Пилотируемая космонавтика стала частью мировой истории в середине 20 века. 7 марта 1960 года после прохождения медицинской комиссии в отряд космонавтов был зачислен Владимир Михайлович Комаров. В отличие от многих космонавтов, Комаров был опытным летчиком-испытателем с большим стажем. За его плечами была Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и годы службы в войсках и Государственном Краснознаменном НИИ ВВС.
В отряде космонавтов Комаров начал подготовку к полёту на космических кораблях «Восток» и «Восход». В августе 1962 года был дублёром пилота космического корабля «Восток-4» Павла Поповича. Затем был дублером в подготовке 10-суточного группового полета в на корабле «Восток-5» (полет не состоялся). Наконец, 9 октября 1964 года Комаров был назначен командиром корабля «Восхода-1» в составе с К. Феоктистовым и Б. Егоровым.
Первый полет
Первый космический полёт Комарова состоялся 12-13 октября 1964 года Это был первый в мире групповой полет на многоместном советском корабле. Из-за тесноты в кабине экипаж совершал полёт без катапульт и скафандров. Корабль совершил 16 витков вокруг Земли и приземлился с помощью системы мягкой посадки.
Второй полет и его проблемы
В августе 1966 года Государственная комиссия назначила Комарова пилотом корабля «Союз-1». В космосе корабль «Союз-1» должен был стыковаться с кораблем «Союз-2» и через выход в открытое пространство в «Союз-1» к Комарову должно было перебраться три космонавта. Старт «Союз-1» произошел 23 апреля 1967 года.
Проблемы начались, когда возникли неполадки с оборудованием. Когда отказалась раскрываться одна из солнечных батарей на корабле Комарова. На следующем витке выяснилось, что не работает солнечно-звездный датчик. То есть корабль не мог быть сориентирован автоматически. Как вспоминает Борис Черток:
«Состыковаться с «Союзом-2» не удастся. Нужно отменять пуск второго корабля. Но Земля упорно советует повторить закрутку. И это раз за разом не получается. Комаров даже бьет ногой в стенку корабля — вдруг замок батареи раскроется. Но... Корабль ковыляет словно птица с одним крылом. На операции тратится драгоценное топливо, расходуются запасы электричества.
Космическая неудача. В год пятидесятилетия Великой Октябрьской Социалистической Революции? Только через несколько часов Госкомиссия решает – пуск «Союза-2» отменить, разработать программу возвращения Комарова. Теперь и это серьезная проблема».
Запуск «Союза-2» отменили, а Комарову приказывают идти на досрочную посадку. Но время упущено. Вскоре корабль теряет связь с землей, так как уходит из зоны советских станций слежения. Коротковолновый передатчик на «Союзе» тоже вышел из строя.
Когда корабль спускался на землю, «забарахлила» парашютная система: основной парашют не раскрылся, а запасной парашют скрутился и плохо обеспечивал торможение спускаемого аппарата. С большой скоростью «Союз-1» ударился о землю в пустынной местности Оренбургской области, разрушился и вспыхнул. 25 апреля 1967 года ТАСС сообщило о гибели космонавта Комарова.
Причины катастрофы
Почему множество несостыковок и неполадок сошлись в одно время и привели к гибели космического корабля? Проблемы во время полетов встречались и раньше, о них просто не говорили. Причина состояла в новизне космического дела и недостаточной научно-технологической продуманности подготовки к полетам.
Другим фактором, заставлявшим советскую космонавтику спешить и пренебрегать из-за этого тщательностью подготовки, была космическая гонка, в которую СССР втянул Джон Кеннеди. После полета Гагарина президент Соединенных Штатов пообещал нации, что уже через десять лет американец высадятся на Луну. В Советском Союзе не могли этого допустить, и нашей ближайшей целью стала Луна.
Все следующие полеты советских космических кораблей были шагами к высадке на Луне. В 1967 году американцы готовились запустить корабль «Аполлон» с макетом лунного модуля. Мы катастрофически отстаем – ну нас нет ракеты, способной разогнать корабль до Луны, нет и самого корабля. А темпы гонки нарастают. «Союзы» собираются в три смены. Пробные непилотируемые полеты не проходит без замечаний.
Ответ на главный вопрос
Тем не менее, 23 апреля 1967 года «Союз-1» уходит в небо, чтобы больше не вернуться. Смерть Владимира Комарова была трагедией. Можно ли было ее избежать? На 100% утвердительно об этом сказать нельзя. Но одно ясно, спешка в таком важном и невероятно сложном с научной и технологической точки зрения деле, как космонавтика, недопустима. Надеюсь, что вы в этом со мной согласны.
Подписывайтесь на канал ИстПросвет!