С переездом помогли дети. Вечерело, когда справились, но ни расставить мебель, ни распаковать чемоданы не успели: в однокомнатной квартире не то, что лампочек не было, – свет был обрезан.
Галина спать легла в расстроенных чувствах и слезах (она и без того плакала уже три года, никак не могла оправиться после смерти мужа). Часа в три проснулась от света, который, чувствовала, был необычным. Не ошиблась – в окно заглядывала яркая, полная луна.
С души словно камень свалился, а в голове стали роиться стихотворные строки, ода микрорайону, где ей предстояло начать новую жизнь.
Хотя классик и уверял, что все счастливые семьи одинаковы, их семья была в некотором роде уникальной. По крайней мере, Галина в этом убеждена. Далеко не всем ведь доводится начинать совместную жизнь на Чукотке. Им довелось – муж, военный, увез жену на мыс Чаплина.
Это были лучшие годы их семейной жизни и, наверное, самые трудные. Лучшие потому, что такой суровой красоты нигде больше не пришлось видеть. А трудности подстерегали бытовые, особенно, когда родился первенец. Муж уходил на службу, и все хозяйство было на ней.
В кочегарке просиживала ночи напролет, сжигая неимоверное количество угля, а к утру тепло выдувало. Командир мужа как-то специально заглянул, чтобы посмотреть, как с новорожденным управляются, и был искренне изумлен, увидев ребенка, сладко спящего в теплой рукавичке.
В Белоруссию вынуждены были вернуться из-за чукотского климата, который не подошел сыну. Сначала работала в ателье, а когда сыновья (их было уже двое) стали школьниками, перешла на завод (устраивал режим работы), и на 23 года заводская проходная стала для нее родной. Отсюда и на пенсию ушла.
Когда мы встретились, Галине было 65. Но я, даже пообщавшись, не угадала возраст этой обаятельной женщины. Дело, наверное, в душе, которая и не собиралась стариться вопреки годам и жизненным испытаниям.
Самым сильным потрясением стала смерть мужа. Прожили вместе 34 года. Он всерьез рассердился на нее только однажды – на Чукотке, когда впервые обрезала свои шикарные косы. Три дня не разговаривал, пока не убедила, что выхода не было, – волосы начали выпадать.
Жили душа в душу, с 9-го класса он был ее первой, единственной и взаимной любовью. Оставшись одна, плакала беспрерывно и ... сочиняла стихи. Посвящения любимому человеку, который ушел без поры. По 37-40 столбиков каждое. Даже сама недоумевает, откуда что бралось.
И берется, потому что стихи стали неотъемлемой частью ее жизни. Благодаря им однажды даже попала на «Поле чудес», хотя, как призналась в стихотворном послании на программу, «кроссворды я не сочиняю, но разгадывать люблю». Впрочем, 19 кроссвордов все-таки сочинила и все – о Беларуси. А еще в качестве заявки отправила три своих стихотворения. Подруга настояла.
Три тогдашних майских дня, что находилась в Москве, вспоминает с теплым чувством. И самого Якубовича, и демократичного директора «Останкино», и атмосферу передачи. В волнении забыла в гостинице колбасу, что везла как гостинец, и очень расстроилась. Ее живо «утешили», всучив ... чужой окорок, чтобы не сорвала съемки.
Заметила, что ведущий очень сочувственно относился к простым участникам передачи, но вот хитрецов видел насквозь. Таким, кстати, и достается обычно тыква в качестве приза. Был в их команде игроков дедушка из Симферополя, простой, скромный (как и она, Галина, забыл крымский подарок в гостинице!).
Уж как советовал ему Якубович взять приз, прямо настаивал, но дедушка выбрал синицу в руке (деньги), а в ящичке были ключи от автомобиля. Галина домой вернулась с видеомагнитофоном и телевизором «Филипс». И главное, с массой воспоминаний на всю оставшуюся жизнь!
В истории она попадает довольно часто. Пойдут с внуком в фестивальный город – попадут в кадр, становятся «лицом» праздничного Витебска. Или ее на подиум пригласят – модели для 50+ демонстрировать. Наверное, характер виноват – озорной, неуемный.
Как-то на свадьбе (подруга выдавала замуж дочь) учудила – сделала костюм марсианки (некогда отрезанные косы пригодились) и произвела фурор. Все стремились с ней сфотографироваться. У «марсианки» и язычок оказался подвешен – поздравляла молодых так, что все заслушались. Заодно спела и станцевала.
За ней не станет – поет в хоре и на танцы в клуб «И снова здравствуйте!» ходит. Сыновья рады – все лучше, чем слезы, которыми изводила себя. Однажды прихворнула, всполошились, спрашивают, что случилось.
Отшутилась:
- Танцы кончились до сентября.
Это была шутка с большой долей правды - летом в клубе перерыв, а она музыкой лечит сердце.
Со своим легким характером не остается незамеченной. Претенденты на руку и сердце находились не раз.
- И хорошие, и красивые, – говорит, – может, даже красивее моего мужа. Но после него, как и при нем, мужчины остаются для меня чужим государством.
Такая вот лебединая верность. Впрочем, любимые мужчины у нее есть – сыновья и внуки. Внуков пятеро, из них одна внучка - их с мужем самая большая радость и боль одновременно. После развода бывшая невестка увезла девочку в другую страну, и все контакты пока утрачены.
Младший внук – главный бабушкин помощник. В чем, спросите? О-о, это вообще отдельная тема. Здоровье пошатнулось, и дача оказалась не под силу. Для нее, Рака по гороскопу, это был очередной удар – очень тосковала по работе на земле.
Однажды, выглядывая из окна квартиры, обратила внимание на пустырь между школой и соседними домами. Уж очень приглянулись три камня-валуна, единственное украшение пятачка. И тут у нее созрела мысль – превратить пустырь в оазис, посадить в честь внуков березы. Сказано – сделано, ее принцип.
Заодно и стихотворение сочинила, в котором были такие строки: «Посадила пять берез и любуюсь ими – будто это мои внуки, и я рядом с ними». Место полюбили жители района, даже фотографироваться сюда приходят (бальзам Галине на душу).
Только представьте, высадила на пустыре 60 деревьев! Что с дачи привезла («Сажали некогда с мужем, и теперь он как будто рядом»), что в лесу неподалеку выкапывала. Цветами соседка щедро делится.
Поначалу высаживала редкие, но кто-то стал воровать (по украденным розам даже плакала), поэтому стала сеять простые и неприхотливые ромашки, бархатцы, гвоздики – с ранней весны до поздней осени цветут, сменяя друг друга. Сама любуется, и прохожим приятно. А начальник ЖЭУ пошел навстречу ее просьбе - и землю подвезли, и заборчик вокруг бывшего пустыря сделали.
Зачем ей это надо? Чтобы чувствовать себя нужной и полезной. В одном из поздних стихотворений призналась: «Жить мне снова захотелось». Хозяйка пустыря, она нашла свой рецепт от одиночества и заодно облагораживает жизнь других, совершенно незнакомых людей.
БЛАГОДАРЮ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ЗА ПОДПИСКУ, ЛАЙКИ И КОММЕНТАРИИ.