Найти в Дзене
Историк-любитель

"Звёздные войны" СССР

Оглавление

В ходе Холодной войны гонка вооружений между СССР и США стороны едва не перешли к боевому противостоянию в космосе. Помешали тому неразвитые технологии - американцы сделали ставку на лазерное оружие (которое не могут создать и по сей день), а советские инженеры пошли по проторенному пути - проектировали ЛА для сверхвысотных полётов.

"Space Shuttle" (США) и "Буран" разрабатывались по одному и тому же пути. А ключом к ним стал проект "Спираль". Фотография в свободном доступе.
"Space Shuttle" (США) и "Буран" разрабатывались по одному и тому же пути. А ключом к ним стал проект "Спираль". Фотография в свободном доступе.

Предыстория

В 1957 году в США разрабатывали проект орбитального перехватчика X-20 Dyna Soar - многоразового летательного аппарата, способного выполнять задачи самолёта-разведчика, истребителя-перехватчика и сверхвысотного бомбардировщика - носителя ядерного оружия. Однако в 1963 году разработки X-20 были остановлены по нескольким причинам, в том числе и финансовым - в современных деньгах на разработку было затрачено около 5 миллиардов долларов США. Однако в СССР эта идея пришлась по душе на волне космического триумфа - они решили создать универсальный космический летательный аппарат, сочетающий в себе возможности для разведки, транспортировке ядерного оружия к цели, а также перехвата высотных целей (как например, Lockheed U-2) и возможно - ракет и других самолётов вероятного противника.

Boeing X-20 Dyna Soar, который так никогда и не взлетел. Фотография в свободном доступе.
Boeing X-20 Dyna Soar, который так никогда и не взлетел. Фотография в свободном доступе.

Разработку нового летательного аппарата поручили ОКБ-155 под руководством Артёма Ивановича Микояна. В конце 1965 года соответствующую бумагу подписали в ЦК КПСС и разработки начались под чутким финансированием СовМина СССР. Так начался проект “Спираль”. Главным конструктором проекта назначили Глеба Ивановича Лозино-Лозинского, а к разработке привлекли ещё несколько известных представителей ВВС и сотрудников только формирующейся ВКС для выработки основной концепции уникального судна.

Первые прототипы и полётные испытания

Уже в 1969 году начались полётные испытания уменьшенных макетов серии “БОР” (беспилотный орбитальный ракетоплан) - пока макетные. Строить полноценный летательный аппарат будут позже, а пока необходимо было “отточить форму” будущего космического самолёта, отобрать доступные в реализации решения и применить их на реальных прототипах. Всего таких запусков было семь:

  • БОР-1 поднялся в воздух 15 июля 1969 года, прикреплённый к ракете 8К63Б (модификация баллистической ракеты Р-12). Программа запуска была выполнена полностью, но из-за ошибок в расчётах и ракета-носитель, и макет ЛА разрушились из-за взрыва топливной смеси;
  • БОР-2 поднялся в воздух 6 декабря 1969 года для отладки безопасности систем топливопроводов. Испытание системы было успешным, ракета-носитель отделилась в положенное время, но отказ системы управления по крену привёл ЛА в штопор. Оператор попытался спасти машину, выпустив парашют, но закручивание прототипа в воздухе не позволило ему раскрыться, что привело к удару о землю и разрушению летательного аппарата. БОР-2 поднимался в воздух ещё несколько раз - в 1970, 1971 и 1972 годах, для отладки полётных нормативов и проверки некоторых экспериментальных решений по безопасности;
  • БОР-3 впервые был запущен 24 мая 1973 года. Осуществив штатный взлёт, в 5 км от точки старта, ЛА получил разрушение головного обтекателя, что вызвало самопроизвольное отделение макетного ЛА от ракеты-носителя. Всё это вызвало падение комплекса в 39 км от точки старта и их разрушение. Спустя год, 11 июля 1974 года, БОР-3 вновь поднялся в воздух с уже изменённой формой обтекателя фонаря и обновлёнными системами управления полётом. Весь полёт БОР-3 провёл нормально, практически все системы отработали на отлично, однако проблема случилась при посадке - окислитель, попавший на парашютную систему при сбросе топлива, воспламенился и посадка модели произошла с сильным ударом об землю, вызвав полное разрушение ЛА;
  • МиГ-105.11 - единственный самостоятельно летавший образец, запускавшийся с самолёта-носителя Ту-95КМ (специально переоборудованного под эти цели). Миг-105.11 имел уже почти полную базу необходимой авионики, мог осуществлять управляемый полёт на дозвуковых скоростях. В качестве отладочного ЛА провёл семь пусков с 11 октября 1976 по 13 сентября 1978 года. Все полёты проходили в штатном режиме, кроме последнего - из-за ошибки пилота произошла авария при посадке, вызвавшая повреждение шасси;
МиГ-105.11 - единственный летавший самостоятельно ракетоплан. Фотография в свободном доступе.
МиГ-105.11 - единственный летавший самостоятельно ракетоплан. Фотография в свободном доступе.
  • МиГ-105.12 проектировался как летающий вариант сверхзвукового самолёта, однако по приказу министра обороны СССР программа была завершена и ни одного полёта данный прототип не совершил;
  • МиГ-105.13 создавался как гиперзвуковая модель, был изготовлен лишь планер без авионики, успевший лишь “откатать” своё в термобарической трубе на предмет стойкости термальной защиты.

На этом проект “Спираль” можно было считать закрытым, ибо дальнейшие разработки велись уже в рамках проекта “Буран-Энергия” и к изначальному проекту имели отношение лишь номинальное. Однако многие наработки, такие как термозащита возвращаемого модуля, разработка тугоплавких металлических конструкций для подобных аппаратов - всё это было разработано и проходило обкатку именно на прототипах по программе “Спираль”.

Характеристики МиГ-105.11

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 8 м (8,5 м дозвуковой аналог)
  • Размах крыла: 7,4 (6,4) м
  • Высота: 3,5 м
  • Масса пустого: 10300 кг
  • Двигатели: 1хТРД РД-36-35К
  • Тяга максимальная: 2350 кгс
  • Максимальная скорость:800 км/ч
  • Максимальная скорость у земли: 250—280 км/ч

Причины закрытия и существующие образцы

Закрыли “Спираль” по приказу министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко, который предпочёл тратить государственные средства на более простой технологически, а также более надёжный (хотя бы на бумаге) проект “Буран-Энергия”. Не последнюю роль сыграла и финансовая сторона проекта - “Спираль” требовала всё больше и больше средств, а в момент, когда разработчики потребовали от руководства страны провести тестовый запуск в космос практически “необкатанного” одноместного прототипа, терпение лопнуло.

МиГ-105.11 в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино. Фотография в свободном доступе.
МиГ-105.11 в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино. Фотография в свободном доступе.

Все наработки приказали передать под руководство НПО “Молния”, занимавшегося крупным, но более дешёвым проектом многоразовых космических аппаратов по проекту “Буран”. И вместе с проектами приказали передать и разработчиков, и существующие “во плоти” разработки, дескать, не фантастикой надо заниматься, а реальным развитием потенциала Родины.

Заключение

Холодная война, вернее, технологическая гонка государств-участников дала миру не только ощущение тревоги, но и множество интересных военных разработок. Правда некоторые из них были настолько одиозны, что стали объектом для анекдотов, и большинству из них суждено пребывать в забвении и по сей день.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, поддерживайте публикации своими лайками и комментариями – впереди ещё много интересного!