Давид Бурлюк
Самоцветы гор, синева долин, дымка бесконечных ущелий... Лабиринты снов, сновидений, фантастика фантаста...
Писать отчёт о творчестве Н. К. Рериха не приходится. Исследователи, знатоки искусства проделают этот счастливый путь.
Моя задача — поделиться <..:> впечатлением от картин, написанных потомком русских варягов за одногодичное пребывание в горах Тибета, у подножия величественных Гималаев.
Музей Н. К. Рериха в старинном особняке-дворце на берегу величественного Гудзона. Там, за окном, течение холодных вод, а здесь, в стенах, своя особая тайная жизнь. И она охватывает душу кружевом легенд, тайн, возникших стихийно под творческой мыслью художника.
В первых двух этажах дворца-музея размещены два ста картин, созданных ранее. Но по лестнице вверх!..
Вспыхивают яркие электрические фонари и на стенах загораются самоцветы. Пылают алые взлёты гор, алмазятся девственные хребты горных кряжей и дымкой синей лежат, упадая вниз, ущелья, долины...
В этом призрачном крае живут особые люди, не похожие на нас с тобой, читатель... Эта страна, привезённая в бухгалтерскую Америку Н. К. Рерихом, создана для мыслителей, для тех, чьё сердце бьётся в унисон с горными водопадами. Там нет мужчин с Уолл-стрита, нет гёрлз с Пятой авеню — там живут целомудренные, изысканные, спокойные, как горная вершина на рассвете, и гибкие, как нить горной воды, стекающей с бамбуковой пластинки... Юноши, девушки, старцы.
Семь серий... Они, эти семь серий, завивают фантазийный танец. Они уносят от скучной земли — в мир горных сказок.
«ЕГО СТРАНА»
Здесь прекрасны виды Гималаев.
«Помни» — большой холст с панорамой гор, всадник и две женщины у горного храма.
«Гонец достигающий» — алые ступени гор на закате.
«ГИМН СВОБОДЕ»
«Книга мудрости» — лама на фоне гор.
«Ведущая» — девушка ведёт юношу, ведёт по нитям горных тропинок-невидимок. Верит юноша девушке, и она всё выше поверх пропастей и {водит его!..
«Превыше гор» — горы, а над ними девушка в небе — передана поэзия воздушного лёта.
«Жар-цвет» — растение, горящее ночью, на фоне лунным светом залитого пейзажа. Меж камней расцвёл куст, пылающий в ночи... Кто-то крадется к нему.
«НЕДРА»
Экспедиция, всходившая в текущем году на Эверест, при спуске посетила Н. К. Рериха, работавшего в Дарджилинге. Увидев одну из картин мастера, путешественники воскликнули: «Вы изобразили то место, дальше которого нам не удалось подняться... Полёт Вашей фантазии легко открывает Вам те недосягаемые высоты, для которых мы должны были поплатиться лишениями, рисковать жизнью и крайними силами».
Все картины написаны у подножия Эвереста. На фантастических взлётах гор везде, там и здесь, видны храмы, схожие с каменными курильницами, с коих в простор небес застывшее пламя стремится каменным конусом.
«СИККИМ»
В этой серии — «Красный Лама».
«ЗАРОЖДЕНИЕ ТАЙН»
Лао Цзы едет в Тибет учиться мудрости; мудрец Китая на мычащем быке... Здесь ряд картин под изысканным влиянием тибетской живописи. Здесь начало искусства. Высшее мастерство, сплетённое с мастерством первых.
«ТИБЕТСКИЙ ПУТЬ»
«Горный источник» — девушка, ждущая, пока наполнится ее кувшин:
Бесконечен гор шатер,
Но тонка воды струя,
Девы в пропасть брошен взор,
Полн пока кувшин до края.
Но струя воды тонка...
Пропасть синяя стремнины,
Тучи, горы-исполины,
Девы гибкая рука.
Всё полно глубин Востока.
Тайны вещей колыбель!..
И кувшин цветной истока
Песни, павшей сквозь свирель.
Я набросал этот экспромт мысленно, взглянув на этот чудесный холст. К каждой картине Н. К. Рериха можно набросать строки цветных поэм. Дух поэзии настроений вдохновенных истекает из холстов Н. К. Рериха. Картины содержат в себе так много, что каждому — могущему взять — открывается счастливейшая возможность.
1924.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Цит. по: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204010156.phtml?p_ident=ltext_0204010156.p_0605130237