Британия после Первой мировой войны не уделяла должного внимания танкам и спохватилась только лишь к концу 30-х годов. А была ли альтернатива собственным разработкам? Что если страна, которая первая применила танки на поле боя вынуждена была закупать лицензии на производство у других стран и не дай бог еще и на основе наработок британского завода! Да не, бред какой-то, или же нет? А что если я вам скажу, что существовала небольшая вероятность того, что Британские экспедиционные силы 1939 года, отправленные защищать Бельгию и Францию, могли быть оснащены танками, которые были разработаны в Чехословаки. Бред какой-то? Тогда давайте об этом и поговорим
13 июня 1939 года Экспериментальное учреждение механизации Британского военного министерства получило по железной дороге новый чехословацкий танк для осмотра и испытаний. Он был изготовлен компанией Ceskomoravska Kolben-Danek (CKD), которая базировалась недалеко от столицы Праги, и назывался 8-тонный танк «Praga TNPS», или «TNH». Он был распакован монтажниками компании ЧКД, которые сопровождали танк. Танк был полностью снаряжен, за исключением боеприпасов.
Этот танк был разработан для замены танка LT vz. 35 чехословацкой армии, а также для успешного экспорта. К тому времени, когда TNH был протестирован в Великобритании, он уже был продан в Иран, Перу и Швейцарию. А перспективу покупки рассматривали и Литва и еще ряд стран побольше и поменьше. Танк имел стандартный «джентльменский» набор своего времени. Он был вооружен 37-мм пушкой Škoda в башне и двумя 7,92-мм пулеметами Zbrojovka Brno vz.37, один в корпусной установке, а другой спаренный, установленный в башне. Броня спереди имела толщину 25 мм, а по бокам - 15 мм.
Британская инспекционная группа сначала осмотрела место водителя, отметив, что оно находилось «сбоку от транспортного средства». Это было неожиданно для европейского танка, поскольку в большинстве случаев место водителя находилось с левой стороны танка, а не с правой. Это была первая отметка «плюс», отмеченная в табеле успеваемости. Чехословацкие водители ездили по левой стороне дороги, как и в Великобритании, до марта 1939 года, когда командующий немецкими оккупационными войсками приказал перестроиться на правую сторону дороги в соответствии с немецким законодательством о дорожном движении.
Инспекторы зафиксировали, что водительское сиденье регулируется по длине, но не по высоте, и что угол наклона спинки можно регулировать. Когда люк переднего обзора был зафиксирован в открытом положении, водитель смотрел через отверстие шириной 20 см и высотой 10,16 см. Это давало достаточный угол обзора в 120 градусов. В боевых ситуациях, когда смотровой люк механика-водителя был зафиксирован в закрытом положении для защиты, в это положение устанавливался эпископ.
Бортовой стрелок сидел на таком же сиденье, как и водитель. Он также был радистом и должен был выступать в качестве штурмана. Пулемет справа от него был установлен на шаровой установке. Его условия охарактеризовали как «стесненные» К примеру, подзорная труба стрелка была довольно темной и не имела ни накладки для бровей, ни накладки для глаз, что могла привести к травмам, если использовать его на ходу.
У башенного стрелка, который также был командиром танка, было брезентовое откидное сиденье. Ему помогал заряжающий, который управлял спаренным пулеметом. Экспертная группа прокомментировала отчет так:
“Оптический прибор, хотя и изобретательный, не обеспечивает такого хорошего зрения, как аналогичный в Военном министерстве”.
Британские эксперты изучили меры предосторожности при пожаре в танке и средства эвакуации, доступные экипажу в чрезвычайной ситуации. Танк имел два основных люка для экипажа, один - через крышку купола в башне, а другой - над головой стрелка в корпусе. “Оба варианта адекватны”, - таков был их вывод. Было отмечено, что у механика-водителя не было собственного выхода, и он должен был либо вылезать через башенный люк, либо, если он был заблокирован, перебираться на позицию бортового стрелка и вылезать через его люк. Большой огнетушитель был удобно закреплен на стене боевого отделения.
Этот танк проходил испытания с 17 по 29 марта 1939 года. Он преодолел 302 км по дороге и 165 км по пересеченной местности. Эксперты высказали следующие замечания:
- Поле зрения командира было далеко не идеальным. Изображение в эпископ и три перископа не было непрерывным. Также было чрезвычайно трудно оценить расстояние с помощью этих приборов. Командиру также было затруднительно смотреть в оптический прицел из-за отсутствия накладки для бровей.
- Поле зрения бортового стрелка было достаточным для того, чтобы охватывать местность, по которой он мог вести огонь. Обзор водителя был адекватным, за исключением движения по дороге в пробке, поскольку водителю требовалось, чтобы один из членов экипажа наблюдал снаружи транспортного средства. Положение водителя было удобным, за исключением того, что не хватало места для головы. Положение бортового стрелка было неудобным. Положение командира было удовлетворительным, за исключением того, что предусмотренное подвесное сиденье не позволяло ему занять удобное положение за орудием. Танк, когда он был закрыт, по-видимому, недостаточно проветривался, и экипаж через некоторое время чувствовал себя плохо.
- Танк был прост в управлении на боковых склонах. Рулевое управление требовало небольшого мастерства. Элементы управления были хорошо расположены. В нормальных условиях танк не заносило, и он был безопасен на любой скорости, которую мог развить.
- Подвеска машины делала ее непригодной в качестве артиллерийской платформы. На дорогах подвеска временами подрагивала при движении, но в остальном она была удовлетворительной. Способность преодолевать естественные препятствия была недостаточной для крейсерского танка. Он мог пересечь 5-футовый ручей, но не смог пересечь 6-футовый ручей из-за того, что задняя часть провалилась, когда берег обвалился. Он не смог бы взобраться на 4-футовую песчаную отмель. Было подсчитано, что транспортное средство могло пересечь 7-футовую траншею с твердым покрытием. Транспортное средство преодолело деревянное вертикальное препятствие высотой 2 фута 10 дюймов. Это был безопасный максимум из-за угла, на который накренился автомобиль.
- Танк непрерывно проехал по дорогам 94 мили. Это заняло 4 часа 35 минут, а средняя скорость составила 20,5 миль в час. Средний расход топлива составил 3,13 миль на галлон. Расход топлива на трассах по пересеченной местности составил 2,1 миль на галлон. Проехав в общей сложности 291 милю, уровень масла не нуждался в доливе. Срок службы тормозов оказался удовлетворительным. Во время 188-мильного путешествия к Лалворт-Рейнджс они не требовали регулировки. Они были отрегулированы только один раз примерно через 260 миль. Во время испытаний автомобиля произошли две остановки двигателя из-за замены одного топливного бака на другой. По-видимому, никаких специальных фильтров установлено не было. Танк прошел ряд испытаний на опрокидывание и показал удовлетворительные результаты.
Заключительные замечания Совета по механизации от 22.5.1939
“Попытка создать неприметную машину с системами наблюдения, защищенными от попадания пуль, привела к созданию тесной боевой машины с управлением, уступающим нашим стандартам. “Танец” автомобиля ... особенно заметен на дорогах и обусловлен сочетанием узких полосок протектора с большим шагом и не демпфируемой подвеской”.
Британцы отказались от покупки 8-тонного танка Praga TNH-P, поскольку сочли, что он уступает нынешним британским крейсерским танкам, в способности преодолевать препятствия, недостаточной плавности хода и тесноте боевого отделения. Он был слишком слабо бронирован, чтобы считаться пехотным танком. Его 37-мм пушка Skoda была не такой мощной, как британская пушка 2 pdr. С такими выводами, танк был возвращен на завод. Ну а дальше мы все прекрасно знаем что случилось. Чехословакия перестала существовать как независимое государство, а весь танковый парк пополнил ряды немецкой армии. Как итог, в мае 1940 года британцы сражались во Франции на своих «более лучших» крейсерских танках против Panzer 38 (t). А ирония заключается в том, что его производные оставались на вооружении гораздо дольше и в гораздо большем количестве, чем любой из первоначальных британских крейсерских танков.