Обычно подразумевается, что брандер (корабль-зажигательная мина) штука примитивная, и работает по принципу "На кого Бог пошлет". Именно так это обычно и описывалось в исторических или приключенческих романах - пустили, мол, брандер, а там - или сработало, или не сработало. Брандер может отнести ветром или течением от цели, он может быть потоплен или подожжен вражеским огнем задолго до того, как приблизится к ней. Причем, что характерно, противник, если не совсем слепой идиот, видит и понимает, что на него направлен брандер. Брандеры всегда имеют характерные внешние признаки, описанные в предыдущих статьях цикла. И поэтому пальба по брандерам всегда шла шквальная, из всех орудий, с полным игнором других целей - потому что если ЭТО до тебя дойдет, мало никому не покажется.
В общем, штука это узкоспециализированная, для специфических условий атаки. Не на каждый день.
Хотя, что интересно, использование брандеров действительно буквально удовлетворяет правилу "Пустил - забыл". После того, как он приведен в действие, ни проконтролировать его ход, ни отменить его уже нельзя никак. Остается только забыть и заняться другими делами)
Но ДО того, как брандер запущен, его на самом деле можно "настроить" на разные тактики применения. Точнее, на разные способы срабатывания, зажжения. Брандер, кстати, обычно был именно зажигательным судном, есть упоминания даже, что чрезмерное напихивание в него именно пороховых зарядов не рекомендовалось.
Способы запуска
Примерно до середины XIX века вариантов приведения в действие брандеров было немного. В основном - запальные шнуры, фитили и стопины, которые должны были поджигаться человеком. Иногда, причем уже в XVI веке, могли применяться часовые механизмы для поджога фитилей:
"...Были устроены часы, поставленные на известное время, и которые, по наступлении того времени, высекали огонь, так что если бы фитили и изменили, мина была бы зажжена."
Например, вроде вот таких:
Будильник такой. Этот, правда, XVII века. В должный час срабатывает вмонтированный туда ружейный замок, высекает искру, и бабахает небольшой пороховой заряд. Цитата выше говорит, что подобную систему применили в 1587 году для атаки брандером моста на реке Шельде, под Антверпеном.
Атака была удачной. Мост разнесло в мелкие дребезги. Вот так, господа немоглики, вот вам адская машинка с часовым механизмом, которую можно было изготовить уже тогда. Правда, стоила такая адски дорого; говорят, изобретатель сего, Джанибелли, собственные часы пожертвовал.
Потому для использования в массовых, обычных, брандерах системы с часовым механизмом не подходили. Эдак на времени разоришься ))
И применялись обычные запалы, поджигаемые людьми.
При этом была возможность использовать несколько систем запалов, так, чтобы брандер загорелся по-разному. Так, например:
"...Если желательно сообщить огонь всему судну разом, то сквозь заднюю перегородку зажигательной каюты (центрального внутреннего помещения, забитого горючим составом. Она же - главная мина. - прим. авт. блога) проводят несколько желобов, которые соединяются с вышеупомянутыми такими же желобами внутри каюты, и с тростником (связками просмоленного тростника, разложенными внутри судна в определенном порядке - прим. авт.); главные же внешние желобы достигают спасительных портов (т. е. эвакуационных люков) и сообщены меж собою так, что коль скоро желоб зажжен на одной стороне судна, огонь немедленно переходит и на противоположную сторону. Вообще проводники (стопины) укладываются или в желобы, или в рукава из крашеной парусины, нарочно для этого приготовленные.
Если желательно зажечь только часть судна и дымом прикрыть приближение, а остальную часть зажечь в минуту оставления его, то зажигательные ведра и мортиры зажигают отдельными стопинами, или же палительными свечами, и по опыту найдено, что два человека, с помощью зажженных палительных свечей, могут сообщить огонь всем проводникам на палубе, бушприте, крамболах, выстрелах и проч., менее чем за минуту, чрез что устраняется риск, коему подвержена верность зажигания мины, если будет один только главный проводник.
Наконец, если понадобится зажечь сначала одну сторону судна, то стопины должны иметь две разные линии; они также должны идти по палубе к корме, или в каюту, смотря как потребуют обстоятельства. Стопины, ведущие к нижнему ряду зажигательных бочонков в зажигательной мине, прихвачиваются скобами к бимсам; на верхней палубе стопины прихвачиваются к бортам на каждой стороне, и ветви от них проведены к бортам и зажигательным бочонкам."
Вот так. Отсюда мы узнали, что существовало как минимум три модели "систем зажигания" брандеров, на три разных случая - если надо поджечь его сразу и целиком, если надо подпалить только часть судна, например нос, чтобы создать дымовую завесу, и - если надо вначале подпалить конкретный борт брандера. Причем, что характерно, сама по себе боевая начинка у них во всех этих случаях одинаковая (см. предыдущие статьи цикла).
Время, отводимое команде на поджог "проводников", например, во втором случае - всего одна минута. Кстати, штатный экипаж русского брандера, например, состоял всего из пары офицеров и 26 матросов.
Продолжение следует...)
Источник - Р. Скаловский, "О снаряжении и употреблении брандеров", Морской сборник, том 7, 1851 год.
На развитие блога
Сбер - 2202 2007 1964 2231
Ю-мани - 410014688051968