Найти тему
Minsknews.by

«Кино состоялось, когда выстраиваются очереди за билетами». С чем встретим 100-летие белорусского кино

Оглавление

Через год с небольшим белорусскому кинематографу исполнится 100 лет. Что и говорить, красивая дата. Но, похоже, отечественное кино встречает его не с лучшим настроением. Достаточно сказать, что за весь 2022-й киностудия «Беларусьфильм» выпустила всего три фильма. Один, совместный проект с россиянами, называется «Оливье». Две другие, связанные между собой ленты — «Пламя под пеплом» и «Подрыв», — снял режиссер Иван Павлов. Корреспондент агентства «Минск-Новости» попросил его поделиться личным мнением о специфике нынешнего отечественного кинематографа.

-2

О плюсах и минусах «Беларусьфильма»

— Проблемы у нашей отечественной «фабрики грез» весьма серьезные. Образно выражаясь, не хватает мощностей. Прежде всего это касается технической базы. На этом направлении нужно каждый день что-то серьезно совершенствовать, апгрейдить, говоря современным языком. Но мы порой не успеваем закупать новое и действительно необходимое оборудование.

Список проблем можно продолжать. Но я, знаете ли, не люблю плакаться. Гораздо интереснее предложить выход из ситуации, поискать ответ на вопрос «Что делать?», а не «Кто виноват?».

У «Беларусьфильма», несмотря на все его явные и скрытые проблемы, имеются и неоспоримые преимущества. Мы, например, уникальны тем, что контролируем весь производственный процесс от начала до конца — от проработки сценария до запуска готового фильма в прокат. Это еще советские традиции, которые отнюдь не так плохи, как их нам пытаются преподнести. Но как максимально использовать эту нашу уникальность сегодня, надо думать.

-3

О Голливуде, развалившем СССР

— Геннадий Давыдько в присущей ему образной манере когда-то выразился примерно так: «Советский Союз 30 лет назад развалили не какие-нибудь Госдеп и ЦРУ, а Голливуд — своими яркими, невероятно привлекательными образами из американской жизни».

С этим утверждением можно соглашаться или нет, но нельзя не признать в нем рациональное зерно. Советские люди, глядя на не всегда правдивую, но красивую голливудскую картинку (с шикарными виллами и машинами, колой и джинсами), конечно же, хотели жить так же. А коль это не получалось, то хотя бы помечтать, наслаждаясь увиденным на экране. Не зря ведь Ленин еще более 100 лет назад сказал, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино».

Кстати, американцы советских людей показывали, как правило, карикатурно, даже если симпатизировали им. В «Армагеддоне» наш человек в ушанке спасает всех от смерти с убогим гаечным ключом наперевес. Разумеется, о себе они снимали совсем другие фильмы.

Возможно, если бы цены на нефть в 80-е годы прошлого века не упали, а уровень жизни в СССР не обвалился ниже плинтуса, все было бы по-другому. Голливудское кино в далеко не лучших своих проявлениях нас бы так не зацепило. Но, увы, получилось так, как получилось.

-4

В кино ходят либо на звезд, либо на режиссера

— Лет 15 назад в одной из центральных советских газет нашел огромную статью про российских оборотней в погонах, про то, сколько они украли и какие вообще они подонки и продажные люди. А в конце этой увлекательной публикации небольшая заметка о том, как младший лейтенант, сотрудник ГАИ или уже ГИБДД, на милицейском «жигуленке» сопровождал колонну автобусов с детьми. И вдруг он увидел, что идущий навстречу огромный груженый лесовоз начал съезжать на их полосу. Парень, не раздумывая, направил свой автомобиль под эту махину. В общем, лег на амбразуру. Остановил неизбежное, спас детские жизни. И еще одна деталь: за три дня до этого у человека родилась дочь. А он взял и вот так поступил… Благо, что каким-то чудом милиционер остался жив.

Я читал это, стоя в вагоне поезда метро, и, признаюсь, просто плакал. Очень сильно захотелось проникнуть в душу этого парня, чтобы понять, почему он так сделал. Можно было бы и мистики накрутить, дабы объяснить его чудесное спасение. То есть возникло множество вариантов для развития такого классного сюжета и переноса его на экран.

Мне кажется, с одной стороны, на это кино могли бы пойти зрители вне зависимости от того, кто там играет или режиссировал его. Такие истории работают на очищение души, что невероятно важно.

Хотя, с другой, этот фильм, если его снять, вполне мог бы оказаться и однодневкой. Почему? Об этом я уже сказал выше. Киновкусами нынешних зрителей стали править худшие голливудские традиции. И психологические драмы с прорисовыванием внутреннего мира героя, жертвующего собой ради других, сегодня не очень-то и востребованы. Это не плохо и не хорошо. Такова нынешняя кинореальность: едим попкорн в кинозалах и получаем соответствующий эрзац-продукт с большого экрана.

-5

О реализованных и нереализованных планах

— Знаете, я убил в себе обычного читателя. Всегда думаю, можно ли эту историю или сюжет экранизировать в наших условиях с учетом ситуации. Люблю жанр романтической комедии, постоянно ищу в текстах что-то из этой сферы. К сожалению, давно не попадались крепкие, хорошо сделанные сценарии. Это тоже огромная проблема.

Не всегда получается реализовать и то, что меня, как режиссера, зацепило. По разным причинам. В 2020 году мне предложили снять фильм о страшном пожаре в клубе НКГБ на площади Свободы, случившемся во время новогоднего праздника с участием цвета минской молодежи 3 января 1946 года. Тот, кто хочет почувствовать атмосферу этой трагедии, может сходить на Военное кладбище. Ближе к ограде, фактически напротив трамвайной остановки на улице Козлова, находится строгий черный надгробный памятник с длинным перечнем фамилий под пятиконечной звездой. Про то событие громко начали говорить уже в независимой Беларуси. До этого тема была закрыта. Так вот, под этим черным обелиском в двух больших цинковых гробах находятся останки 27 жертв пожара. Это те, кто заживо сгорел в здании, где, помимо всего прочего, находился архив спецслужб. В той истории до сих пор много темных пятен, гриф секретности с нее по большому счету не снят. В общем, такое кино — дело будущего.

К счастью, горевал я недолго. Выгорела идея другого «минского» фильма, сериала «Пламя под пеплом». История о добровольцах, которые после войны разминировали нашу столицу и окрестности. Там пересеклись сразу несколько сюжетных линий и временных пластов. Это и история про юных девушек, которые занимались отнюдь не женским делом и часто гибли, и повествование о нашей современности, которая «наскочила» на то суровое прошлое. Есть здесь и детектив, и лирика одновременно.

-6

На основе сюжетной линии телесериала «Пламя под пеплом» в том же 2022 году с коллегами сняли также полнометражный художественный фильм «Подрыв». Обе эти ленты мне чрезвычайно дороги и важны. Прежде всего потому, что удалось прервать затянувшееся молчание.

В конце мая надеюсь запустить в производство новый фильм. Пока могу сказать, что он также посвящен теме войны. Его рабочее название — «Казбек». От подробностей воздержусь. Ведь кино считается состоявшимся, когда люди выстраиваются в очереди в кинотеатры, чтобы купить билет.

Смотрите также: