5.2. Что осталось от столицы Золотой Орды?
В начале нашего столетия исследователи Золотой Орды Ф.В. Баллод, А.А. Кротков, П.С. Рыков единодушно придерживались гипотезы о существовании двух Сараев. Известный ориенталист А.Ю. Якубовский в 1931 году прямо писал:
“В настоящее время можно признать, что теория двух Сараев исторически и археологически себя оправдала”.
В.В. Григорьев, изучив все известные письменные источники, касающиеся местонахождения Сарая, и джучидские монеты, пришел к выводу, что существовал только один Сарай и располагался он “в урочище Царевы Пады”. А Новый Сарай считал “не пригородом старого Сарая, а дворцом внутри или в предместьях его”. Развалины же близ села Селитренного исследователь принимал скорее не за город, а за огромное кладбище.
Это исследование, а также многолетние и широкомасштабные раскопки Царевского городища А.В. Терещенко с 1843 по 1851 годы, принесшие богатейшие находки, (по сведениям очевидцев, найденные ценности и исторические артефакты вывозили возами) еще более уверили историков и просвещенную общественность в то, что столица Улуса Джучи стояла у г. Царев. Сам А.В. Терещенко был полностью убежден, что Царевское городище является остатками Сарай Берке, а Селитренному отводил роль “первоначальной временной ставки хана Бату” (Сарай Бату).
К середине века за первоначальной столицей (Сараем на месте Селитренного городища) укрепилось название “Сарай-Бату”, а за новой столицей (Сараем аль-Джедид на месте Царевского городища) – название “Сарай-Берке”.
Но имеются ли какие-либо источники, на основе которых можно утверждать, что столица Золотой Орды (будь то Сарай или Новый Сарай) находилась на месте Царевского городища? В “Книге Большому Чертежу” (конец XVI - начало XVII вв.) есть такие строки:
“По реке Ахтубе 90 верст от Царицына пошла Золотая Орда, где живали цари ордынския ... и мечети и ныне татарские каменные и все полаты целы до днесь...”.
Это сообщение, без сомнения относится к развалинам Царевского городища, правда, без упоминания названия города, бывшего на этом месте. Вообще, в “Книге Большому Чертежу” отсутствует местность с названием “Сарай”. Возможно “Орда”, упоминаемая Афанасием Никитиным, мимо которой он проплывал на корабле в 1468 г. и соответствует “Золотой Орде” “Книги Большому Чертежу”.
Арабский историк Ибн Арабшах сообщает, что “между построением Сарая и разрушением тамошних мест (прошло) 63 года”. Если учесть, что под “разрушением тамошних мест”, безусловно, имеется в виду нашествие Тимура (1395-1396), то основание Сарая относится к 1334-1335 годам.
Зная, что Сарай возник еще в середине XIII века, при хане Бату, считается, что это сообщение могло относиться к Новому Сараю. Тем более что в 30-е ггоды XIV века город на месте Царевского городища как раз находился в процессе бурного строительства (как показывают археологические раскопки и нумизматический материал). Поэтому сторонники существования двух Сараев приводят это свидетельство Ибн Арабшаха в качестве одного из важнейших доказательств данной теории.
У сторонников существования двух столиц есть еще один весомый аргумент. Восточные авторы и русские летописцы ясно сообщают, что Тамерлан зимой 1396 года захватил Сарай и подверг его страшным разрушениям, разорению и избиению его жителей. В частности, Низам ад-Дин Шами – придворный историк Тамерлана писал, что после захвата столицы Улуса Джучи: “Все постройки Сарая он (Тамерлан) разрушил и сравнял с землей”. Но так как на Селитренном городище (по крайней мере, в раскапываемой его части) не прослеживаются следы разгрома и пожарищ, то большинство исследователей полагают, что эти описания относятся к Царевскому городищу – Новому Сараю (Сарай Бату). Действительно, Царевское городище носит следы ужасающего погрома: слои пожарищ, костяки людей в завалах домов, в спешке захороненные трупы, братские могилы и т. п.
Необходимо отметить, что с Царевским городищем связаны народные представления о том, что здесь была резиденция золотоордынских ханов. В XVIII веке В.Н. Татищев и И.И. Лепехин писали, что по преданиям местных жителей здесь стояла столица Золотой Орды. Недаром за городищем укоренилось название “Царевы Пады”, то есть “Царские развалины”. С.Г. Гмелин в конце XVIII века записал татарскую легенду о хане Джанибеке, связывающую его имя с Царевским городищем. Как раз при этом хане началась чеканка монет Нового Сарая. Много раз мы встречаем в документах, упорно живущие в народе представления о том, что здесь был “царев город”, размещались “царские палаты”, “дворец царицы” и т. п.
Но до наших дней не сохранились даже развалины, хотя они многие века украшали берега Ахтубы. Но с XVI века камни и плиты с построек вывозили баржами для строительства царицынских крепостей, астраханского кремля, обустройства ближайших селений. Хотя еще в XIX веке археологам старожилы рассказывали о том, какие тут были стены: «столь широкие и толстые, что по ним свободно можно было разъезжать на тройке…».
И вообще по летописным источникам и по заключению историковгород был похож на современную Бухару.
Есть версия, чтосоздатель Нового Сарая – Берке, брат Бату, чтобы стать правителем, отравил обоих сыновей умершего Бату и в общем правил фактически с 1256 года. "В это время царю Берке было от рода 56 лет. Его описание: жидкая борода; большое лицо желтого цвета; волосы зачесаны за оба уха; в [одном] ухе золотое кольцо с ценными [осьмиугольным?] камнем; на нем [Берке] шелковый кафтан; на голове его колпак и золотой пояс с дорогими камнями на зеленой булгарской коже; на обеих ногах башмаки из красной шагреневой кожи. Он не был опоясан мечом, но на кушаке его черные рога витые, усыпанные золотом". (Цитата от ал-Муфаддал). При Берке началось строительство Нового Сарая (Сарая Берке).
Современный энциклопедический словарь выдает об этом месте крайне скупую информацию: «Сарай-Берке (Новый Сарай), археологический памятник, город построен ок. 1260 ханом Берке, с первой половины XIV века – столица Золотой Орды.
Посетивший Сарай Берке в 1333-м Ибн Баттута писал, что «Сарай Берке – один "из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами... В нем живут разные народы, как-то: монголы, асы, кипчаки, черкесы, русские и византийцы... Каждый народ живет в своем участке отдельно: там и базары их".
Наличие православной церкви в Сарай-Берке объясняется тем, что коренные русские земли территориально не входили в состав Золотой Орды, но находились в вассальной зависимости от неё, платили дань и подчинялись приказам ханов.
В ставку хана приезжали русские князья за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый "ордынский выход", и богатые подарки ордынским вельможам.
Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм. При Берке-хане (1209-1366), преемнике хана Батыя, государственной религией становится ислам, что существенно усложнило положение православного населения Орды.
После 1361 Сарай Берке неоднократно захватывали разные претенденты на ханский престол. В 1395 был разрушен Тимуром.
Вдоль Ахтубы тянулась целая цепочка золотоордынских городов и поселков, которая уплотнялась у двух центров – Царевского и Селитренного городищ. Множество золотоордынских поселений сосредоточено и в волжской дельте.Причем от г. Волгограда до дельты Волги городища и селища тянутся вдоль восточного берега Ахтубы. Исключение составляет только Енотаевское городище, расположенное на западном берегу Волги, напротив Селитренного городища. Эта особенность в расположении золотоордынских городов объясняется, наверное, существованием проходившего здесь издавна караванного пути, который связывал Среднюю Азию с Восточной Европой. Но, большинство известных городищ являются небольшими по площади.
Ордынские города сознательно разрушались столетиями, начиная с 16 века. Их руины были источником строительных материалов: обожжённого (красного) кирпича, водопроводных труб и покрытых глазурью мозаичных плит. В окрестностях Сарай Берке было большое количество печей для обжига кирпича и изделий из глины и керамики.
Почти все города Российской империи на Нижней Волге были построены из кирпича, добытого в развалинах Сарая Берке.
Тем не менее, продолжают возникать новые версии о столицах Золотой Орды. Совсем недавно, в 1997 году, вышла статья И.В. Евстратова, в которой автор высказывает мысль, что Сарай и Сарай аль-Джедид – это один и тот же город, располагавшийся на месте Селитренного городища, а Царевское городище является развалинами другого города – Гюлистана. К таким выводам И.В. Евстратов пришел на основе нумизматического исследования по разработанной им новой методике. Он подсчитал встречаемость типов медных монет и приоритетность по частоте встречаемости каждого из этих типов на трех городищах: Булгарском, Царевском и Селитренном.
К такому же выводу приходит и В. Рудаков. Сочетая письменные источники и нумизматический материал, он предполагает, что город Гюлистан располагался на месте Царевского городища.
Может быть, тот крупный город на венецианской карте 1459 года, к которому исследователи относили надпись “Сарай Грандо”, и который, скорее всего, является безымянным, и есть Гюлистан. А отсутствие его названия на карте, объясняется, видимо, тем, что Гюлистан в начале XV века был уже опустевшим городом, так как был уничтожен после похода Тамерлана.
Источники опровергают устоявшуюся и ничем не доказанную теорию о том, что Гюлистан являлся пригородом столицы Золотой Орды. Есть версия, что Гулистан был резиденцией и монетным двором Хана Берке в столице Сарай Берке.
«Вековой след истории». Зиневич Людмила Николаевна (местный краевед).
Сарай-Берке (Новый Сарай) (1247-1460), столица Золотой Орды. Разрушен Тимуром (Тамерланом) в 1395 году.
Совершенно же пал Сарай-Берке при хане Ахмате в 1472 году. Он был разграблен толпою смелых Вятчан, приплывших по Волге, во время кочевья хана в степи, а в 1480 году, когда Ахмет, пылавший бессильным гневом, шел походом на Москву, русское войско с крымскими татарами совсем разгромили столицу Золотой Орды.
Окончательную гибель всей Орды довершил уже Великий князь Иоанн III, сын Василия III – Тёмного, внука Дмитрия Донского, в 1502 году, при помощи Крымского хана Менгли-Гирея. Из остатков этой Орды образовались впоследствии два царства – Казанское и Астраханское, которые в 1557 году сокрушил русский царь Иоанн IV – Грозный.
Сарай-Берке занимал площадь 48 кв. км, и его население, из разных источников, составляло от 100 000 до 350 000 человек, (к примеру, в Париже в это же время проживало около 40 000 человек).
Границы Сарай-Берке проходили приблизительно от современного элеватора г. Ленинска до села Зубовка.
Старый Сарай – Сарай-Бату, основан Батыем в начале 1200 годов, занимал площадь 36 кв. км, находился вблизи села Селитрянного на р. Ахтуба в Астраханской области.
Раскопки Сарай-Берке проводили:
- А.В. Терещенко в 1843-1851 годах;
- Ф.В. Боллод в 1919-1922 годах;
- Г.А. Фёдоров-Давыдов в 1959-1967 годах.
Проводили исследования Сарая-Берке:
- братья академики Чернецовы в 1838 году;
- монгольский ученый Хаара-Давана, «На стыке континентов и цивилизаций»;
- Веселовский в 1913 году, «Чингисхан и его наследие…», Москва, Инсант, 1966.
- путешественник А. Ейков в 1824 году;
- И.П. Фальк, «Ученые путешествия по России»;
- М.Г. Сафаргалиев, «Распад Золотой Орды», 1960;
- ученый Пеголотти;
- Адам Олеарий, секретарь Гольштийского посольства, 1636.
- Лепехин.
Краеведы
- С.А. Цабыбин;
- Сулейманов Хамзя Исхакович;
- учитель истории Маслова Мария Никифоровна;
- Александр Ефименко;
- Варваровская Валентина Ивановна, «Древности с Колобовки».
Свидетельства очевидцев XIII-XIV веков:
- Ф. Боллод;
- Эломари, составитель географических энциклопедий мусульманского мира;
- Ибн-Арабшах;
- Ибн-Батута, известный арабский путешественник, был в Сарай-Берке в 1333 году;
- Абульфед;
- карта Фрао-Мауро.
Ибн-Батута, посетивший Сарай-Берке в 1333 году при хане Узбеке, пишет о нем:
«…один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми с красивыми базарам и широкими улицами… Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин, намереваясь его объехать кругом и узнать его объем, жили мы в одном конце его и только после полудня совершили там полуденную молитву, поели и добрались до нашего жилища не раньше, чем при закате… В нем 13 мечетей для соборной службы… В Сарай-Берке проживают монголы, ясы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы, арабы и другие…».
Адам Олеарий, секретарь Гольштийского посольств, в 1636 году:
«… и теперь еще видны… развалины города… По разрушении этого города русские большую часть камней перевезли в Астрахань и выстроили из них городскую стену и др. здания».
Лепехин, бывший здесь в 1769 году говорит, что «недалеко от Верхнее-Ахтубинского устья находятся остатки древнего татаро-монгольского города, где находилась слобода Царева-пада, бывшего города, столицы Золотой Орды».
«… пойма (Ахтубы) была перекопана до последнего клочка земли, но безуспешно.
А на окраинах Царева были неисчислимые находки, которые увозили обозами и столько же было брошено». (Из книги Т. Башлыковой «Были Заволжского края», основанной на архивных документах).
Из книги Хаара Давана «Чингисхан и его наследие»:
«Город около Царева назывался Новым Сараем. Развалины его не менее 48 кв. верст. Кроме того, верст 70 от Царева простираются отдельные группы развалин, по грбню сырта, вдоль р. Ахтубы…».
Третий обелиск, обозначавший контур литейного цеха дворцового комплекса, раскопанного Г. Фёдоровым-Давыдовым, стоит ближе к селу Цареву, и совсем близко от бывшего дворца.
В 1840-х годах Министерством внутренних дел России, для исследования Сарай-Берке, командируется Терещенко А.В.
При раскопках, производившихся здесь (в Сарай-Берке) в 1843-1849 годах, найдена масса золотых, серебряных и медных монет – татарских и индийских (наиболее древние монеты относятся к 1310 году), сосуд из чистого золота весом в два фунта 8 золотников, серебряные блюда, кольца, серьги, кувшины, медные кресты, мраморные плиты, остатки мраморных колонн, балюстрад карнизов и других предметов большой исторической ценности.
Здесь же неизвестно кем найденная корона хана Джанибека, попавшая за границу и хранящаяся в городе Иене, в кабинете древностей.
Между развалинами около Царева заметны следы искусственных каналов, искусственных озер (Сахарное, Соленое) и других водоемов различной величины, встречаются также остатки водопроводных гончарных труб.
Живущие ныне очевидцы, рассказывали, что детьми спускались в древние подвалы и пытались пройти по подземным ходам, уходящим в бесконечность. По утверждению стариков подземный ход …тянется от с. Зубовка до Астраханской области…
В начале 20 века встречались провалы подземных ходов, отделанных красным татарским (золотоордынским) кирпичом.
Развалины в Царевском уезде (ныне Ленинском и Николаевском) очень обширны и тянуться от села Верхне-Ахтубинского по направлению к северо-востоку, придерживаясь берегов реки Ахтубы через г. Ленинск и далее г. Царев, бывшее Царево-поды до с. Колобовки на протяжении 90 верст в длину.
В 1840-х годах, по замечаниям некоторых ученых, были видны следующие здания:
- при ерике Тутов – дом, имевший в окружности 80 сажен;
- у ерика Ракового – дом с садами, водоемами и рвом около реки Кальгуты, из которой были прорыты каналы для орошения садов.
Так же, остатки больших зданий:
- на реке Царевке на большом расстоянии от реки Ахтубы;
- на высокой горе стоял ханский дворец, который имеет в окружности до 200 сажен, с дворами и разными постройками;
- вблизи с. Зубовка, недалеко от современного с. Колобовка, в середине 19 века также были видны развалины бывшей крепости с бастионами и рвами.
Карамзин, русский писатель, в своей Истории говорит:
«… в бывшей ставке Золотой Орды еще видны развалины двух великолепных зданий, в одном из которых нашлось несколько гробов, обитых серебром, рвы, выложенные кирпичем. Стены состоят из больших прекрасных плит с муравлеными (вероятно покрытыми глазурью, майоликой) украшениями, заметны также остатки готической штукатурки».
И еще в 1994 году при обрушении берега, подмываемого рекой Ахтуба, был обнаружен базар в средней части села Колобовка.
Краевед С.А. Цабыбин вспоминает:
«1. По воспоминаниям моей бабушки Цабыбиной Ирины Фоминичны я знаю, что на окраине села Колобовка, где сейчас находится водонапорная башня и встречаются сплошь остатки красного разрушенного кирпича…, часто находили черепки горшков, иногда очень красивой формы и докапывались до мраморного пола. Вероятно, на этом месте стоял дворец хана – Гулистан. (…наиболее подходящее место для Гулистана (Гулистан Присарайский) – это с. Колобовка).
Но за последние 100 лет, как рассказывал мне мой отец Цабыбин Александр Иванович, вода реки Ахтубы смыла 2 или 3 улицы села… То же происходит и с бывшим селом Зубовка.
2. Исследуя село Зубовка в 2005 году, мне, с учащимися школы №1 г. Ленинск, в обнажении реки Ахтуба открылась сплошная кладка глазурированного кирпича под фундаментом (сельского) дома на глубине 2 метров… Последний дом в этом селе был разобран и перенесен в с. Колобовка в 1953 году.
3. Здесь по сей день находится оборонительный ров, находящийся, в свое время, на окраине столицы Золотой Орды – Сарай-Берке, или одного из дворцов татарской знати этого периода».
Братья Чернецовы описывали увиденное в 1838 году:
«В семи верстах от Царева, на высоком берегу Ахтубы (высоком кургане), близ деревни Ростегаевка (современная Колобовка) находился значительный остаток, состоявший из огромной груды щебня. Он окружен приметными следами основания четырехугольного квадратного здания, каждая сторона коего имеет длину 205 шагов. Нам сказывали, что внутри сей ограды находили в земле человеческие кости, а в одном месте, прерывая оную, был отрыт каменный пол и найдены большие мозаичные части с разноцветными украшениями, в числе которых находился обломок большого кессона и другие большие татарские керамические трубопроводы.
На площади, окруженной этой оградой, находились здания, представляющие теперь безобразную груду щебня, в которой видно множество разноцветных кусков кирпича с обливою (глазурью), употребляемою татарами в своих строениях. Ничего нельзя определить положительно о бывшем назначении этого разрушенного здания. Оно находится одно, отдельно от всех остатков города, по чему можно предположить, что это бывшая мечеть.
Место, где находится этот курган, составляет значительное возвышениие левого берега Ахтубы, которая, извиваясь подходит сюда и протекает возле высоты, опоясывающей (вернее опоясывая), как говорят, весь её левый берег…
Возникает предположение, что дворец Сарай-Берке состоял из двух крупных резиденций, соединенных между собой как водным путем, так и подземным ходом. Аналогично (подземным ходом) Сарай-Берке соединялся с Сарай-Бату. Это известно потому, что живы люди, которым их родители рассказывали о провалах подземного хода. Они сами его видели. Тянется этот ход от с. Зубовка до Астраханской области.
«Змеиная гора» не зря называется змеиной: прямо под ногами валяются змеиные яйца, шкуры. Местные жители рассказывают, что летом они как шерстяные нити в клубке сплетаются в свои огромные клубы и греются на солнце, как семь веков назад…
«Змеиная гора (с. Колобовка) – крупная (ханская) резиденция.
Именно это место описано А.В. Терещенко в 1843-1851 годах: «Видели здесь стены столь широкие, что по ним свободно можно было разъезжать тройкой и, что по западному валу стояла еще каменная сторожка, то есть башня».
При раскопках обнаружены кирпичный пол, стены, разноцветные изразцовые обломки. Тут же был отрыт свод, опиравшийся на кирпичные столбы, по бокам – остатки стен комнат. Найдены остатки одежды из атласа и шелка, мраморные тумбы, карнизы.
Тут же по течению реки Царевочка от севера на запад, откопаны горны с пережженным кирпичом и слитками железа… И всё пространство между Царевочкой и главным курганом (второй огромный курган за с. Царев – вторая резиденция ханов) изрезано на участки, которые отделялись друг от друга каналами».
Из Астраханского Государственного архива:
«…многие миновали столетия, когда здание сие было воздвигнуто, при всем том оно так велико, что за двадцать верст простым глазом можно видеть его несмотря на то, что жителями Колобовщины добыто из него столько кирпича, сколько нужно было на постройку домов и служб для целого почти селения. В настоящем положении (в целостном состоянии) длина его заключает в себе до 217 английских футов, ширина – 63 футов, высота – 49 футов, а окружность 630 футов.
… одна безобразная масса камней, соединенных с землей, составляет ныне поверхность кургана. Известно, что около этого кургана заметно множество могил, в коих остовы человеческих тел лежали точно так, как погребают поклонников Магомета. Все головы обращены лицом на запад. Сверх того, вместе с костями человеческими находили в могилах много конских костей с истлевшими седлами и ратным убранством.
Известно, что Пришибинские жители, гораздо позднее поселившиеся на Ахтубинской долине, утверждают, что они «…застали некоторые из монгольских зданий не разрушенными, так, что беспрепятственно можно было входить во внутренности оных…».
Не зря существует легенда о подземном ходе между двумя резиденциями ханов между с. Колобовка и с. Царев. Эти два дворца, соединенные подземным ходом, составляют едино целое дворцовый комплекс ханов.
На месте сегодняшней свалки в с. Царев» в 1922 году профессором Боллодом проводились раскопки. Под горой «Собашник» была большая яма. Возможно, на этом месте был дом богатой татарской знати.
Сейчас же обширная свалка покрывает раскопки Боллода, рвы и зеленый луг. В 13-15 веках рвы огораживали один из самых значимых ханских курганов около Сахарного озера. … по рассказам бабушки и матери там еще были более поздние чумные захоронения.
Еще дальше в степи были два больших кургана, которые еще до недавнего времени были видны на въезде в село (Царев). В свое время они были тоже зарисованы братьями Чернецовыми.
… на старом кладбище (с западной стороны села Царев), …всегда было трудно рыть могилы, везде были подземные ходы и провалы.
Сразу за кладбищем в 1965-1969 годах был раскопан комплекс зданий, кузнечных и литейных цехов».
А. Ейков в 1824 году писал:
«Ныне ласточки лепят гнезда свои на зубцах башен, пауки расстилают ткань свою и на теремах Царицы, ящерицы и змеи гнездятся в думной палати Хана. Мне нигде не доводилось видеть такое множество змей, они лежат на солнце стогами…».
…склеп (подземного хода) уходит в бесконечность и по нему можно идти и идти, не упираясь в конец.
Кто так искусно мог сделать полукруглый свод из гладкого красного кирпича. …царевские смельчаки спускались в это красивое подземелье проходили не очень далеко и возвращались потому, что не было видно этому подземному ходу конца. Летом 2004 года с Александром Ефименко и коллегами по работе с большим трудом и при помощи местных жителей мы нашли это место. Оказывается, таких склепов было два. Между ними просматривался ощутимый провал. Земля провисла канавой в направлении с юго-запада на север».
Из архивных документов, трудов ученых и официальных данных Астраханской епархии за 1875 год:
«На пространстве около 90 верст в Царевском уезде, начиная от села Верхнеахтубинского до деревни Зубовки, вдоль берега реки Ахтубы, по направлению к юго-востоку, тянутся развалины монгольских зданий, образующих собой различного размера курганы. На всем протяжении курганы большей частью редки, так что мера взаимного расстояния определяется всегда географическими милями, но в окрестностях Царева и внутри самого города представляется их величайшее множество. Вся равнина на расстоянии не менее 7 верст от реки Кальгуты, от города Царева и до речки Царевка сплошь усеяна такими курганами. По заключению любознательных испытателей древности, здесь была столица Золотой или Кипчаковской Орды».
Вспоминает Людмила Зеневич:
«Свидетельницей таких раскопок мне довелось стать в возрасте 9-10 лет. Раскопки велись под руководством ученого Г. Фёдорова-Давыдова на окраине села Царев. Младшие классы ходили в поход в рощу, посаженную на месте бывшего исторического Сахарного озера, ближе к поселку Кальгута, находившемуся на речушке с таким же названием. Там была брошена раскопанная учеными комната… Летом я не один раз ходила по ней со своими подругами, рассматривала очаг, пепел, кости, глиняные лежанки, переходы.
Недалеко от комнаты находилась огромная куча разных предметов быта: горшки, бусы, костяные перчатки».
Я, с позиции нашего времени, понимаю насколько заторможенное сознание было тогда в (в 60-е годы ХХ века) у всех участников этих событий – обычная ситуация: когда чего то в изобилии, а при этом люди неизбежно обременены серьезными насущными жизненными проблемами то это множество разных предметов, которых повсюду очень много теряет всякую цену (как в послевоенный период кругом была тьма военной техники искореженной и целостной, а, к примеру, сегодня из 36 тысяч выпущенных заводами легендарных штурмовиков ИЛ-2 (на котором летал-воевал в войну и мой отец) не осталось ни одного для музея, такая же ситуация и со многими другими экспонатами из военного периода.
Три года назад там оставался еще еле заметный холмик, и он вот-вот сравняется с землей, а ведь на этом месте можно было открыть музей на воздухе. Но не нашлось ни интузиастов ни средств.
От большого кургана, примерно полкилометра по направлению к поселку Кальгута (отделение совхоза в 60-80 годы ХХ века) был еще виден странный насыпной курган из песка. В довоенное время местным жителям открылась следующая картина: по краю кургана вкруговую были уложены останки трупов. По мусульманскому обычаю они должны были сидеть. Х.И. Сулейманов объяснил, что этот курган раскапывали ученые (но не помнил из какого института), но не тронули содержимое, закопали назад, потому что это был глубокий могильник времен Золотой Орды, образованный при нападении на Сарай-Берке Тамерлана.
В книге «Курганы, идолы, монеты» её автор Г. Федоров-Давыдов писал, что на этом же месте (именно на этом месте он производил раскопки) был найден еще один курган, в котором были захоронены отрубленные конечности монголо-татар. Автор высказывает предположение, что это надо было для учета погибших во время сечи на территории дворца во время Тимуровского нашествия.
Из этого я делаю вывод, что именно этот курган около бывшего Сахарного озера (там, где начало нового и конец старого кладбища) и есть место нахождения дворца. Туда же ведут водопроводные каналы. Это подтверждают записки братьев Чернецовых.
В декабре 2007 года я вновь посетила курган.
Теперь уже видны не провалы, а кирпичные сооружения, шириной примерно 60 см. Какой они глубины понять трудно, но тянуться от конца угла кладбища с южной стороны дугообразно на северную и даже видно, где за кладбищем они продолжаются в степи. Возможно, что это водопроводные каналы.
В селе Заплавное известно местонахождение хлыстовских пещер. Имеется дневник пещерницы, рукописная книга, где рассказывается о том, что эти пещеры соединяются с татарскими и «тянуться» до Астрахани.
Первый значительный удар Сарай-Берке был нанесен в 1395 году нашествием Тамерлана, полчища которого разграбили Сарай, уничтожив большинство его жителей.
Между современным с. Колобовка и «Змеиной горой» узкой лентой мерцает река Царевочка… Русло заканчивается в Астраханской области около п. Первомайский, недалеко от Знаменска.
Во время ВОВ была построена железная дорога. Железнодорожный мост пересекает реку Царевка в ее центральной части. При строительстве дороги в самом устье реки строитель использовали близлежащие грунты, о чем свидетельствуют карьеры. Один из карьеров приходиться на историческое место. Это часть «Змеиной горы».
Из татарских развалин воздвигались стены крепостей, церквей, казарм, частных домов и возникших на них или вблизи них новые русские города и села.
Кроме Царева и др. перечисленных памятников еще имеются памятники в следующих местах: в Заплавинской волости- 14 курганов, Верхнее-Ахтубинской волости имеются около 26 курганов, все они разбросаны в степи… В окрестностях села Средней Ахтубы насчитывается так же большое количество курганов…
Столица Сарай-Берке находилась не на окраине с. Царев, а Царев был её составной частью и находился в центральной части столицы.
Изучив материалы раскопок Г. Фёдорова-Давыдова и Терещенко, я сделала вывод, что с южной стороны город уходил глубоко в пойму, так как там и сейчас ещё не скрыты временем курганы, а современная Ахтуба покрывает татарский город и базары, с северной стороны тоже граница непонятно, где заканчивается.
В летописях священника п. Боброва определена западная граница: это впадение р. Кальгута в ерик Мартын и р. Ахтубу. Думаю, что две плотины – Большая и Малая были въездом в столицу. Граница, как указывает священник, проходила за бывшим с. Зубовка (6 км. от современного с. Колобовка).
Рассказывают, что в середине девяностых годов (хх века), когда еще не было всяких металло-детекторов «Garrett» и черные археологи не знали сюда дороги, местные пастухи сдавали ведрами невзрачные медные и серебряные золотоордынские монеты на вес в скупку цветных металлов.
Если учесть высказывания монгольских ученых, то следует, что обе столицы Сарай-Берке и Сарай-Бату находятся на одной прямой линии соединяющей устье Волги с устьем Невы».
------------
Столицей Сарай-Берке, в период её былого процветания и могущества, восхищается арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший этот город в первой половине XIV века:
"Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды, мы поехали верхом, с одним из старейшин, его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня...".
Батута ничего не преувеличил: город занимал 48 кв. км. без учета территорий пригородов, которые тянулись вдоль Ахтубы на 100 км. Только соборных мечетей там насчитывалось тринадцать и "чрезвычайно много" обычных, квартальных.
По численности населения в XIV веке Сарай-Берке был одним из самых крупных городов мира: под крышами его домов проживало не менее 150 тысяч человек (под крышами Парижа проживало тогда же около 50 тысяч человек). И старая (Сарай-Бату), и новая (Сарай-Берке) столицы отличались не характерным для средневековья уровнем градостроительства.
В обеих столицах действовали водопровод и канализация, а в Париже до 17 века (!) канализации и водопровода не было, и жители продолжали выливать из окон (и верхних этажей) на улицу помои и фекалии, для защиты от которых и было «в моде» ношение знаменитых широкополых, известных нам по фильмам, «мушкетерских» шляп.
Сарай-Берке был оснащен обширной и сложной сетью каналов, прудов, бассейнов, фонтанов. Дворцы, мечети, минареты и медресе, бани, караван-сараи, жилые кварталы и мавзолеи города, соединившие в своих архитектурных и инженерных решениях традиции исламского мира и Китая, производили своей красотой необычайное впечатление на современников.
Блеск стен и колонн, повсеместно покрытых многоцветными изразцами, оттенялся прохладой садов и фонтанов, перспективы улиц пересекались устремленными ввысь вертикалями минаретов, там и тут парили в воздухе миндалевидные купола мечетей.
Столицам подражали провинциальные города улуса, более всего – новые, основанные первыми ханами Орды. И вообще город был похож на современную Бухару.
Сарай-Берке по описаниям современников
По серии ниже приведенных фотографий Старой Бухары и Самарканда можно воссоздать представление об облике Сарай-Берке. Можно понять, как столица выглядела в период своего процветания, в момент её посещения Ибн-Батута. Ведь её строили тысячи мастеров плененных и привезенных в Сарай-Берке из многих других столиц Азии, захваченных ордынцами. Это вполне реальные виды поволжской Золото-Ордынской столицы 600-700 летней давности.
Величественно и прекрасно смотрелся Сарай Берке, как и сохранившиеся до нашего времени и отреставрированные исторические архитектурные комплексы древнего Самарканда и Бухары (им более 2500 лет), и многих других древних столиц Азии.
Лев ОЛЬХОВОЙ.
Начало книги смотрите в файле «Золотая Орда» https://dzen.ru/a/ZGEMW14IjXaBVa--
Продолжение книги «Золотая Орда» следует в главе «Полевые исследования Сарая-Берке» - https://dzen.ru/a/ZHSKjNpzXllVxKG-