В настоящее время тема развития речи одна из животрепещущих в обсуждениях среди родителей и специалистов в области логопедии, педагогики, психологии, медицины. Очень модно стало употреблять понятие «запуск» речи. Причём, нажать кнопку «пуск» предлагают все кому не лень. Эту волшебную кнопку под названием «речь» может своевременно включить только мама или близкий значимый взрослый.
Давайте вспомним замечательные традиции, которые не так уж и давно использовали наши мамы и бабушки в воспитании малышей и уходе за ними.
Начните утро, проглаживая тельце малыша с плечиков до ножек, проговаривая следующую «аффирмацию»:
Потягушечки, порастушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы растянемся,
Маленькими не останемся.
В ножки – ходунюшки,
В ручки – хватунюшки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.
Произнося это «заклинание», мама не просто гладит малыша, а обеспечивает разнообразие стимулов, вызывающих различные тактильные ощущения (нежные прикосновения, лёгкие пощипывания, растирания), которые активизируют необходимые для быстрого и правильного развития зоны мозга.
Легко возбудимому малышу, с повышенным мышечным тонусом (или беспричинно плачущему) с самого начала дня надо дать понять, что всё хорошо, мама рядом и очень любит свою малютку, такого кроху мягко поглаживают с головы до ножек или только спинку, проговаривая подходящую потешку. Самое главное разговаривать с малышом напевно и ласково и очень нежно его поглаживать.
Ежедневный массаж и общение с первых дней жизни малыша способствуют установлению зрительного контакта (глаза в глаза), учат сосредоточивать и удерживать взгляд на лице близкого человека, узнавать голос матери – это одно из главных условий появления речевых действий (гуления и лепета), так как речь включается по подражанию. Особенно важен этап лепета. Лепет – это первые попытки подражания речи людей, реализуемые с участием коры мозга.
Обязательно помним про мягкую гимнастику, которая помогает крохе узнать части и границы своего тела, дотрагивайтесь до его ножек, ручек, животика, называя их и обращаясь к малышу по имени. Таким образом, вы помогаете маленькому человечку в освоении схемы тела, которое впоследствии приведёт к появлению собственного «Я».
Большинство детишек младенческого возраста любят играть со своими ручками:
- Возьмите ручки малыша в свои поднимайте к головке и опускайте вдоль тела;
- Постучите кулачками ребёнка друг о друга так, чтобы ручки соприкасались рёбрами ладошек;
- Осторожно приближайте ручки малыша к его голове и очень нежно дотроньтесь его же кулачками до головки, до щёчек, до ушек, мелодично проговаривая: «Придёт киска не спеша и погладит малыша. «Мяу-мяу, -скажет киска, - наша крошка хороша».
- Очень важно отдельно поиграть с пальчиками малютки. Умение ребёнка владеть пальцами тесно связано с его умственным развитием. Хит потешек, конечно же, «Сорока-Белобока», но есть и другие (начинаем с мизинца):
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и растолстел.
Уделить внимание нужно каждому пальчику, но особое внимание большому пальцу, так как он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, которые очень осложняются, если малыш не научится держать большой палец поверх остальных в кулачке.
Если вы погладите кулачком крохи его или своё лицо, то кулачок легко может раскрыться. Ещё один способ раскрыть ладошку – погладить ручку ручкой малыша и сказать: «Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрём, отдохнём совсем немножко, а потом опять начнём».
Ладошка играет важную роль в познании окружающего пространства. Через ощущения, вызываемые прикосновениями, ладошка помогает образовывать нужные нейронные цепи.
Уделите внимание и стопам малыша. Профилактическая зарядка поможет правильно развиваться мышцам стоп, а весёлый текст потешки поддержит эмоциональный контакт. Разговаривайте с крошкой ласково и улыбаясь:
Сидит белка на тележке,
Раздаёт друзьям орешки,
Мишке – толстопятому,
Заиньке – усатому,
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке.
Нажимайте на пальчики, начиная с большого. Проведите пальцем под пальчиками маленькой стопы, а затем – по краю стопы. Круговыми движениями помассируйте пяточку, потом несколько раз легонько нажмите большим пальцем в центр стопы. Сопровождайте действия шутливыми словами: «Зайка, зайка попляши. Твои лапки хороши! Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять!»
Какие бы слова вы не произносили своему малышу, главной остаётся интонация негромкого, ласкового голоса и нежных прикосновений мамы, которые способны обеспечить своевременное созревание зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, эмоции и элементарные мыслительные операции.