Найти в Дзене

В мире природы - как дома

Джим Робертс

То, как мистер Робертс воспринимает пребывание детей на свежем воздухе, дает родителям представление о врожденных реакциях, вызываемых миром природы, наряду с некоторыми очень практичными приемами.
То, как мистер Робертс воспринимает пребывание детей на свежем воздухе, дает родителям представление о врожденных реакциях, вызываемых миром природы, наряду с некоторыми очень практичными приемами.

Если дети хотят чувствовать себя как дома в мире природы, то они должны уметь передвигаться в нем легко и уверенно.

Недавно я повел группу детей на прогулку по заросшей опушке леса за их школой. Они видели этот район из окна с тех пор, как пришли в школу, но никогда там не были. Когда мы только начали идти, я несколько раз слышал, как один ребенок успокаивал другого: "Я не боюсь, а ты?" Как и многие городские дети, они никогда не бывали даже на клочках природы рядом со своими домами и школой. Показать детям, что они могут передвигаться по такому району, как этот, и что это весело, было важнее, чем те несколько имен и фактов, которые я сообщил им по пути. Самое
важное, что я должен сказать детям в лесу, - это не какой-то факт из биологии, а правило: "Наступайте на шиповник и ежевику, тогда они не запутают вам ноги, пока вы идете." Это правило полезно само по себе и дает детям возможность сосредоточиться на чем-то интересном, поскольку они учатся следить за своими шагами и двигаться осторожно.
После нескольких месяцев занятий в моем классе дети говорили мне: "Теперь я могу ходить по лесу, потому что знаю, как наступать на
наклейки".

Давать детям возможность научиться уверенно передвигаться по пересеченной местности - это одна из самых важных вещей, которые мы можем предложить в ранние годы обучения. Как и умение плавать, знание того, что то, что они могут пробираться через заросли и переправляться через ручьи, придает детям уверенность, которая выходит далеко за рамки непосредственного применения этого навыка. Но, в отличие от плавания, овладение этим навыком не зависит от наличия специальных средств или специальной подготовки учителя. Вам просто нужно выйти на улицу и дать детям шанс. Почти рядом с каждой школой есть пустыри и дикие поляны, где дети могут освоить базовые навыки передвижения по дикой природе. Эти районы, возможно, не самые красивые на наш взгляд - часто они замусорены и содержат не очень интересное разнообразие растительной жизни - но такое место все равно может стать отличным учебным опытом для детей. Что касается вашего собственного мастерства, то вы можете учиться вместе с детьми. Конечно, вы можете быть им более полезны, если сначала немного попрактикуетесь сами. И, естественно, вы захотите ознакомиться с районом самостоятельно, прежде чем водить туда детей.

Точно так же, как дети используют настоящие ножи для приготовления овощей в классе, им должно быть разрешено рисковать в рамках разумного, когда они находятся на открытом воздухе. Неразумно подвергать ребенка риску серьезных травм, но ободранные колени, мокрые ступни и грязная одежда - это небольшая цена за то, чтобы узнать, что вы можете позаботиться о себе в суровых условиях. Такие незначительные проблемы часто служат средством контроля ошибок и, возможно, даже сами по себе являются опытом обучения.

Если вы начнете, пока дети достаточно маленькие, вы можете положиться на то, что они выработают правильное (и консервативное) суждение о своих собственных способностях. Я очень редко говорил какому-либо ребенку, что он не может попробовать то, к чему, по его мнению, он был готов, но у меня никогда не было случая, чтобы ребенок пострадал в лесу. Много раз мне приходилось прикусывать язык, чтобы не сказать маленькой Пейдж, что место, где она хотела перепрыгнуть с высокого берега через ручей, было слишком трудным для нее, и эта девочка показала мне, что она знала о своих способностях больше, чем я. Часто вы можете "помочь ребенку сделать это самому" и таким образом позволить ему развить способность и уверенность в том, что в следующий раз он действительно сделает это сам. Дайте Джейми одну руку для равновесия, а не для поддержки, когда он будет переходить ручей по камням или бревну. Держите Эмили за руку, когда вы вместе перепрыгиваете ручей. Встаньте у подножия крутого обрыва, пока Мэтью спускается вниз, чтобы вы могли поймать его, если он начнет падать, но держите свои руки подальше от него.

Скоро дети постарше захотят сами находить дорогу в лесу. Позвольте им указывать путь, в то время как вы остаетесь с менее способными детьми. (Во всяком случае, оттуда вам будет лучше видно.) Нашим единственным правилом на этот счет было то, что дети должны были оставаться у меня на виду. Если они этого не делали, их постигало ужасное наказание: они должны были отступить и некоторое время следовать за мной.

В нашей школе рядом с лучшей тропой, ведущей в лес, был глубокий овраг. На самом деле тропа проходила примерно в трех футах от обрыва, и я всегда стоял рядом - так что, даже если бы ребенок вышел из себя, я мог бы вмешаться, но я предупредил детей об опасности, и они почувствовали, что это их обязанность - пройти мимо и не упасть. Не один ребенок говорил мне об этом гордо: "Я могу пройти мимо большой дыры. Я не упаду в воду". Переживание этой опасности научило детей тому, что они могут нести ответственность за себя так, как им редко доводилось испытывать. К тому времени, когда детям исполнилось семь, я водил их в места, где даже взрослые должны быть очень осторожны. Но я знал, что они справятся с этим, и, что более важно, они тоже это знали.

Самая превосходно спроектированная игровая площадка меркнет по сравнению с физическими трудностями и возможностями, который предоставляет хороший участок леса. Как только ваши дети обретут уверенность в своих способностях передвигаться по лесу, им захочется возвращаться сюда снова и снова. Скоро они будут захвачены очарованием мира природы. Это будет их дом.

Разница между яблоком и грушей
Чтобы чувствовать себя как дома в мире природы, дети должны иметь возможность видеть то, что там находится. Это может показаться очевидным и простым, но мой опыт подсказывает, что наблюдательность - это приобретенный навык, который определенные виды деятельности могут помочь развить детям.

Однажды весенним утром на школьной лужайке я заметил что лапчатка цветет повсюду, поэтому я решил научить детей названию этого очень распространенного полевого цветка. Я выбрал один, показал его детям и дал ему название. Я спросил: "Кто может найти лапчатку?" К моему удивлению, многим детям младшего возраста было трудно его найти. Как такое могло случиться, недоумевал я. Я мог бы сорвать двадцать ослепительно желтых цветков, не сдвинувшись с места ни на шаг. Неужели мир трехлетнего ребенка настолько размыт, что он не может выделить такое отчетливое ощущение, как эта звезда, сияющая в траве?

Это напомнило мне о моем собственном опыте до того, как я стал учителем. Я путешествовал на палубе корабля, направлявшегося в Индонезию. Таможенники задержали судно на один день, пока искали
контрабандные товары, ввозимые в страну. Когда они, наконец, закончили и ушли, один из других пассажиров сказал мне: "Ну, они упустили дипломаты". Я хотел знать, что это за "дипломаты". Он показал мне один из них, и тогда я сам увидел, что среди рюкзаков и свертков было разбросано несколько десятков новеньких блестящих черных кейсов - вряд ли это был багаж кого-либо из путешествующих там пассажиров. Если я, взрослый человек, который каждый день часами рассматривал эту груду багажа (не говоря уже о таможенниках, которые искали такие вещи), мог пропустить что-то настолько неуместное и очевидное, что это говорит о том, как мы используем наши органы чувств?

Я убедился, что подобные переживания, хотя и необычны для взрослых, являются обычным явлением для маленьких детей. Почти каждый день, когда дети возвращались с игровой площадки, по крайней мере у одного из них был найденный кварцевый камешек или косточка от хурмы, которые он хотел показать другим. На игровой площадке были сотни таких штуковин, и мы показывали их до тех пор, пока я не начал бояться, что они, должно быть, надоели детям постарше, но каждый крошечный ребенок, который приносил что-нибудь из них, казалось, чувствовал, что он сделал великое открытие. Могло ли быть так, что этот ребенок, проведя несколько месяцев на игровой площадке, сосредоточился на
косточке от хурмы и по-настоящему увидел ее впервые? Я все больше и больше приходил к убеждению, что так оно и было. В конце концов, дети, которые всю свою жизнь видели треугольники, вдруг начинают указывать на них повсюду после некоторой работы с геометрическим кабинетом. Это просто их радость от того, что у них есть название для знакомой формы, или дело в том, что они впервые воспринимают новую
сущность в "цветущем, бурлящем хаосе" своих ощущений?

Интересно, что видит человек в лесу, если у него никогда не было возможности сосредоточиться на полевых цветах или обратить внимание на форму листа или текстуру коры?

Когда я только начинал преподавать, большинство моих комментариев в лесу были направлены на то, чтобы помочь детям выучить названия различных предметов. Дети научили меня тому, что гораздо важнее помочь им научиться концентрировать свое внимание. Даже когда я провожу трехступенчатый урок - "Кто может найти дерево сладкой камеди?" - это скорее упражнение на концентрацию внимания, чем попытка выучить название. Когда я гуляю с детьми по лесу, я обращаю внимание на отличительные особенности некоторых растений - гладкую серебристую кору бука, запах измельченных листьев дикой вишни,
квадратный стебель мяты. Вначале я делал это в надежде, что эти отличительные характеристики послужат ключами, с помощью которых ребенок запомнит конкретный вид. Теперь я делаю это, чтобы помочь детям сосредоточить их внимание, чтобы, по сути, сказать: "Обратите внимание на различные виды коры. Обратите внимание на запахи растений. Посмотрите на форму стеблей."

Истинный натуралист замечает каждый аспект каждого растения. Ключи, с помощью которых мы идентифицируем конкретный вид, - это всего лишь средство для начала знакомства с растением. Я никогда не обсуждаю все аспекты растения с ребенком (или взрослым), которому я рассказываю о природе, поскольку это сокровенное знание - то, к чему человек должен прийти самостоятельно. Однако ребенок может начать получать такого рода знания в очень раннем возрасте, как это иллюстрирует история, рассказанная мне родителями одного из детей в моем классе. Однажды летним днем Билли (6 лет) пришел домой с
найденным им крошечным недоразвитым яблоком. Его отец, поддразнивая его, настаивал на том, что это была груша, и не отступал от этого мнения. Билли снова вышел и вернулся позже, готовый разобраться со своим отцом. Он принес маленькую веточку с яблони и еще одну с груши. Он показал своему отцу разницу в формах двух плодов и различиях в листьях. Затем он сказал: "Теперь закрой глаза... почувствуй листья... вот как ощущается яблоневый лист, а это то, как ощущается грушевый лист... теперь понюхай... вот так пахнет яблоня, а вот так пахнет грушевое дерево, итак, ТЕПЕРЬ ты знаешь разницу между яблоком и грушей?"
(Перепечатано из NAMTA Quarterly, © 1976)

Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)

Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori