Приветствую!
Как-то так сложилось, что больше половины выпусков проекта почему-то приходится на выходные… Честное слово, это я не специально, оно само так получается… Да я и задумался об этом только сейчас. Ну что же, не будем нарушать традицию, и сегодня у нас обзор альманаха «Искатель» №4 за 1971 год.
Выпуск будет относительно короткий, поскольку значительную часть номера занимает окончание «Фаэтов» Александра Казанцева, произведения, которому я уже уделил в прошлом целую отдельную статью. Но тем не менее проект должен двигаться дальше, так что… Поехали!
1. Богомил Райнов, «Человек возвращается из прошлого». Классический детектив самого известного болгарского писателя. Честно говоря, я других и не припомню, что, конечно, говорит не столько об ограниченности болгарской литературы, сколько об ограниченности моего читательского багажа. Но тем не менее, славу Богомила Райнова сложно переоценить. В номере опубликовано начало его детектива из серии об инспекторе Петре Антонове. Типичный для тех лет детективный сюжет, корни интриги которого уходят в самое значительное событие двадцатого века — Вторую Мировую войну. Райнов, конечно, настоящий мастер жанра. Развитие выверено, психология персонажей передана идеально — без лишнего копания в душевных безднах, но при этом быстро становится ясно, кто что из себя представляет. И опять это проклятое «окончание следует»! Хорошо, что могу прочитать следующий номер в любой момент, а если бы надо было два месяца ждать выхода следующего, а потом еще и ловить его по киоскам…
2. Уильям Тенн, «Берни по прозвищу Фауст». Еще одно произведение мастера, только на тот раз — мастера фантастического рассказа. Увы, сейчас имя Уильяма Тенна несколько подзабыто, а жаль. Его ехидные саркастичные рассказы вполне достойны того, чтобы стоять в одном ряду с короткой прозой Шекли, Каттнера, Брауна и Дика. Вот и в этом рассказе мы читаем отлично рассказанную историю того, как ловкий пройдоха-торговец напоролся на еще более ушлого ловкача, который оказывается пришельцем с другой планеты. Вроде бы. Кажется. Ну, почти наверняка. Главный герой даже успокаивает себя тем, что на вытащенные из него деньги его контрагент вроде закупил недостающие части для своего космического корабля, только вот беда — части эти не первого сорта… Впрочем, Тенн все равно оставляет вопрос открытым: а был ли все-таки пришелец?
3. Александр Казанцев, «Гибель Фаэны», окончание. Не стану повторяться, полный текст статьи об этом романе можно прочитать здесь.
4. Джулиан Саймонс, «Благодаря Уильяму Шекспиру». Детективный рассказ, жанр которого можно условно окрестить как «театральный детектив» (сразу вспоминается роман Найо Марш «Маэстро, ваш выход!»). Убийство во время постановки шекспировской пьесы оказывается раскрытым благодаря глубокому знанию литературной основы, в обще достаточно классическая схема. Не сказать, что генальный рассказ, но читается легко и с удовольствием.
Вот и весь номер, надо сказать, очень недурный. Сразу три знаменитых автора в одном выпуске, чего тут еще желать? (комментарий от части моего мозга, отвечающей за занудство: больше фантастики!). Будем надеться, что следующие номера окажутся не хуже, так что оставайтесь на канале — будет интересно!