отдыхающие, приехавшие на курорт из разных регионов России. Они нагуливают аппетит, наслаждаются пением птиц и лесным воздухом.
Следующая остановка около памятника жертвам фашистского террора. Здесь похоронено 68 советских граждан - женщин, детей, стариков, умерщвлённых фашистскими варварами. Мы всегда чтим их память, не задумываясь о национальности. Это наши советские люди.
Вдоль дороги стоят сетчатые урны. Они появились, если не ошибаюсь, в 2012 году. Называются - "антитеррористические". Полупрозрачная конструкция, якобы, позволяет увидеть взрывоопасный предмет, который злодей может подложить в неё.
Пятигорчане очень долго смеялись - зачем взрывать пустой лес и как сквозь плотный чёрный пакет можно отличить пивную банку от чего-либо другого? А вот то, что администрация на тысячу урн потратила из бюджета города два (!!!) миллиона рублей - возмутило всех.
Судя по целостности всех урн - за 11 лет никто в них ничего плохого не подложил, как говориться "в Багдаде Пятигорске всё спокойно".
Дальше по курсу - спортивная площадка родом из прошлого.
Вот здесь, конечно, "кефирников" (как мы ласково называем курортников) нет. Это место для демонстрации удали. Кавказские ребята всегда с удовольствием покажут своё мастерство, но если кто постарше или девушка захотят повисеть на турнике или показать упражнение на брусьях - они всегда с уважением уступят снаряды.
Мы добрались до Провала.
Пятигорчане привыкли к благородному виду львов, прекрасно сочетающихся с каменной кладкой. А вот мошенник Остап Бендер не очень вписывается в окружающую архитектурную эстетику.
Однажды, весёлый свадебный кортеж выбил стул из под руки Остапа, затем добрые люди повалили и разломали тело арт-обекта на части. Власти города трепетно слепили кусочки литературного персонажа, близкого им по духу, полую скульптуру внутри залили бетоном. Львов покрасили в бронзовый цвет, под стать памятнику, но они от горя почернели.
Мы порассуждали о некрасивости товарища Бендера. Небо согласилось с нами, нахмурилось и стало обстреливать его градом.
Мы спокойно укрылись в тоннеле, ведущем к подземному озеру. Полюбовавшись бушующей стихией, пошли к провалу.
Сейчас старинный тоннель освещается, дорожка выложена тротуарной плиткой - романтика и тайна утеряны.
Как было здорово раньше идти на светлое пятно мерцающее впереди, касаясь руками шершавых стен и спотыкаясь о камни под ногами.
Бирюзовая минеральная вода в провале и площадка перед ним припорошены результатами жизнедеятельности голубей. Они стыдливо попрятались в маленьких скальных пещерках, но сдержаться от загрязнения природной достопримечательности не могут.
Раньше вода в провале была чистая, мы перелазили через решётку и плавали в ней. Сейчас решётку наглухо приварили вплотную к проёму.
Сверху, от голубей, людей и прочих падающих предметов, природный колодец был затянут металлической сеткой. По непонятным причинам её убрали. Теперь в уникальное озеро свободно летит всякий мусор, оседая на дне.
Из озера Провал вода вытекает по подземным каналам наружу. Отдыхающим очень нравятся "ванны" на открытом воздухе.
Не знаю, как другие пятигорчане, но я никогда не купалась в этих ямках. После плавания в чистом и глубоком озере - неинтересно было сидеть в луже.
В 90-х московские предприниматели предложили построить закрытые термальные купальни в этом месте и за плату пускать людей.
Наверно власти города заломили слишком большой откат, поскольку дело не выгорело. А жаль - можно было бы круглый год отдыхать в глубоком и чистом бассейне.
Это не единственные "ванны" с горячей водой. Надо только пройти дальше по бульвару Гагарина, который лет 10-15 назад превратили в открытое солнцу пространство, вырубив тенистую аллею из лип и сосен.
Проходим Пироговские ванны.
За старинным зданием виднеется скульптура. Я здесь давно не была и решила, что это памятник замечательному русскому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову.
При ближайшем рассмотрении оказалось - это баснописец, военкор, писатель Сергей Михалков.
Он сидит около обзорной площадки, обратив свой взор на Кавказский Хребет во главе с Эльбрусом - ну прям, как Михаил Юрьевич в своём сквере на улице Соборной.
Локтем памятник указывает на дорожку, ведущую к горячему источнику под названием "Народный".
Хотя всегда он назывался "Бесстыжие ванны". Отсюда выходила очень горячая вода и по вечерам многие без стеснения раздевались до трусов и парились в своё удовольствие даже зимой.
Источник огорожен некрасивым забором из-под которого вытекает вода. Далее, каскадами, она растекается по нескольким чашам.
Судя по тому, как долго и спокойно сидят в минералке люди, её температура не так уж и высока, как раньше. Вода очень чистая. Место красивое и тихое. Курортная идиллия.
К тому же выглянуло солнышко. Градовая туча растворилась в небесах.
Остатки сизого облака зацепились за телевизионную вышку, стоящую на вершине Машука. Сейчас мы сядем в вагончик канатной дороги и поднимемся к ней.
На небольшой площади, между нижней станцией канатной дороги и кафе "Канатка", припаркованы автомобили отдыхающих. Слева стоит лечебный корпус санатория "Ленинские скалы".
Название лечебное учреждение получило от того, что было построено около скального образования, на котором к первому съезду горянок и казачек Северного Кавказа нарисовали портрет вождя Революции.
Ведёт к Ленинской скале "козья тропа". Периодически историческое граффити реанимируют. Теперь это достопримечательность города. Но в лихие 90-е она едва не исчезла.
Мы идём к канатке. Пространство перед входом на посадку сказочно наряжено и создаёт отличное настроение.
Цена за подъём-спуск, по меркам пятигорских зарплат, высоковата. Всё рассчитано на курортников, которые на отдыхе не экономят.
Мы сегодня гости города - денег на развлечения не жалеем))
Верхняя станция канатки затянута в постер с изображением камня и окон-дверей (реконструкция по-пятигорски).
Позади неё, за забором из профнастила, опутанным колючей проволокой, высится Пятигорская телевизионная башня с кучей ретрансляторов и оборудованием сотовых операторов.
Сбоку находится большая обзорная площадка. Отсюда открываются великолепные панорамы на город и Кавказский хребет. По краю стоят столбы с указателями, на которых написано названия городов и указано расстояние до них из Пятигорска.
Данная инсталляция - модное веяние миллениума. Раньше на площадке работал трудолюбивый ослик под руководством сына машукского лесника, предлагая всем сфотографироваться верхом, на фоне Кавказских гор.
Вниз ведёт тропа к последнему приюту первого русского альпиниста А.В. Пастухова.
Исследователь Кавказа, военный топограф Андрей Васильевич Пастухов умер от неизлечимой болезни 23 сентября 1899 года в пятигорской больнице. По его завещанию друзья похоронили Андрея Васильевича на вершине Машука, поставив деревянный крест. В 1903, на собранные средства, установили обелиск с барельефом А.В. Пастухова. Каменная стела над могилой сохранилась до наших дней.
В метрах 200 от обзорной площадки работает кафе. Название его периодически меняется, а интерьер и уличная терасса остаются прежними. Там, за умеренную цену, можно вкусно поесть. Меню богатое - от блинов с чаем и черешневым вареньем, до шашлыков и рагу в горшочках.
Мы туда не пошли. Опять стало натягивать тучи, пришлось запрыгнуть в старенький вагончик канатки, спуститься вниз и спокойно добраться до своего приюта на "Белой Ромашке".
Как видите, друзья, никто на нас не напал, неуважения не проявил.
По лесу и городу гуляли спокойно. Состав населения в Пятигорске остался прежний - 70% русские. Армяне, кабардинцы, азербайджанцы, украинцы так же никуда не делись - живут и работают дружно, как в былые времена.
На улицах, как всегда, много студентов из Кавказских республик. Пятигорск славится своими высшими учебными заведениями и ничего странного нет в том, что многие едут сюда учиться.
По поводу бегства из города скажу - в начале нулевых первыми уехали, в поисках лучшей доли, небедные пятигорские армяне и евреи. Их вытеснили не люди, а экономическая ситуация региона, в котором супер богатым коммерсантам просто некуда было инвестировать свои средства. Они переместились в Москву и за рубеж.
В городе остались скромные и честные труженики.
Если учесть, что за последние годы жители из холодных регионов и мегаполисов переезжают массово в Пятигорск, то они с лихвой замещают местных жителей, уехавших отсюда в другие города. Никто, как Паниковский, не нарушает "конвенцию".
Перефразируя классика хочу всем пожелать: "Берегите своё пищеварение, не говорите перед обедом о политике. И, боже вас сохрани, не читайте до обеда Telegram."