Найти тему
дневник ролевика

Попаданцу на заметку: изготавливаем постоянный брандер

Брандер - частично, до последнего момента, управляемое судно-смертник, начиненное взрывчаткой, которое используется для атаки на вражеский корабль или, в некоторых случаях, на мост или даже на крепостную стену - если она уходит непосредственно в воду. Так, например, в 1587 году войска принца Пармского, осаждая Антверпен, взорвали при помощи брандера мост на реке Шельде.

А в 1693 году англичане, штурмуя форт Сен-Мало (натуральное пиратское гнездо, уже тогда называвшееся "осиным гнездом" и "городом корсаров"), применили поистине гигантский брандер, в роли которого выступил галиот, под завязку набитый порохом, смолой, серой, соломой, брандскугелями, да и просто кусками железа. "Адскую машину" направили к пороховой башне, но внезапно сменившийся ветер бросил ее на риф, и подрывать пришлось слишком рано. Но тем не менее от взрыва в Сен-Мало послетали крыши, а шпиль (по другим сведениям, кабестан) от взорванного галиота перелетел через крепостную стену и разрушил дом.

Брандеры успешно применяли и наши предки - так, например, в знаменитом Чесменском сражении изрядная часть турецкого флота, скучившегося в бухте, была и подожжена четырьмя русскими брандерами. Огонь перекинулся со взорванных судов на другие, а там добавили жару пушки русских кораблей...

Итак, допустим, вы - попаданец, и вам надо совершить подвиг в таком вот духе. Может, вас аккурат в Чесменскую бухту и занесло, под командование к Алехану Орлову...))

Не такое это простое дело, между прочим, брандера строить. Тут тоже знания нужны...)

"Для брандеров употребляют старые суда, купеческие или военные, обыкновенной постройки и с прямыми парусами - преимущественно бриги или корветы; выгоднее употреблять суда, построенные из сосны. Брандеры бывают двух разрядов - постоянные, нарочно изготовленные в порту, и временные, снаряженные для внезапно предстоящей надобности.

...

В английском флоте избран следующий способ изготовления постоянного брандера. Внутренность судна распределяется таким образом, чтобы огонь мог распространиться по всем частям его; между палубами устраивают так называемую зажигательную каюту, или главную мину, занимающую большую часть длины судна и разделенную на несколько отделений или клеток, состоящих, равно как и стены самой мины, из деревянных переборок, которые пересекаются между собою и скреплены крестообразными связями и стойками. Мина наполняется разными горючими веществами, и всея ее отделения сообщены между собою вертикальными и горизонтальными продольными желобами, имеющими на оконечностях зажигательные трубки. Перегородки и желоба покрываются смолою или распущенным гарпиусом (разновидность затвердевшей смолы, аналог канифоли - прим. авт. блога). Пространство в корме, позади зажигательной каюты, служит помещением для командира и его помощников.

На каждой стороне судна делают не менее шести или семи широких портов, у которых ставни должны открываться наружу и книзу, и поддерживаться цепями, чтобы не могли открыться более двух третей полного отверстия, и чрез это огонь не мог бы загаситься от всплесков воды, и чтобы пламя горючих веществ направлено было кверху. В кормовой части, в стене судна, с каждой стороны прорубается широкое отверстие, называемое спасительным портом, из которого находящиеся на брандере, по зажжению его, вылезают для спасения себя на шлюпку. Из предосторожности от ружейных выстрелов, выгоднее иметь румпель в каюте.

Для заряжания брандера приняты следующие принадлежности:

1) Железные каморы или мортиры; их ставят против каждого порта, и одним концом утверждают в неподвижный брус, укрепленный на палубе. Они наполняются порохом и имеют пробки, которые, при зажжении суда, выбивают ставни у портов и тем открывают пути для пламени. Порты, трубы, и небольшие отверстия или люки, нарочно прорубленные в разных местах палубы, служат как для сообщения пламени верхним частям судна, так и для того, чтобы воздух из главной мины мог свободно выходить и от внезапного расширения своего не разорвал бы преждевременно палубы.

2) Зажигательные бочонки, наполненные каркасным составом, и имеющие несколько отверстий или дыр, плотно закрытых парусиной, прибитой гвоздями. Верхнее отверстие наполняется составом бомбовых трубок, и на него кладут скорогорящий фитиль, который проведен так же и к боковым отверстиям; все это покрыто сверху парусиной для предохранения. Зажигательные бочонки размещаются на баке, в корме, под шканцами, в палубе, на каждом марсе, где прислонены к топам мачт и у вант, для сообщения огня висящим над ними занавесам.

3) Бавинсы, или пучки сухого терновника, или другого подобного дерева, довольно твердого и легко воспламеняющегося; они обмакнуты в состав из гарпиуса, серы, смолы, сала и пороховой мякоти.

4) Палительные свечи, состоящие из бумажных трубок, начиненных составом из нетертого (так в оригинале - прим. авт. блога) пороха, серы и селитры, имеющим свойство воспламеняться скоро, гореть ясно и не погасать даже под водою, подобно фалшфейерному составу; они обыкновенно горят около 12 минут, и в каждую минуту сгорают на один дюйм.

5) Воспламеняющийся состав, которым обливают разные вещи. Некоторые части судна также обливаются составом, незадолго до того, как намерены зажечь брандер.

-2

6) Скорогорящий фитиль или стопин раскладывается по всему пространству зажигательной каюты, на тростник и к запалам зажигательных бочонков и мортир; его привязывают в тех местах, где он может свалиться. Сильные проводники из фитиля, сложенные в четыре или пять раз, направлены от тростников к спасительному порту и расположены так, чтобы огонь мог сообщиться всей мине вдруг.

7) Длинный и короткий тростник, приготовляемый пучками, в окружности около фута, ровно обрезанный с обеих сторон и обмакнутый в состав. Тростник и бавинсы составляют первые зажигательные вещества, коим сообщается огонь при зажжении брандера; они укладываются в коридорах и желобах, по всем углам каждой клетки в зажигательной каюте, вокруг зажигательных бочонков и проч.

8) Занавесы, состоящие из кусков шерстяной материи, обмакнутых в состав и посыпанных серою. Для бавинсов, тростника и занавесов употребляют один и тот же состав. Занавесы приколачиваются гвоздями к бимсам, в равном расстоянии, по всему пространству зажигательной каюты, они развешиваются также на вантах для сообщения огня зажигательным ведрам, по обеим сторонам реев и под штагами.

9) Разные гранаты.

10) Зажигательные ведра, для воспламенения судна снаружи; они наполнены каркасным составом и вешаются на крамбалах, под бушпритом, на особых выстрелах за кормою, на ноках нижних реев, на марсах и на половине высоты мачты; ставятся также у люков, прорубленных над главной миной. Зажигательные ведра привешиваются на цепях или прибиваются железными скобами; ко всем им проведены стопины, так что и находящиеся на реях будут зажжены в одно время.

-3

11) Зажигательные воронки, или деревянные трубки, набитые составом, привязываются под вантами, для сообщения пламени вантам, снастям и парусам. Палуба судна покрывается распущенным гарпиусом.

Для сцепления с неприятельским судном к бушприту и к нокам реев брандера прикрепляют особые зазубренные крючья, цепляющиеся за снасти. Дреки или привязываются к нокам реев, или забрасываются от руки, и имеют цепи, прикрепляющие брандер к судну и не позволяющие им разойтись..."

Это еще не все. Это только описание постоянного брандера, к тому же сделанного на английский манер.

Продолжение следует...))

Источник - Р. Скаловский, "О снаряжении и употреблении брандеров", Морской сборник, том 7, 1851 год.