Брандер - корабль-мина. В большинстве случаев - именно полноценный корабль, а не шлюпка и не маленький катер. В морских боях использование брандеров четко прослеживается с XVI века; возможно, есть примеры и более раннего их применения, просто лично я пока таковых не знаю...)
Так вот. В XIX веке как миним в британском флоте появилось правило - не использовать в брандерах слишком много... Пороха.
"Находящийся на судне излишний пушечный порох надобно свезти, или бросить за борт, чтобы сильный взрыв не ослабил пламени. Все двери и люки зажигательной каюты должны быть отворены, и паруса, находящиеся не в употреблении, приготовлены к отдаче, и развешиванию их для усиления пламени."
Это цитата из инструкции по использованию брандеров для британского флота, первой половины XIX века. Дело в том, что к этому времени сложилась концепция использования брандеров, как преимущественно зажигательного оружия, в определенных условиях - очень эффективного против деревянных кораблей.
Существовали также и взрывные брандеры, но они применялись реже, и в более ранние эпохи, например для подрыва мостов и других, как выражаются сейчас, объектов инфраструктуры. Вот там применялся порох, как единственная известная в то время взрывчатка.
Но к XIX веку применение взрывных брандеров против мостов, крепостных стен и т.п. уже перестало быть эффективным. Слишком тяжело подвести такую плавучую мину к подобному объекту так, чтобы его защитники не уничтожили его - может хватить одного хорошего попадания в огромную водоплавающую "крюйт-камеру". Точно так же слишком тяжело подвести пороховой брандер к боевым кораблям противника, ведущим по нему огонь залпами. И эвакуироваться с него уж тогда уж точно никто не успеет.
А вот боевая эффективность, даже если он и дойдет до вражеского судна, может оказаться не такой уж и впечатляющей, поскольку порох - взрывчатка метательная, а не бризантная. Слишком сильной взрывной волны не дает.
И третья причина - пороховой брандер должен быть взорван в очень четко определенный момент. Не раньше и не позже. Существовавшими в то время техническими средствами подобной точности добиться было сложно, и результат был ненадежен. Тогда как обычный зажигательный брандер поджигался заранее, еще в движении к противнику.
Поэтому примерно с XVIII века брандеры делали преимущественно зажигательными. На борту их имелось некоторое количество пороха (в основном в гранатах), но сравнительно небольшое (какая конкретно, в деталях, боевая начинка была на брандерах, подробно рассказывалось в предыдущих статьях).
В этом случае большие заряды пороха просто разметали бы уложенные в определенном порядке горючие вещества, и должного эффекта возгорания не получилось бы. Точнее, он бы оказался гораздо слабее.
Кстати, по той же британской инструкции, основной целью поджога был не корпус вражеского судна, а... Паруса. Такелаж и рангоут.
"Вообще надобно заботиться, чтобы огонь брандера направлен был не столько на кузов неприятельского судна, сколько на его рангоут и паруса. Опыт показал, что лучшая масса, которою начиняется брандер, будет гореть несколько часов между палубами и стенами его, прежде чем они прогорят насквозь; а потому должно обратить внимание, чтобы огонь усилен был поверху как можно более. Лучше, если все снаряды, находящиеся на палубе, мачтах и реях, зажжены будут с помощью палительных свечей, составляющих более верное средство, нежели зажжение одними стопинами. В этом смелом предприятии на палубе должно оставаться не более двух человек и командира..."
Источник - Р. Скаловский, "О снаряжении и употреблении брандеров", Морской сборник, том 7, 1851 год.
На развитие блога
Сбер - 2202 2007 1964 2231
Ю-мани - 410014688051968