Найти тему

Создание альтернативных нарративных цепочек. От Слезинки до Звёздочки. Часть 1. Жизнь Слезинки.

Друзья, хочу напомнить Вам один из главных методов нарративной психологии - "переписывание историй", который я использовала в одной из недавних сессий, с широкими дополнительными приёмами. Получилось очень выразительно и полезно! С разрешения клиентки делюсь! В этой публикации всего лишь первая часть.

Итак... Запрос Аллы звучал вот так: "Уважаемая Алёна, с подросткового возраста я всё время непрерывно болею, в мои 27 у меня целый букет хронический недугов, из-за которых я ужасно страдаю, но даже тогда, когда болезни удаётся временно усмирить, я тут же режусь или травлюсь, или покрываюсь аллергической сыпью... Помогите разобраться в проблеме и облегчить перманентную болезненность состояний!"

Мы поговорили с Аллой о её детстве, истоковом влиянии близкого окружения, родительских интроектах и пришли к совместному выводу: болезненность клиентки заложена влиянием её детства, Алле предписано мучиться и страдать, и она послушно выполняет заложенную программу - неосознанно, через тело, погружаясь в пучину всевозможных болезней.

А дальше - запустили работу (ниже всё покажу), которая помогла моей клиентке извлечь из своей истории новые опоры, новую программу и новый взгляд, со всеми вытекающими последствиями...

Расскажу о нашей работе в трёх публикациях. Это первая часть.

Создание альтернативных нарративных цепочек. От Слезинки до Звёздочки. Часть 1. Жизнь Слезинки.

Для начала напомню суть нарративного подхода, с опорой на этот слайд, но своим - понятным для читателя языком...

Итак, переживая хроническую проблему, человек проигрывает некий ограничивающий сценарий, поддерживая неэффективный жизненный алгоритм. Однако, если взглянуть на историю клиента иначе, выявив внутренние опоры, неоднократный положительный результат, и подать её в принципиально другом ключе, мы расширим возможности человека, увеличив его ресурсы.

-2

Я не нарративный психолог и в данном случае использую только метод - приблизительно, немного в своём ключе, сохраняя главный смысл подхода: пересмотреть принесённую клиенткой историю, найти положительные итоги и подать её с позитивными акцентами, направлением.

В связи с чем, Алла получила задание: самостоятельно создать две биографические истории, два рассказа о собственной личной жизни - привычную (с программой мучиться и страдать) и новую, с ресурсными акцентами на положительные итоги и совершенно иной подачей.

Алла, успела выполнить это предварительно, на сессии, устно, а в промежутках между встречами - прописать свои истории письменно.

Представляю читателю (с разрешения девушки) первую историю Аллы. Клиентка назвала героиню общим, нарицательным словом - Слезинка.

Жизнь Слезинки.

-3

...Мы подходим к небольшому загородному дому, навстречу к нам выбегает девочка примерно четырёх лет. На ней застиранные колготки и футболка в пятнах от красных ягод. Девочка вроде рада, но одновременно напугана. Застыла на крылечке, наблюдая за каждым шагом. Нам удаётся немного познакомиться с её жизнью...

-4

Девочку воспитывает мама, её отец, к сожалению, очень пьёт. У девочки есть маленький, младший брат. Маме непросто воспитывать двух детей...

-5

Девочка растёт здоровым ребёнком. Как старшей ей приходится много помогать маме. Жизнь этой девочки плавно перетекает из садика, в школу, а далее - в институт, после которого она идёт на работу...

Оооой! Мы забыли представить эту девушку, её зовут Алла...

-6

Но вернёмся-ка в её детство...

Как ребёнку-дошкольнику, ей хочется быть признанной и любимой, получать внимание, выигрывать конкурсы, однако всё это почему-то проходит мимо... Конкурсы она не выигрывает, родители заняты, их внимания не хватает...

Алла донашивает одежду двоюродных родственников, что-то ей приносят из Секонд Хенд, формата унисекс, чтобы потом донашивал младший братик - из-за чего в детском возрасте Аллу часто дразнили мальчиком.

Поступив в школу, девочка старается учиться, чтоб быть хорошей и признанной. У неё нет особых проблем с уроками. Но расходуя все силы на хорошую учёбу и уход за маленьким братиком, она не научается интересоваться собой, делать собственные выборы, чувствовать свои желания и тем более идти за собой.

-7

Ближе к подростковому возрасту у Аллы возникают изменения в теле, которые ей трудно принять: крайне непослушные волосы, проблемная кожа и лишний вес. Близкие говорят, что Алле нужно похудеть. С юных лет она считает себя толстой, но в глубине души надеется, что когда-нибудь ей встретится тот, кто разглядит её красоту.

-8

Девочка страдает нарушениями питания, заедая свою тоску. Появляются нехорошие навязчивые мысли, осложняющие её и без того тоскливую жизнь.

Девочка совсем не ощущает поддержки, погружаясь в пучину "социального несоответствия", ощущая себя непринятой.

От резких весовых изменений её ноги и бёдра покрываются большими растяжками, сбивается гормональный фон, появляются серьёзные нарушения со здоровьем.

В 18 лет она поступает в университет, совсем себя не зная, боясь проявляться, являясь для других "серой мышкой".

...На старших курсах девушка устроится на работу и переедет к старенькому дедушке (маминому отцу), чтобы заботиться о пожилом человеке. Не знавшая любви и внимания, она не сможет дать его в полной мере, и перед смертью дедушка укорит её в недостаточной сострадательности. Груз вины отяготит её плечи...

-9

И девушка заболеет... Болезнь потихоньку станет хронической, потянет шлейф других заболеваний, проблем. Тело на глазах начнёт разрушаться... Походы по врачам и их рекомендации не улучшат состояния девушки...

В тревогах и переживаниях девушка скромно распишется в ЗАГСЕ со своим избранником - парнем (он присутствовал в её истории не слишком уж весомой фигурой - до того ли было несчастной)...

Неприглашённые к событию близкие смертельно обидятся и перестанут общаться с Аллой.

По осознанию претензий родных Аллу начнут преследовать раскаяние, сожаление и чувство большой вины.

...Через несколько лет мы увидим сидящую за своим столом, сникшую, погасшую Аллу, уволившуюся с тягостной и трудной работы; проблемы со здоровьем остались, девушка не знает, кто она, чего хочет? Ей кажется, она посредственность, серость...

-10

Продолжение следует...

Друзья, приглашаю вас на личные консультации. Я подберу к представленным проблемам индивидуальный подход и вместе мы решим ситуацию! Пишите на WhatsApp, договоримся о нашей встрече: 8(985)665-82-54.