Найти тему
Minsknews.by

Ефремов учил звезду американского кино закусывать водку луком. Как создавали фильм «Мама вышла замуж»

Оглавление

Актер Николай Бурляев утверждал, что на съемках фильма «Мама вышла замуж» по утрам приходил в гостиничный буфет, брал себе омлет, а Олег Ефремов – граненый стакан коньяка и конфетку. Выпивал его, как чай, а к конфете не притрагивался и шел на киностудию. То ли у знаменитости был сложный период в жизни, а быть может он так входил в образ выпивающего человека из народа, каковым и был прописан его персонаж в ленте. Об этих и других подробностях работы над фильмом – в материале корреспондента «Минск-Новости».

-2

О чем кино

Зина работает маляром и воспитывает сына, который только окончил школу. Неожиданно в ее жизни появляется мужчина по имени Виктор. Он трудится водителем грейдера. Мамин ухажер не скрывает пристрастия к спиртному. В то же время Виктор очень обаятелен. Сын категорически против отношений между ними и пытается бунтовать.

Поздний дебют

-3

После фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966) сценарист Юрий Клепиков считался модным в кинематографических кругах. По одному из его новых сценариев «Мама вышла замуж» начинающий режиссер Сергей Соловьев мечтал снять первую полнометражную картину. Однако к 24-летнему постановщику относились с недоверием, и производство ленты запретили. Во-первых, тема сценария больше бы подошла зрелому постановщику, у которого есть опыт семейной жизни. Во-вторых, у Соловьёва отсутствовал режиссерский опыт, за исключением курсовых и дипломных короткометражек во ВГИКе.

Удивительно, но в 1969-м по данному сценарию постановку позволили начинающему режиссеру Виталию Мельникову. Этому было объяснение. Дело в том, что будущий создатель таких замечательных картин, как «Старший сын» (1975), «Отпуск в сентябре» (1979), «Выйти замуж за капитана» (1985) получил диплом режиссера в 1952 г. Однако почти до 40 лет он трудился на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, снимая нетленки («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина»). Первую самостоятельную художественную ленту «Начальник Чукотки» создал в 1966-м. Благодаря ей и солидному возрасту Мельникову позволили экранизацию сценария Клепикова.

Страхи и опасения

-4

На главную роль утвердили скромную и робкую Люсьену Овчинникову. Ее отец был военным, семья постоянно переезжала. Так они оказались в Ашхабаде, где все близкие Люсьены погибли во время землетрясения. Поэтому она плохо помнила, что такое семья. Сразу после школы Овчинникова отправилась в Минск, там жила ее тетя. Здесь будущая актриса пробовала поступить в театральный вуз, но безуспешно. Правда, актерское образование она потом получила, однако не имела собственных детей, а значит и материнского опыта. А ведь на экране ей предстояло сыграть маму подростка. Было еще одно обстоятельство. На роль Виктора утвердили Олега Ефремова. Он – звезда, художественный руководитель популярнейшего театра «Современник». Люсьена его жутко боялась. Правда, в группе у нее находился друг. Общением с ним помогало справиться Овчинниковой с трудностями. Речь о ее экранном сыне, которого сыграл Николай Бурляев. В 21 год он уже обрел известность после картин «Иваново детство», «Андрей Рублев» Тарковского.

Очень скоро актриса перестала бояться Ефремова. Приезжая на съемки в Ленинград, Олег Николаевич не только в кадре, но и вне его находился в образе простого, любящего выпить водителя грейдера. Как рассказывал Бурляев, для вхождения в образ утром в буфете вместо чая народный артист выпивал граненый стакан коньяка, заедал конфеткой и отправлялся на площадку! В кругу Овчинниковой, Ефремова и Бурляева возникла теплая семейная атмосфера, которая затем перенеслась на экран.

-5

Вилла Ефремова

Съемки проходили в Ленинграде. Виталий Мельников, заметив, что между тремя исполнителями главными ролей сложились особые отношения, не хотел нарушать их компанейское настроение. Поэтому никак не разбирал с актерами персонажей, не давал вводных, а предоставил свободу действий. Бурляев в момент съемок думал, что начинающий режиссер не умеет работать с артистами, поэтому не берется. На деле, по словам Мельникова, режиссер следовал совету старейшего актера МХАТа Алексея Грибова, который снялся в его первой ленте «Начальник Чукотки». Мэтр советовал начинающему постановщику чаще отпускать вожжи, позволять импровизировать, давая понять исполнителям, что они соавторы фильма. Их это окрыляет, они стараются трудиться в кадре на пределе возможностей.

В павильоне студии построили точную копию однокомнатной хрущевки с коридором и кухней, где главные герои квартировали. Причем если обычно декораторы делают жилплощадь в кино просторнее стандартной, чтобы было место и для операторской группы с техникой, то на сей раз пространство ограничили. Как утверждал оператор Дмитрий Долинин, благодаря этому в картине много крупных планов лиц артистов. Как говорится, в тесноте не сфальшивишь.

Когда в декорациях кухни центральные персонажи участвовали в сцене свадьбы, «Ленфильм» посетила звезда американского кино Глория Свенсон в сопровождении ленинградских партийных деятелей. В павильоне она услышала смех, решила, что там банкет, и пошла с переводчиком на шум голосов. Войдя, она произнесла: «Хеллоу!» Водка в графине оказалась настоящая. Ефремов налил ей рюмку, учил, как, закусывая, нужно опускать зеленый лук в солонку. Захмелев, актриса внимательно посмотрела на Олега Николаевича и сказала, что бывала на его вилле в Ницце. Ефремов, глубоко вздохнув, серьезно ответил, что виллу пришлось продать, оказалась тесной для семьи! Американка воскликнула: «О-ля-ля!»

-6

На редколлегии «Ленфильма» кино разгромили в пух и прах. Конечно, редакторов возмутила сцена, где комсомолки и партийные женщины, работающие малярами, в обеденный перерыв в центре Ленинграда на крыше одного из домов снимают комбинезоны и загорают в нижнем белье. Однако эпизод в картине остался.

Присутствовавшие редакторы выразили недоумение, мол, зачем нужен такой фильм. В нем нет морали. Показаны окраины Ленинграда, где возводят хрущевские пятиэтажки, окруженные непроходимой грязью и свалками строительного мусора. Режиссер попробовал приблизить события, происходящие на экране, к реальности. И это больше всего раздражало цензоров.

В результате картине дали низшую, 3-ю категорию с ограниченным прокатом. Бурляев вспоминал, что ждал премьеру, но ни в одном из центральных кинотеатров ее не было.

Официально в прокате лента появилась в мае 1970 года. В силу узнаваемых многими семейных обстоятельств в сюжете, она имела неожиданный успех. Цензоры вырезали сцену, в которой герои катаются на качелях в парке под песню «Хмуриться не надо, Лада!», так как в ней есть строчка «Нам столетья не преграда». Ведь в 1970-м в стране праздновали столетие Ленина.

Еще материалы рубрики:

«Валентин и Валентина». Табаков сказал Зудиной перед съемками: «Пусть режиссер снимет тебя голой!»

Во время съемок этого фильма Минск и Берлин поджигали и взрывали по-настоящему

Как Алексей Герман добился снятия запрета со своего фильма «Мой друг Иван Лапшин»

Когда 31-летний Николай Рыбников пришел сниматься в «Девчатах», все увидели огромный живот и лысину

Классика советского кино. Как снимали фильм «Пять вечеров» с Гурченко и Любшиным в главных ролях

Смотрите также: