Первый фильм франшизы The Fast and the Furious “Форсаж” вышел в 2001 году. Это была вполне стандартная голливудская история – с цепляющим сюжетом, красивыми главными героями, хорошей операторской работой. Мне тогда очень понравился дуэт актёров Пола Уокера и Вина Дизеля, а также пристрастие их героев к скоростным автомобилям. Сама суть “крутизны” подавалась этим фильмом очень выразительно и ярко.
За 22 года первоначальная история, выросшая из журнальной статьи, превратилась в масштабную скоростную семейную сагу, или мыльную оперу, как написал журнал Vice. Каждый последующий фильм стал выглядеть всё более неправдоподобно в плане трюков и пафосно с точки зрения диалогов. Вин Дизель и его Доминик Торетто, изрекающий фразу, что нет ничего важнее семьи (There's Nothing Stronger Than Family), уже превратились в настоящий мем и авторский язык. Но каким-то образом этот аттракцион не вызывает раздражения. Эта франшиза идёт в моём рейтинге хороших развлекательных неправдоподобных сюжетов на ступень выше “Джона Уика”.
В памяти после просмотра остаётся ощущение праздника (ну, если не считать Furious 7 в 2015 году, когда фильм стал посвящением Полу Уокеру, который погиб в конце 2013 года, и в седьмой части его дублёром выступал родной брат). Но, даже несмотря на потерю Уокера, для меня эта сага остаётся с лицами его и Вина Дизеля, Брайана О’Коннера и Доминика Торетто.
Моей самой любимой частью является Fast Five – Форсаж 5 – именно та, когда сейф вынули из стены, когда погиб Эрнан Рейес, и когда действие разворачивается в Рио-Де-Жанейро. Если коротко, то интрига закрутилась, когда Мия, сестра Дома, угнала Ford GT40, принадлежащий Рейесу. В автомобиле был скрыт чип с информацией о финансовых махинациях Эрнана Рейеса, включая местонахождение 100 миллионов долларов наличными.
Помню, тогда в сети было очень много споров по поводу глупости этого трюка с сейфом, как ругали постановщиков серии за отсутствие дружбы с законами физики. И как же я удивилась, узнав, что десятая часть является прямым продолжением той истории 2011 года.
Фильм Fast X 2023 года, который снял французский режиссёр Луи Летерье (Louis Leterrier), не завершит сверхскоростную сагу. Это начало истории с Данте, и предположительно продолжение Fast X выйдет в 2025 году. Выражаясь цитатой из этой франшизы: “Кто нарушает закон Божий и гравитацию?” – “Дом и его семья. Они возвращаются и делают это дважды”. Ведь не поспоришь.
В Fast X (2023) сын криминального авторитета и наркобарона Эрнана Рейеса Данте (в исполнении Джейсона Момоа) унаследовал от своего отца не только его несметные богатства, но и всеобъемлющую ненависть к Доминику Торетто. Отец завещал своему сыну причинить Торетто страдания, возможно даже несоразмерные его собственным, что Данте воспринял очень ответственно.
Вся эта часть является чередой ловушек для самого Доминика Торетто и его разросшейся “семьи”. Подставная миссия в Риме с кражей чипа и взрывом бомбы в Тибре, которая сделала Доминика самым разыскиваемым преступником в мире; постоянная дилемма, кого пощадить, а кого убить – как, например, во время уличной гонки с участием Диого, Изабель, сестры Елены, Дома и Данте; похищение Летти и Би; лицемерные “хорошие”, которые в экстремальный момент нажимают на спусковой крючок и нужно ждать до следующей части, появятся ли снова Роман, Тедж и Хан (а ребята классные, так что сценаристы пусть придумают, как их достать из горящего самолёта в приличном состоянии, в конце концов, им не привыкать проводить обряды воскрешения для персонажей).
Следуя основной фирменной ноте в этой истории – семья превыше всего, – в десятой части её усилили до сверхскорости: неистовая месть, страх потерять близких и муки выбора, кого именно спасти, если знаешь, что всех спасти не получится.
В этом выпуске присутствует ещё больше пафоса в речах, трюки становятся всё более нереалистичными (“хороших” огонь не берёт, а “плохие” погибают традиционно от крутого удара крутой девчонки). Забавно использовали отсылку к большой классической литературе – имя Данте, главного злодея, позаимствовали у автора “Божественной комедии” Данте Алигьери. И устроили подобие ада в вечном городе, когда позволили огромной бомбе, даже на несколько минут охваченной огнём, прокатиться по всем улочкам Рима.
Помимо темы семьи в десятой части развили идею передачи опыта новому поколению, что логично (раз есть семья, то нужно заботиться о потомках). Дом терпеливо учит своего сына водить автомобиль так, как сам это умеет и даже лучше. Бабушка Абуэлита (в исполнении Риты Морено) говорит трогательный тост о важности семьи и того, что важно научить молодёжь, чтобы они стали лучше нас. Деккарда Шоу можно выманить из убежища только сообщением об опасности для его матери. Джейкоб, вчерашний враг, становится верным другом и преподаёт урок, как далеко может зайти брат ради брата. А противоположностью этого жертвоприношения является Данте со своей местью за кровь отца.
Актёрский состав
В целом в этой части, помимо центрального состава, заявлены Шарлиз Терон, Джейсон Стэтем, Рита Морено, Хелен Миррен, Скотт Иствуд и в самом конце Галь Гадот помахала ручкой. Но у них крайне маленькие роли, даже как-то жалко, но понятно – в центре внимания тут вендетта Данте, который блистал во всей красе своего безумия.
Чуть больше времени у Бри Ларсон. Её эффектная шипованная героиня Тесс являет собой образ супергероини, ничуть не меньшей, чем её же Кэрол Дэнверс, или Капитан Марвел во Кинематографической Вселенной Marvel. Все эти актёры в их образах для этого фильма мне очень нравятся. Они не особо напрягаются, потому что тут нет смысловой глубины, они играют легко.
Но вот отдельно Джейсон Момоа мне не понравился. Интересная вещь – играть злодея и сложно, и интересно. Злодеи часто становятся любимцами зрителей за счёт их агрессивной энергетики, парадокса с внешним обаянием и внутренним надрывом, толкающим на низкие поступки. Имея довольно сильные актёрские данные, Джейсона Момоа создал своего Данте каким-то фриком для цирковой арены, чем для мстителя, своеобразно почитающего память отца. Его Данте меня просто размазал по креслу своим желанием уничтожить Дома – и переиграл. Его страсть разрушения оказалась чрезмерной, порой он выходил за рамки, почему-то решив, что, делая краски зла ярче, со стороны это будет выглядеть краше. Получился Флип в ярости из сказки “Страна Снов” Фрэнсиса Лоуренса.
Но “Форсаж 10” – это захватывающий аттракцион. Он создан для того, чтобы проноситься с огромной скоростью в прокате, вынося вакуумом деньги на билет из кармана.
***
Оффтоп
Ссылка на статью в журнале Vibe, которая вдохновила режиссёра Роба Коэна (Rob Cohen) и продюсера Нила Морица (Neal H. Moritz) на создание первого фильма франшизы. Статья была опубликована в майском номере за 1998 год. Главная тема статьи – это незаконные уличные гонки в Нью-Йорке, а суть – в очаровании скоростью и жажде власти.
Фрагмент текста в переводе, передающий всю суть уличных гонок, а также то, что взяли за основу для первой части франшизы.
“Молодые люди были очарованы тюнингом автомобилей вроде Chevrolet и Mustang, эта страсть захватила их ещё во времена Джеймса Дина и "Бунтаря без причины" (1955, Rebel Without a Cause). И новички не смущались, сталкиваясь с “мускулистыми зверями” прошлых лет. Они производили пару трюков над ними – на дешёвые японские автомобили, такие как Honda Civic и Acura Integra, они наносили наклейки Neuspeed и Greddy, словно автомобиль прошёл серьёзный тюнинг. Запустив двигатель, добавив закиси азота, газообразной жидкости, которая использовалась для заправки бомбардировщиков во время Второй мировой войны, они становились очень крутыми и могли курить травку на светофоре. Всего-то, но они делали это на маленькой четырёхцилиндровой “рисоварке”, на которой могла бы ездить ваша мама.
“Всё дело во власти. Речь идёт о контроле над властью”, - философствует Шон Руссо, коренастый гонщик из Вест-Индии в мешковатых джинсах и ботинках Timberland. Он тусуется в переполненном магазине Eastern Autosports в Квинсе, штат Нью-Йорк, куда ребята-гонщики отдохнуть и выбрать запчасти для своих автомобилей.
“Волнение от быстрой езды ни с чем не сравнимо”, - говорит Хавьер Ортега, американец колумбийского происхождения, который с визгом останавливает свой синий Honda Civic перед магазином. “Другая группа получает удовольствие от употребления наркотиков или чего-то ещё. Нас возбуждает скорость”.
16-летний Хуан Дж. Санчес говорит: “Половина гонки – это психология. Психологически человек за рулём найдёт способ обогнать соперника, даже если будет вести более медленный автомобиль”.