Сергей и Анна прожили вместе 12 лет. Жили счастливо. И счастливо разошлись. За период брака построили коттедж.
Как уж там при разводе они договорились – в деле это не отражено. Но Сергей остался жить в доме. И сразу привел жену: молодую и симпатичную. Все как полагается.
Новая жена родила двоих детей, и шесть лет жила в этом коттедже: убирала, вешала новые шторки.
Но спустя шесть лет произошло несчастье, Сергея не стало. Сразу к нотариусу обратились наследники, все четверо: мать Сергея, жена, и двое детей.
Но тут к их удивлению, объявилась Анна. Она подала в суд на выделение ей супружеской доли – признания права собственности на половину коттеджа.
- Ты чего? – восклицала бывшая свекровь. – Столько лет прошло!
- Сколько бы не прошло, коттедж стоял, Сережа жил. Мне было спокойно. А сейчас он уходит к другим собственниками. Но половина по закону должна быть моей.
Новая жена восклицала:
- Ты столько лет жила без этого дома и живи дальше. А у меня дети! Подумай о них.
- У Сергея тоже была жена, когда ты с ним стала встречаться. Тебя же это не остановило. Почему я должна отказываться от своего имущества по праву? И, кстати, дети твои, не мои. Ты о них и думай. Мне-то это зачем.
Первая инстанция иск Анны удовлетворила, признав за ней право на половину дома.
Законная супруга и мать двух отпрысков с этим не согласилась, ведь, как они считала, срок исковой давности – три года – прошел. развелись-то давно. И подала апелляционную жалобу. Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, постановив, что
на раздел общего имущества супругов отводится три года и это время надо исчислять с момента официального расторжения брака (п. 7 ст. 38 СК). Значит, в спорной ситуации срок исковой давности пропущен….
Анна дошла до Верховного суда. Коллегия, посмотрев на два разных решения, определила, что все-таки апелляция не права. Срок исковой давности по подобным спорам
считается не со времени прекращения брака, а с того дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (п. 19 постановления Пленума Верховного суда № 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака").
Суд указал, что Анна от дома не отказывалась. Бывший муж пользовался им, но ее права на собственность не нарушались. А тут умер бывший муж – и появились наследники. Дом выбывает в собственность другим лицам. Право Анны нарушено. Срок исковой давности не истек.
Решение апелляционной инстанции отменили.
Определение Верховного суда по делу № 18-КГ17-217
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.