Найти тему
Лекторий Dостоевский

Поп-арт. 2 часть

Продолжение.

Юность, молодость будущей иконы поп-арта пришлась на довоенное и военное время. Вспомним, что в тридцатые годы Голливуд становится эталоном для индустрии кино и изобразительного искусства. Видно это и в моде, где происходит отход от прямого силуэта арт-деко и возвращение к традиционным женственным формам.

Энди Уорхол
Энди Уорхол

Звуковое кино приносило баснословные прибыли, и киностудии начали печь фильмы как блины на Масленицу - в изобилии. Тогда же актеры, ставшие в одно мгновенье кумирами миллионов (об их славе только и могли мечтать герои немого кино), задавали тон моде и стилю жизни. Их роскошный образ жизни, безупречные наряды, пышные интерьеры домов, почти восточная роскошь были пределом мечтаний и объектом подражания многомиллионной армии поклонников. Юные девы собирали фотокарточки своих любимцев (их производители тогда сколачивали состояния), юноши вешали плакаты с дивами на стены. Копировали наряды, прически, макияж, жесты, дизайн домов...

Звезда эпохи "Золотого Голливуда" Хди Ламарр
Звезда эпохи "Золотого Голливуда" Хди Ламарр

Макияж (он же грим) в кино мало чем отличался от повседневного и вечернего. Кино и фотография тогда были черно-белыми, а что нужно для отличного черно-белого кадра? Правильно, контрастность. Поэтому макияж был максимально контрастный и четкий, с ярко-выделенными бровями, глазами и губами.

Шик и элегантность – вот две главные составляющие эстетики довоенных американских лет. Даже повседневные дневные наряды можно было охарактеризовать двумя эпитетами - элегантность и простота.
Вечерние же и вовсе были шик, блеск, роскошь и щепотка секса. Обязательный ингридиент - кусочек открытого тела: открытая спина, или глубокий вырез, или вовсе открытие плечи и декольте, но без лишней вульгарности. Главный компонент - ярко подчеркнутая талия, юбка в пол и дорогие ткани. Платье должно сидеть как влитое, идеально подчеркивая фигуру. 20-е годы с заниженной талией и невыраженной грудью ушли в прошлое. "Золотой век Голливуда" принес подчеркнутую женственность.

-4

Еще немного и мир пришел бы к возвращению (обогащенному новым временем) к женственным и даже роскошным формам прошлого. Но – наступили 1940-е, а с ними – война. У будущей знаменитости – Вархолы - с детства было слабое здоровье. В восемь лет из-за болезни центральной нервной системы ему прописали долгий постельный режим, который впоследствии будет повторяться из года в год. Во время болезней мать, чтобы хоть как-то подбодрить сына, покупала ему раскраски, комиксы, альбомы и те самые популярные фото знаменитых актеров. Поначалу грядущие 40-е годы представлялись миру в самых радужных перспективах. Только закончился всемирный экономический кризис 30-х годов и люди вздохнули с облегчением, а художники, модники, маркетологи, дизайнеры постепенно начали обновлять бытовую культуру, добавляя в повседневность свежие элементы. Потому-то иконами стиля и считались помпезные образы голливудских звёзд. Тут и макияж, и прически – все очень пышно, помпезно, образы из кино – мира грез – кочуют в повседневность, то есть немножко такая подмена происходит, когда вечерние наряды перекочевали в будни. То же самое отразилось и в интерьерах домов, в оформлении витрин, магазинов, выставочных залов, улиц.

Это было послевоенное время, когда мир устал от скудости красок, стесненности в средствах, не говоря о трагедии потерь. Надвигалась противоположная эпоха – яркости, буйства, смелости чувств и эмоций. Тяги к экзотике, роскоши, контрастным краскам и откровенности. Еще немного – и наступит время хиппи, поп-арта, китча.

-5

В американском искусстве и графическом дизайне 1950-х часто используются живописные и графические решения. Дизайнеры рекламы, во-первых, отлично владеют техникой реалистической живописи и графики, при этом их решения отличаются яркостью цвета и динамичностью формы. Приторможенное во время войны развитие и прогресс вновь вырываются вперед и двигают искусство.

Во-вторых, в искусстве тех лет очевидна реалистичность. Мастера стремятся к максимальной жизненности изображаемых образов, точно передают различные оттенки эмоций. Стилизованные решения тоже встречаются, но значительно реже, чем реалистичные. Особенно это ощутимо в США, где, после великой депрессии и войны люди хотят жить только хорошо.

В-третьих, царит оптимистичность. Все изображаемые в американской рекламе 1950-х люди, всегда радостны, уверены в себе, довольны жизнью и успешны. Они всегда красивы и типичны, как правило, мужчина – это сильный западный бизнесмен, а женщина – молодая модная и аккуратная домохозяйка. В-четвертых, на плакатах, обложках, принтах, картинах мы видим динамичность, контрастность, красочность. Ну, и в-пятых, «понятность», ориентация на широкие массы, простота тем, образов, приемов. Война закончилась, нет больше сил и желания усложнять.

И именно тогда художники, дизайнеры стали востребованы как никогда. Жизнь нужно было украшать, ее нужно было приветствовать, отмечать торжество этой победы над смертью. Дизайнеров стали приглашать за стол переговоров наравне с маркетологами, бухгалтерами, копирайтерами, рекламистами и президентами компаний. Впрочем, в России это было еще в период арт-деко и модерна (когда в искусстве правили бал Дягилев и Бакст, Серов, Бенуа, Коровин, Пикассо). Продолжение в следующей части.