В прошлой статье шла речь о парасимпатической нервной системе. О возможных действиях детей, которые пытаются успокоить самих себя, Эти действия взрослые могут воспринимать как норму, так и что-то нетипичное. Например, выдергивание волос на голове, или растирание щек (может даже этими же волосами) сосание (пальцев рук), растирание мягких одеял, грызение ногтей, раскачивание из стороны в сторону - каждый ребенок формирует свои методы которые его парасимпатическая нервная система берет себе в копилку "успокоительных".
("Ответы" нервной системы дают часто нам понять что нам нравится и что не нравится)
Для того чтобы воспринимать нервную деятельность ребенка как уникально-должную нужно понимать и принимать свою собственную нервную систему и привычки, связанные с ней. Проблемы у детей с сенсорной регуляцией кажется идут из семей и их привычек(поведения), где один или оба родителя также сильно отвечают на раздражители: есть что-то что сильно нравится или что сильно не нравится. И родители чаще всего даже не осознают этого, не осознают и не знают самих себя.
В Голландии существуют так называемые пространства-комнаты (Sneozelen room) которые нацелены на то чтобы успокоить нервную систему человека, живущего рядом или проходящего терапию(дети и люди с аутическими растройствами и вообще с различными растройствами неврной системы см. Google)
Если вы хорошо знаете что вас успокаивает, а что наоборот - угнетает, то вы можете передать чувство уверенности своему чаду и научить его отделять подобные вещи. Например, есть люди которымн чтобы набраться сил нужно сходить на рок-концерт или шумную вечеринку. А есть наоборот посидеть порыбачить на природе после интенсивной трудовой недели, послущать спокойную музыку или звуки природы, почитать книгу. Кто-то предпочитает уехать за город чтоб отдохнуть от людской суеты, а кто-то наоборот отправиться в парк атракционов и поесть среди людей сладкой ваты. Это и есть те хорошие примеры знания: что сделает вас отдохнувшим, и как вы наберетесь сил на предстоящую трудовую неделю.
Я вот точно знаю, что пребывание на солнце утомляет меня очень сильно, а пасмурная погода наоборот стимулирует работать, гулять и создает хорошее настроение. Шум ветра и большие окна в пол, книги - все это дуействует на меня благостно, я всегда чувствую себя хорошо в такой комнате. Насколько хорошо знаете себя вы? Что вас успокаивает а что раздражает? Можно рассмотреть этот вопрос со стороны воспрятие человеком всеми органами чувств: зрение, слух, вкус, запах, тактильное. Музыка и звуки: будет ли это шумная музыка или спокойная или звуки природы или тишина? Визуальное воприятие: какая комната, обои, обстановка, стиль (викторианский, модерн, минимализм, картины, цвета - теплые или холодные) были бы в комнате отдыха для вас? Какую еду вы предпочитаете а от какой воротите нос (Кислая, соленая, сладкая, острая, пряная, мясная, рыбная, вегетарианская, печеньки, шоколад)? Какую одежду вы предпочитаете носить, поверхности мебели - кожа или тканевые? Создаете ли вы дома у себя такие условия, чтоб ваша нервная система отдыхала? Учитываете ли вы особенности членов вашей семьи? Знаете ли вы что они предпочитают для отдыха?
Например если родители схожи в отдыхе и предпочитают отдыхать активно (выбираться куда-нибудь полазать по скалам или походить по лесу или посетить выставку или концерт, театр ) а ребенок при этом чувствует себя ужасно вместе с ними, потому что ему нужен отдых типа - спокойное времяпрепровождение дома: чтение книг и рисование - после активной недели в школе. Если вы не знаете предпочтений вашей семьи попробуйте распросить взрослых и понаблюдать за запросами детей. Запишите ваши наблюдения.
По мотивам книги Помочь своему ребенку с Сенсорной регуляцией (Сюзан Моушен Одум, Рут Голдфингер Голомб)