Сегодня я хочу показать Вам фотографии Сиены и Пизы, двух городов Тосканы. В каждом мы пробыли недолго, меньше дня, рассказываю, что успели посмотреть.
Начну с Сиены - города, который когда-то страшно воевал с дорогой моему сердцу Флоренцией. Страшно, потому что противники жестоко ненавидели друг друга, и не щадили не только воинов, но и женщин, и детей. Времена, оставившие нам столько архитектурных памятников нереальной красоты, отличались такой же нереальной жестокостью. Закончилось всё победой Флоренции, и Козимо Медичи стал Великим герцогом Тосканы. На Палаццо Публико, главном административном здании города, появился герб Медичи, а Сиена утратила независимость.
О том, как появился город, конечно же, существует легенда. По ней основателями Сиены были племянники Ромула, основателя Рима, спасавшиеся от него после гибели их отца Рема. Их звали Сенио и Аскио. От имени Сенио и пошло название "Сиена". В легенде также говорится, что кони братьев были чёрным и белым, что нашло отражение в гербе города, и во внешнем виде главного украшения Сиены, собора Святой Марии дель Ассунта. Собор отделан белым каррарским мрамором и зелено-черным камнем из Прато.
У собора очень интересный стиль, романский здесь переходит в готический. Полукруглые арки на фасаде венчают готические треугольные фронтоны. Казалось бы, странное сочетание, но как красиво это выглядит! Чтобы закончить строительство и украсить собор, понадобилось почти два столетия. Нижнюю часть фасада построил приглашённый из Пизы архитектор Джованни Пизано. Не закончив работу, он уехал из города, и строительство продолжил другой архитектор, Джованни ди Чеччи.
Над фронтонами расположено окно-витраж "Тайная вечеря" работы Пасторини, а в треугольном верхнем фронтоне позолоченная мозаика работы венецианских мастеров - "Коронование Богоматери".
Центральная площадь города называется площадь Кампо. Площадь разделена на девять сегментов с давних времён, когда городом правил Совет Девяти. Это были финансисты, которые выкупили землю, на которой и была выложена красным кирпичом площадь с разделением из белого травертина (известняка). Совет Девяти построил ратушу для своих заседаний, которая называется Палаццо Публико.
Башня Торре дель Манджа, что переводится как башня Обжоры, высотой 102 метра, была на момент строительства самой высокой башней Италии. Ее высота равна высоте собора Сиены, что должно было символизировать единство государственной власти и церкви. Название башня получила по прозвищу своего первого звонаря, который, видимо, не страдал отсутствием аппетита.
У подножия башни находится Капелла ди Пьяцца, построенная жителями города как благодарность за спасение от чумы 1348 года. От болезни тогда умерло три четверти населения города.
Напротив Палаццо Публико на площади расположен фонтан Радости. Несмотря на столь приятное название, история его не так радостна, как хотелось бы. В 14 веке архитекторы, создавшие фонтан, украсили его статуей обнажённой Венеры, что не понравилось представителям церкви. Статую сняли и закопали в землю. Шло время, и уже в 15 веке украсить фонтан поручили скульптору Якопо делла Кверча. Он поместил в центре скульптурной композиции Мадонну с младенцем, а а вокруг неё ангелов и фигуры добродетелей. К сожалению, выбор темы не помог. Представителей церкви фонтан не впечатлил. Фигуры сочли слишком обнажёнными и... да, снова убрали. Только в середине девятнадцатого века фонтан стал выглядеть так, как задумал скульптор.
Город расположен на трёх холмах, и по улочкам всё время куда-то то поднимаешься, то спускаешься. Улицы очень узкие, дома расположены близко друг к другу. Между некоторыми есть переходы на уровне верхних этажей.
Здесь, как и во Флоренции, время как будто остановилось. Все постройки в городе сохранились с 13-14 века. На улицах машины встречаются крайне редко.
А вот табличка на доме со знакомыми красным флагом, серпом и молотом. Это отделение Демократической партии левых сил.
На улицах города можно встретить живые статуи. Не представляю, как люди выдерживают такую работу. Мне кажется, больше часа просто невозможно стоять в одной и той же позе.
На этом прогулку по Сиене заканчиваем. Те, кто был в городе, возможно, удивлены, что я обошла вниманием знаменитое развлечение жителей города - палио. Для тех, кто не знает, палио - это скачки на лошадях, которые проводятся на площади Кампо два раза в год. Приз победителя 250 тысяч евро. Это, конечно, очень интересная тема, но я все-таки стараюсь показывать и рассказывать о том, что видела сама. В начале октября, когда мы были в Сиене, на площади были только туристы😊. Скачек не предвиделось до следующего лета.
Пиза
В город мы приехали на несколько часов, конечно же, ради знаменитой Пизанской башни, которая падает вот уже восемь веков, да всё никак не упадет. Башня - это колокольня центрального Пизанского собора, строительство которого началось в 1063 году. В те времена Пиза была мощным городом, имевшим выход к Тиррентскому морю, и строительство велось на деньги, которые город получал от этого преимущества. Кстати, выход к морю послужил в дальнейшем причиной потери независимости - Пиза не давала Флоренции воспользоваться гаванями и была завоёвана флорентийцами, став частью Тосканского герцогства, как и Сиена.
Баптистерий - отдельная постройка церкви, в которой совершали крещение. Дело в том, что некрещеные люди не допускались в саму церковь. Постепенно необходимость в баптистерии отпала, крестить стали в основном в младенческом возрасте, а для этого огромные баптистерии уже были не нужны. Баптистерий Пизанского собора - круглое здание с диаметром основания 35 метров.
А вот сам собор Благовещения Пресвятой Девы Марии. Как обычно, собор строил не один архитектор. Начал постройку Бускето ди Джованни Джудиче, именно он придал собору своеобразный стиль, в котором смешались элементы византийского, ломбардского и мавританского. На самом верху фасада стоит статуя Девы Марии с младенцем, а на углах скатов крыши статуи четырёх евангелистов. Внутри собора мы не были, по причине того, что было очень мало времени на осмотр.
Зато мы поднялись на Пизанскую башню. До сих пор помню эти двести пятьдесят ступеней по старой винтовой лестнице. Крыши как таковой у башни нет, наверху смотровая площадка.
Башню начали строить в 1174 году, а закончили только в 1399. Причиной этого, кроме обычной нехватки средств и войн, послужило то, что башня начала крениться ещё в начале строительства, когда были возведены три нижних яруса. Проект был с ошибкой, фундамент башни заложен всего на три метра в глубину, что оказалось мало для песчано-глинистой почвы. Сейчас угол наклона башни около четырёх градусов благодаря тому, что в двадцатом веке на северной стороне башни был установлен свинцовый противовес и приняты другие меры по укреплению фундамента.
О башне рассказывают интересную историю, связанную с именем Галилео Галилея. Учёный, создавший такие вещи, как телескоп, микроскоп, аналог современного термометра, проводил на башне свои опыты. Он сбрасывал вниз шары разной массы, чтобы доказать, что они падают с одинаковой скоростью. Ранее считалось, что более тяжёлое тело падает быстрее. Однако в книгах Галилея нет упоминаний о том, что свой опыт он проводил именно на Пизанской башне, поэтому эту историю следует считать скорее легендой.
На этом мы прощаемся с Сиеной и Пизой. Друзья, я решила сделать отдельную небольшую статью про последний город Италии, в котором я была - Падую.
По вашим комментариям я поняла, что практически всех интересует в первую очередь мюзикл по книге Уайльда "Дориан Грей"😊. На нем и остановимся. Благодарю всех за помощь с выбором темы и за пожелания здоровья, конечно. Мне было очень приятно их получить💐.