Слепые снова видят, хромые начинают ходить — доктор Рольф Тейсс объясняет необъяснимое от имени церкви. Когда спонтанное исцеление является настоящим чудом?
Когда он касается пальцами ног воды целебного источника, то чувствует, как ступня становится теплой, как тянет и щиплет. Артроз стопы преследовал его десятилетиями. Из-за боли он мог ходить только на костылях. Поэтому незадолго до очередной операции мужчина отправился в Лурд, место паломничества французов. После купания он выходит из воды, оставляет костыли и идет к жене. Она, привыкшая к его сутулому телу, не стоящему прямо перед ней человеку, с трудом узнает своего мужа.
Чудо?
История проблемы с ногой, которая снова смогла ходить, — одна из многих невероятных историй, которые может рассказать Рольф Тайсс. 76-летний врач, являющийся чем-то вроде немецкого уполномоченного по делам о чуде. Каждый год от 50 до 60 человек приходят в Bureau des Constations Médicales, постоянный медицинский офис в Лурде, утверждая, что посещение этого места излечило их от болезней: паралича, рака, боли. Офис собирает отчеты, изучает их и направляет случаи, в которых спонтанное исцеление не может быть легко объяснено, в Международный медицинский комитет Лурда (CMIL), международную комиссию, состоящую почти из 35 врачей, которая занимается этими делами более подробно от имени католической церкви с 1947 года. Тайсс — один из них. Только когда врачи не могут найти светского объяснения, они передают свое досье в епархию, где живёт исцелившийся чудесным образом человек. В конце концов, местный епископ решает, настолько ли необычен случай, что это не просто спонтанное исцеление, а чудо, восходящее к Божьей работе.
Насколько реальна сегодня вера в чудеса?
Рольф Тайсс, католик, специалист в области хирургии и ортопедии, является единственным немецким членом добровольной комиссии, которую возглавляют священник и врач. На вопрос, считает ли он, что медицинские чудеса возможны, Тайсс отвечает: «Да, конечно», — и цитирует Давида Бен-Гуриона, первого премьер-министра Израиля: «Тот, кто не верит в чудеса, — не реалист». Но насколько реальна сегодня вера в чудеса?
Тайсс живет в Саарбурге, маленьком городке в земле Рейнланд-Пфальц, главной достопримечательностью которого является водопад в старом городе. До Франции 25 километров. Тайсс сидит в подвале своего дома. Белая борода, седые волосы, зачесанные набок, стройный. Всегда говорит одним и тем же задумчивым тоном. Он вырос в Рейнской области, в деревне под названием Кирхен, где его сформировал учитель религии, священнослужитель. Тайсс был главным врачом в больнице Дортмунда и проработал здесь, в провинции, 26 лет. Он устроил в подвале небольшую библиотеку Лурда. Медицинские документы, книги о чудесных исцелениях, значки паломников со всего мира. На полке также есть несколько бутылок с лечебной водой. Использование лечебной воды ничего не стоит, нужно платить лишь за тару - бутылки.
Некоторые виды рака проходят сами по себе
В течение 50 лет Тайсс ездил в Лурд, место во французских Пиренеях, где, как говорят, в 1858 году Дева Мария несколько раз являлась 14-летней дочери фермера Бернадетт Субиру. Во время одного из таких явлений в гроте открылся целебный источник. Лурд быстро стал самым известным местом паломничества Марии в Европе. Небольшой город каждый год принимает около пяти миллионов посетителей. Рольф Тейсс сначала сопровождал туда своего отца, который также был врачом и в конце концов был принят в медицинский комитет Лурда. В 1993 году Тайсс стал его преемником. Ажиотаж среди волонтеров не особенно велик, и особенно редко обращаются женщины.
После каждого возвращения из паломничества Тайсс смотрит на свою жизнь по-новому, глазами больного человека. «Только тогда я действительно пойму Лурд», — говорит он. Тогда все его собственные чувства превратятся в пустяки. Излучает ли Лурд особую силу? «Я определенно так думаю». Ведь он там регулярно. «Вы не делаете этого, если говорите, что это бесполезно».
Комитет, состоящий из врачей-католиков, собирается в Лурде раз в год. При этом он готов также допустить атеистов или людей других вероисповеданий, если бы те пожелали. Затем они имеют дело с людьми, у которых рассеянный склероз, или рак, или остеоартрит, и после визита в Лурд заявляют, что они снова здоровы. Но даже если опухоль вдруг исчезнет, для врачей это не означает, что случай необъясним. Тайсс показывает рентгеновские снимки. На одном изображена саркома, редкая злокачественная опухоль, разъедающая бедренную кость. На следующем снимке саркома исчезла, а кость восстановилась. На самом деле, есть определенные виды рака, которые иногда проходят сами по себе, говорит Тайсс. Затем тело внезапно снова атакуют вражеские клетки. Однако это неизвестно для других видов рака — как в случае с Витторио Микели в 1960-х годах. Церковь, наконец, признала это чудом.
Чтобы комиссия передала случай как необъяснимый компетентному епископу региона, исцеление должно соответствовать условиям врачей: болезнь должна быть серьезной и опасной для жизни, исцеление должно быть внезапным, неожиданным и постоянным и не вызвано лекарствами или лечением .
Медицинская комиссия не направила в соответствующую епархию пациента, у которого была проблема со стопой, и он внезапно снова смог ходить. Комиссия не смогла объяснить, почему у него прекратились боли после купания в водах Лурда, но хотя мужчина снова смог ходить, артроз как таковой остался. В другом случае у женщины были спайки в желудке, и она много лет страдала от болей. После визита в Лурд их не стало. Из благодарности она построила в родном городе небольшой Марианский грот. Однако комиссия сочла возможным, что ее многие вторичные заболевания улучшились и, следовательно, страдания уменьшились. «У нее больше не было спаек, и это главное», — говорит Тайсс. Поиск точной причины боли он считает скорее академическим.
Чудеса в наши дни гораздо легче опровергнуть
Церковь очень сдержанна в признании чудесных исцелений. Только два случая были признаны во время Тайсса в комитете, всего в Лурде их 70. Последний случай произошел с монахиней Бернадетт Морио, которая излечилась от паралича только после возвращения из Лурда. «Отдельные евангелические церкви в США проводят мероприятия по чудесному исцелению, все исцеляются, и те, кто говорит по телефону, тоже, — говорит Тайсс. — Это часто коммерческие излишества, бизнес с необходимостью. В этой торговле нет необходимости». Таким образом, католическая церковь создала комитет не для того, чтобы засвидетельствовать как можно больше чудес, а скорее для того, чтобы противостоять шумихе вокруг чудес. Первые семь чудесных исцелений в Лурде отмечены в 19 веке. Века были признаны одним махом. То, что это изменилось, также связано с достижениями наук. Чудеса в наши дни опровергнуть гораздо проще. И церковь хочет защитить себя.
Но разве это не необъяснимо просто потому, что мы недостаточно знаем? Разве последующим поколениям не будет легко найти объяснение? Чудо, возможно, просто более красивое слово для совпадения. Как врач, разве Тайсс не должен спорить с наукой, а не с Богом?
В частности, изучение медицины гарантировало, что врач и католик в нём никогда не вступали в конфликт. «Многие из хороших профессоров говорят: до сих пор я могу понять, потом не могу найти никаких ответов». Медицина, естествознание, лишь отчасти наука, остальное — эмпирические ценности. Это начинается с вопроса о том, почему клетки начинают жить. «Необъяснимо, что несколько молекул собираются вместе и вдруг хотят размножаться». Как врач, он даже не мог дать кому-то таблетку аспирина и сказать, что это поможет. «Я могу только сказать: подождите час, тогда может быть лучше». Но, могут возразить, от головной боли таблетка аспирина помогает гораздо чаще, чем визит в Лурд от парализованной ноги.
Главное — здоров
Но тут вдруг выясняется, что у доктора Рольфа Тайсса другое представление о чудесах. Для него чудо — это не столько исцеление, сколько сама жизнь, чудо, которое мы принимаем как должное. В его глазах спонтанное исцеление — повод для уверенности. Когда другие исцеляются, я тоже могу исцелиться. Тайсс говорит, что людям нужна область, выходящая за пределы земной жизни и дающая окончательные ответы. Иначе не было бы религий. Тайсс рассказывает о наскальных рисунках в Европе, Сахаре или Южной Африке. «Они как молитвы, просьбы: хотел бы я сейчас поохотиться на того оленя или на того слона. Если бы у человека не было уверенности в силе помощи, то он не нашел бы никакого основания на земле». Ему нужно ободрение, сила для упорства, цель в этом мире или в будущей жизни.
В конце концов больному все равно, почему он вдруг выздоравливает, имеет ли это земные или божественные причины. Главное, он теперь здоров. Но каждый случай, который комитет классифицирует как «необъяснимый», помогает гарантировать, что безнадежные ситуации не останутся безнадежными. Для Тайсс Лурд — знак надежды. И давать надежду, как это видит врач, — это тоже его работа.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)