Ножевой бой «С.П.А.С.» или Выживает подготовленный. Глава 3: как страшно жить

241 прочитал

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ. Понятно, каждый судит со своей колокольни, но ведь общие моменты есть у всех школ. Например, все держатся за рукоять ножа, а не за лезвие.

Причины непонимания видятся мне в отсутствии единого инструментария, определений, конструктивного диалога, который возможен. Ну, не понимаем мы часто друг друга, вот и всё.

Что же делать?

Предложение у меня простое. Давайте честно и правдиво ответим, для чего изучаем нож — это я для инструкторов? И что хотим им делать — это уже вопрос обучаемым. Какие есть ответы?

1. Для искусства. То есть, совершенствуя движение и себя через движение.

2. Для хобби. Ну, нравится мне с ножом что-либо делать. И дома коллекция большая. Вот и думаю что-либо научиться с ним вытворять, так, для себя. Уверен, что он мне не пригодится в реальных условиях.

3. Для личной безопасности и повышения шансов выживания. Через тренировки, моделирующие реалистичные моменты уличных ситуаций, и тренируя параметры скорости, силы, приближенные к уличным условиям.

Исходя из этого, можно обозначить начало отрезка, назовем его «А». Рассматривая начало отрезка, мы увидим, что из него выходят три пути, которые можно назвать: «хобби», «искусство», «безопасность».

И теперь, зная начало отрезка, мы понимаем, что движение будет определено выбором пути, то есть направления, куда мы будем двигаться. И вот этот выбор пути на начальном этапе будет определять технику, то есть технические параметры, которые вы будете выполнять, изучать и тренировать.

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ.

Это не значит, что через некоторое время хобби вдруг не станет тем спусковым крючком, который приведет вас к тренировкам ради безопасности, или искусство не обрастет практичными величинами — всё может быть. Но вот на начальном этапе нет тех параметров, что отражают реализм путей, которые не направлены на результат и практичность, в нашем случае — на безопасность.

Вот первое непонимание — практичность.

Вы суп вилкой не кушаете, так как не практично. Ложкой и легче, и удобнее, и полнее зачерпывается. Но ведь вилкой-то тоже можно есть суп. Вполне возможно, многие кушают. Так вот ножом тоже можно многое вытворять. Но практичность будет иметь четкий вид, исходящий из уличных параметров и внешних условий.

Если считать, что люди все сделаны одинаково, и руки-ноги у всех есть, которые также одинаково сгибаются, то этот параметр можно принять за константу. Но вот внешние условия, в которые входят географические, социальные и общественные параметры, будут различны для таких одинаковых людей. Все мы живем в разном социуме, в разных географических условиях, и отсюда и параметры разные.

Крестьянин в Мексике, например, и студент в Москве, имея одинаковую структуру, я говорю про структуру тела: руки, ноги, голова всё равно будут иметь, и обязаны иметь различия, и они их имеют. Очевидно, что для каждого из них есть свои начальные параметры, определяющие то или иное предпочтение, их личное предпочтение.

Так, мексиканец, прорубая сельву (джунгли в Мексике), управляется с мачете, и ему нет нужды прятать этот предмет, так как он у него — часть его работы. А вот в большом городе, таком как Москва, требуется совсем другой нож. Даже рассматривая исключительно размеры, он должен быть незаметен. Но если «амиго» применяет данную вещь для работы и в повседневности, то студенту нет нужды прорубать себе дорогу в кустарнике и выполнять какую-либо работу колюще-режущим инструментом. И значит, задачи и цели — разные. У студента задача — самооборона. То есть вот они, различия — работа и самооборона.

Раз это стало нам так понятно, переходим к дальнейшему.

Работа, самооборона, грибник, жертва, плотник, резчик и так далее — это всё явные и понятные дела.

Давайте посмотрим, какие параметры влияют на самооборону. То есть какие параметры определяют ход тренировочного процесса, тренировок, которые повседневны в зале.

Мы тренируемся, чтобы уметь выполнять те или иные техники. Но техники определяются параметрами.

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ.-2

Возможные угрозы.

Какая же угроза возможна в городе Москве или в другом большом городе?

Например, попытка ограбления. На улице подойдут ребятки и тихонько попросят поделиться наличными. У них, возможно, будет нож, кастет, маленькая дубинка. Скорее всего, это будет неожиданно и быстро и их будет несколько. То есть будет несколько противников.

Что мы имеем в смысле параметров в такой ситуации?

  • Неожиданность.
  • Близкая дистанция.
  • Отсутствие времени на реакцию, чтобы жертва не убежала. Никто вам не даст убежать.

Человек, тренирующийся использовать нож, скорее всего, должен рассматривать техники создания паузы.

То есть:

  • умение бить руками и ногами, чтобы достать нож, — это создает паузу;
  • само извлечение ножа без паузы;
  • извлечение ножа с работой по противникам руками и ногами без пауз.

Чтобы достать нож, нужно что-либо делать. Приоритет — это умение вести схватку в рукопашном ключе, нанося удары руками и ногами, не давая провести захват, повалить и прервать агрессию противника хотя бы на некоторое время, чтобы извлечь нож и применить его для защиты себя.

При наличии у нападающих оружия и их количественном перевесе изучение техники ножа будет актуально только с отработкой извлечения и его мгновенного применения, где помимо самого ножа, обязательно будет применение ударов, толчков, работы свободными конечностями. А при наличии свидетелей или неявной угрозы ножом, коль его извлекли, придется работать не летально, то есть знать применение ножа в гражданском ключе.

Подведем итог. Что мы имеем и что нужно:

  1. Тренировать удары руками и ногами, извлечение ножа.
  2. Извлечение ножа с его мгновенным применением.
  3. Использование ножа совместно со свободными конечностями.
  4. Гражданское, не убивающее применение ножа.

Вы с ножом в кармане, они безоружные или, что реже, вооруженные. Возьмите ситуацию вблизи, где нет времени сразу извлечь нож или это противоречит здравому смыслу ввиду неявной угрозы и, значит, вашей уязвимой позиции со стороны закона.

Но дело не в этом, а в том, что эти условия определяют то, что нужно тренировать.

Нет здесь симметричного боя на ножах, нет возможности фехтовать, да и не с кем, то есть ни пространства, ни соперников, ни правил.

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ.-3

Но, коль всё так очевидно, почему тренируем не то?

Возможно, считается, что при непосредственном нападении, то есть при ситуации физического насилия, удастся вытащить нож и начать фехтовать. Также, возможно, просто многие считают, что любое действие на улице направлено на убийство. Тут мы подходим к следующему.

Что может ещё приключиться на улице?

Попытка нанесения увечий, физической боли и переход к убийству — самый противоречивый момент и в смысле противодействия, и в смысле закона. Где та грань, где нападающие просто выясняют отношения, и где уже желают вам смерти?

Но и тут есть свои условия.

  1. Никто не будет бежать с молотком с дистанции 50 метров на вас, а все снова будет происходить вблизи и вплотную. То есть очевидная угроза проверяется вблизи, и, скорее всего, после нескольких агрессивных действий противника, или уже после использования этим противником оружия.
  2. Противник бьет, наносит удары оружием — ножом, палкой. А вы — без оружия, потому что просто не было времени его извлечь. Тогда работать придется руками и ногами. А вот сможете ли извлечь нож, успеете это сделать, никто не знает.
  3. Противник нападает без оружия или с оружием. Вы успели непостижимым образом извлечь нож, и что? Даже применяя нож, будете использовать руки и ноги. Руки, ноги, нож — в единой схеме. Ввиду того, что противник уже нападает, и вся ваша работа, как и прежде, будет вблизи, в обмене ударами. Даже если рассмотреть фантастический момент, что вы разорвете дистанцию. Но хотя бы первые секунды обмен ударами там будет обязательно.

Я не рассматриваю внешние условия, такие как отсутствие пространства, рельеф местности, освещение. Я не рассматриваю ограничения, которые и так будут приближать противника к вам всё ближе и ближе. Они еще больше будут сводить вас с противником в плотный контакт, не оставляя даже мизерного шанса на возможность перемещаться, фехтовать и использовать свою двигательную мобильность.

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ.-4

Вот характеристики ситуации, суммируя которые, получаем то, что я уже написал:

  • отсутствие дистанции,
  • ограничение по времени и возможности быстро вооружиться,
  • ведение боя в обмене ударами или от защиты, защищаясь от ударов с последующей контратакой.

Если суммировать, то получим градацию действий:

  1. Удары руками и ногами.
  2. Извлечение ножа в процессе рукопашного боя.
  3. Применение ножа без паузы, сразу после извлечения.
  4. Работа ножом совместно со свободными конечностями.
И что же из этого вы тренируете? Симметрию? А зачем?

Извлечение ножа без внешних воздействий, то есть без ударов, толчков, рукопашного боя? А почему? Кто вам даст извлечь нож просто так? Учитесь бить ножом? А почему только им, без рук и ног? Где привязка к правовым моментам? Атаковать ножом безоружного опасно, можно «сесть». Но если работа против группы нападающих и безоружных, то работать нужно в полную силу, скорость и, опять же, с применением рук и ног, то есть свободных конечностей. Разве нет здесь противоречий?

Получается, что мы тренируем, да не совсем то.

Грубо говоря, ходим по кругу, занимаемся подготовкой к тренировкам практичной техники, но не начинаем тренироваться, всё ещё готовясь к процессу.

Ведь симметрия это и есть подготовка, подготовка к боевому тренингу, а не сам боевой тренинг!

Картина немного неприятная. Получается, что нужно найти баланс между отработкой приемов (типа комплексов РБ — рукопашного боя, приемов с оружием) и просто дракой на деревянных палочках, с симметричным ножевым боем.

Умение распределить подготовку так, чтобы тренировки вполне охватывали навыки и умения, тренируя их на плечах системы подготовки, на опыте инструкторов — это и есть основная задача.

Давайте рассмотрим, что же мы можем использовать в тренингах и как тренировки могут проводиться именно в ножевом бою на примере ножевого боя «С.П.А.С.» и уж потом каждый сам для себя сделает вывод.

* * *

Я уже описывал, что работа ножом, являлась интересом и только со временем трансформировалась в увлечение, а позже вошла отдельным разделом «С.П.А.С.».

Ножевой бой «С.П.А.С.» имеет две основные величины.

1. Начальный ножевой бой — по сути, фехтование на ножах, где цель координация, культура владения телом и ножом, и как проверка — ведение спортивного поединка.

2. Специальный ножевой бой, имеющий ту же двигательную базу, что и рукопашный бой «С.П.А.С.», с целью — не фехтование, а выживание и решение силового конфликта путем самозащиты.

Всё это входит в ПРБ «С.П.А.С.» — комплексную систему ведения боя с оружием и без него.

Второй пункт я частично раскрыл в начале, описав различия между подготовкой военного человека и спортсмена-ножевика. Но вот сейчас я более детально коснусь этого пункта и потом уже перейду к первому — спортивному фехтованию.

Под фехтованием и боевой техникой, которую обучают в рамках спортивного ножевого боя, я понимаю определенное различие.

Лучше меня это различие раскрыл "Инициатор" — он же Вадим Кондратьев, руководитель ассоциации боевого фехтования — АБФ.

«Классическая техника — это те неизменные академические фигуры выполнения движений, которые вошли в хрестоматию стиля. Они даются ученику на этапе ознакомления, запоминания и последующего усвоения действий…

Боевая техника — это тот образ (манера) выполнения приема, который формируется в процессе силовой, снарядной и скоростной спарринговой отработки, то есть в процессе приобретения непосредственного боевого опыта в рамках индивидуальной конституции и характера.

Классическая техника затратна, амплитудна и потому наиболее функциональна для приобретения мышечной памяти и адаптации мышц, сухожилий и суставов к предстоящим нагрузкам.

Боевая техника экономична, с минимумом амплитудности и потому наиболее рациональна для скорости и силы боевого действия.

….Классическая техника не может быть боевой.»

В. Кондратьев «Боевое ремесло»

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ.-5

Как вы поняли, я начал выкладывать книгу, т.к. подавляющее большинство людей высказалось за полную книгу, так что начнем.

1. Вступление — читайте на здоровье!

2. От автора — читайте на здоровье!

3. Глава 1, будни служивого человека!

4. Глава 1: программа прикладной подготовки!

5. Глава 1: программа прикладной подготовки, финиш!

6. Глава 2: методическая подготовка

7. Глава 2: нож на улице, сегодня

8. Глава 2: особенности практического применения

9. Глава 2: уловки и хитрости.

10. Глава 2: принципы применения ножа

11. Глава 2: гражданское применение

12. Глава 2: контролируемое насилие

13. Глава 2: применение ножа в условиях ограниченного пространства, начало

14. Глава 2: применение ножа в условиях ограниченного пространства, финиш

15. Глава 3: все, что знаем о ноже

16. Глава 3: система ножевого боя

17. Глава 3: ножевой бой - это ближний бой

Хотите углубленно начать разбираться в вопросах личной безопасности, если бить, то умно, понимая, как потом вести себя в правовом плане — приглашаю, на дистанционный курс "Личная безопасность".

Берегите себя!

СЕБЕ ПОМОЖЕШЬ САМ — онлайн-курс ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

Мне интересно, почему, говоря о применении ножа, часто возникает непонимание между инструкторами и бойцами различных школ.-6

Тренируйтесь грамотно!

Если Вам понравилось — вступайте в нашу группу и следите за новостями!

Понравилось, ставьте палец ВВЕРХ, а нас ждет много еще чего интересного!

Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин