Немного удивительных цифр. Джеймса Брауна сэмплировали более 5200 раз, а «Funky Drummer» и его бит (созданный Клайдом Стаблфилдом) заимствовали около 1584 раз, среди многих других, Sweet T и Jazzy Joyce, Public Enemy, Run DMC, Ice Tee, De La Soul, Jay-Z, Kanye West, Dr Dre и даже Джордж Майкл, Мадонна и сама Бритни Спирс.
Почти Маугли. Джеймс Джозеф Браун родился в сосновом лесу Барнуэлла, Южная Каролина, в скудной деревянной лачуге без окон, воды, туалета, электричества, газа, водопровода и интернета. Единственный ребенок, он был всегда босой, ходил в лохмотьях, а до ближайших соседей от его дома идти нужно было около десяти миль.
Рос в трудной семье. Его мать ушла, когда ему было четыре года после того, как его отец-алкоголик пытался ее убить. С раннего возраста Браун практически всегда был один, отец работал в скипидарных лагерях, а его часто меняющиеся гражданские жены совсем не присматривали за юным Джеймсом. «Когда я был один ночью в той хижине в лесу и никого вокруг, во мне произошла перемена, которая осталась со мной с тех пор», — писал он в своей автобиографии. «У меня появился собственный разум».
Иногда тюрьма - это шанс. Молодой Джеймс впервые попал в тюрьму в возрасте 15 лет за грабеж. Будучи судим как взрослый, он получил от восьми до 16 лет заключения в колонии несовершеннолетних штата Джорджия, где основал евангельскую музыкальную группу. Браун понравился Бобби Берду - руководителю госпел-хора, который приезжал в колонию с выступлением. Берд хотел взять опеку над Джеймосом и вел долгие переговоры с представителями закона. Отсидев три года, Браун вышел из тюрьмы и отпущен под гарантии Бобби, в группе которого (The Gospel Starlighters) он начал петь.
Успех. В 1965 году он добился успеха с синглом «Night Train», который разошелся миллионным тиражам, а затем с феноменальным лонгплеем «Live At The Apollo». Самоуверенный, всегда дерзкий Браун отказался от традиционной структуры куплетов и припевов и убрал аккордные последовательности. Речь шла исключительно о груве (вау).
Влияние. «Papa’s Got A Brand New Bag» (записанная менее чем за час в феврале 1965 года) навсегда изменила лицо музыки. «Они сказали, что это начало фанка», — вспоминал Браун. «Я думал, что это то, куда движется моя музыка. Название говорит само за себя, у меня есть "новая сумка"».
Не получилось схитрить. В 1968 году на президентских выборах он поддержал Ричарда Никсона, чем сильно смутил чернокожую часть его поклонников: Никсон символизировал все, против чего выступал сам Браун. Как оказалось, Джеймс рассчитывал, что Никсон простит ему долг в 6,5 миллиона долларов, который накопился за неуплату налогов. Несмотря на широкий жест фанк-исполнителя, партия президента забрала его самолет, его радиостанции (которые не заплатили ни цента гонораров), его сеть быстрого питания James Brown’s Gold Platter, его машины, и попытались забрать его дом.
Бизнесмен. В 1971 году король фанка запустил свой лейбл People Records и в течение пяти лет продюсировал и выпускал потрясающие танцевальные мелодии, в том числе и «Think (About It)» Лин Коллинз, «I Know You Got Soul» Бобби Берда, «Cross The Track» Масео и Мака, «Soul Power 74», «Same Beat» и «Gimme Some More» Фреда Уэсли и другие.
Карьера подутихла. С феноменом диско Брауна стали забывать. В то время он сотрудничал с Джоном Белуши и Дэном Экройдом в Studio 54, они предложили ему сыграть преподобного Клеофуса Джеймса в фильме 1980 года «The Blues Brothers».
Он вновь вернулся в 80-х. Его оригинальные виниловые записи продавались за огромные суммы, он зарабатывал миллионы на бесчисленных хитовых семплах.
Несмотря на то, что последние годы Брауна, которые подпортила наркотическая зависимость, оказались не самыми успешными в плане карьеры и личной жизни, он оставил после себя громадное наследие в ряде жанров и стилей, за которое мы ему бесконечно благодарны. Он есть музыка.