Брандер - частично, до последнего момента, управляемое судно-смертник, начиненное взрывчаткой, которое используется для атаки на вражеский корабль или, в некоторых случаях, на мост или даже на крепостную стену - если она уходит непосредственно в воду. Так, например, в 1587 году войска принца Пармского, осаждая Антверпен, взорвали при помощи брандера мост на реке Шельде.
А в 1693 году англичане, штурмуя форт Сен-Мало (натуральное пиратское гнездо, уже тогда называвшееся "осиным гнездом" и "городом корсаров"), применили поистине гигантский брандер, в роли которого выступил галиот, под завязку набитый порохом, смолой, серой, соломой, брандскугелями, да и просто кусками железа. "Адскую машину" направили к пороховой башне, но внезапно сменившийся ветер бросил ее на риф, и подрывать пришлось слишком рано. Но тем не менее от взрыва в Сен-Мало послетали крыши, а шпиль (по другим сведениям, кабестан) от взорванного галиота перелетел через крепостную стену и разрушил дом.
Брандеры успешно применяли и наши предки - так, например, в знаменитом Чесменском сражении изрядная часть турецкого флота, скучившегося в бухте, была и подожжена четырьмя русскими брандерами. Огонь перекинулся со взорванных судов на другие, а там добавили жару пушки русских кораблей...
Итак, допустим, вы - попаданец, и вам надо совершить подвиг в таком вот духе. Может, вас аккурат в Чесменскую бухту и занесло, под командование к Алехану Орлову...))
Не такое это простое дело, между прочим, брандера строить. Тут тоже знания нужны...)
"Для брандеров употребляют старые суда, купеческие или военные, обыкновенной постройки и с прямыми парусами - преимущественно бриги или корветы; выгоднее употреблять суда, построенные из сосны. Брандеры бывают двух разрядов - постоянные, нарочно изготовленные в порту, и временные, снаряженные для внезапно предстоящей надобности.
...
В английском флоте избран следующий способ изготовления постоянного брандера. Внутренность судна распределяется таким образом, чтобы огонь мог распространиться по всем частям его; между палубами устраивают так называемую зажигательную каюту, или главную мину, занимающую большую часть длины судна и разделенную на несколько отделений или клеток, состоящих, равно как и стены самой мины, из деревянных переборок, которые пересекаются между собою и скреплены крестообразными связями и стойками. Мина наполняется разными горючими веществами, и всея ее отделения сообщены между собою вертикальными и горизонтальными продольными желобами, имеющими на оконечностях зажигательные трубки. Перегородки и желоба покрываются смолою или распущенным гарпиусом (разновидность затвердевшей смолы, аналог канифоли - прим. авт. блога). Пространство в корме, позади зажигательной каюты, служит помещением для командира и его помощников.
На каждой стороне судна делают не менее шести или семи широких портов, у которых ставни должны открываться наружу и книзу, и поддерживаться цепями, чтобы не могли открыться более двух третей полного отверстия, и чрез это огонь не мог бы загаситься от всплесков воды, и чтобы пламя горючих веществ направлено было кверху. В кормовой части, в стене судна, с каждой стороны прорубается широкое отверстие, называемое спасительным портом, из которого находящиеся на брандере, по зажжению его, вылезают для спасения себя на шлюпку. Из предосторожности от ружейных выстрелов, выгоднее иметь румпель в каюте.
Для заряжания брандера приняты следующие принадлежности:
1) Железные каморы или мортиры; их ставят против каждого порта, и одним концом утверждают в неподвижный брус, укрепленный на палубе. Они наполняются порохом и имеют пробки, которые, при зажжении суда, выбивают ставни у портов и тем открывают пути для пламени. Порты, трубы, и небольшие отверстия или люки, нарочно прорубленные в разных местах палубы, служат как для сообщения пламени верхним частям судна, так и для того, чтобы воздух из главной мины мог свободно выходить и от внезапного расширения своего не разорвал бы преждевременно палубы.
2) Зажигательные бочонки, наполненные каркасным составом, и имеющие несколько отверстий или дыр, плотно закрытых парусиной, прибитой гвоздями. Верхнее отверстие наполняется составом бомбовых трубок, и на него кладут скорогорящий фитиль, который проведен так же и к боковым отверстиям; все это покрыто сверху парусиной для предохранения. Зажигательные бочонки размещаются на баке, в корме, под шканцами, в палубе, на каждом марсе, где прислонены к топам мачт и у вант, для сообщения огня висящим над ними занавесам.
3) Бавинсы, или пучки сухого терновника, или другого подобного дерева, довольно твердого и легко воспламеняющегося; они обмакнуты в состав из гарпиуса, серы, смолы, сала и пороховой мякоти.
4) Палительные свечи, состоящие из бумажных трубок, начиненных составом из нетертого (так в оригинале - прим. авт. блога) пороха, серы и селитры, имеющим свойство воспламеняться скоро, гореть ясно и не погасать даже под водою, подобно фалшфейерному составу; они обыкновенно горят около 12 минут, и в каждую минуту сгорают на один дюйм.
5) Воспламеняющийся состав, которым обливают разные вещи. Некоторые части судна также обливаются составом, незадолго до того, как намерены зажечь брандер.
6) Скорогорящий фитиль или стопин раскладывается по всему пространству зажигательной каюты, на тростник и к запалам зажигательных бочонков и мортир; его привязывают в тех местах, где он может свалиться. Сильные проводники из фитиля, сложенные в четыре или пять раз, направлены от тростников к спасительному порту и расположены так, чтобы огонь мог сообщиться всей мине вдруг.
7) Длинный и короткий тростник, приготовляемый пучками, в окружности около фута, ровно обрезанный с обеих сторон и обмакнутый в состав. Тростник и бавинсы составляют первые зажигательные вещества, коим сообщается огонь при зажжении брандера; они укладываются в коридорах и желобах, по всем углам каждой клетки в зажигательной каюте, вокруг зажигательных бочонков и проч.
8) Занавесы, состоящие из кусков шерстяной материи, обмакнутых в состав и посыпанных серою. Для бавинсов, тростника и занавесов употребляют один и тот же состав. Занавесы приколачиваются гвоздями к бимсам, в равном расстоянии, по всему пространству зажигательной каюты, они развешиваются также на вантах для сообщения огня зажигательным ведрам, по обеим сторонам реев и под штагами.
9) Разные гранаты.
10) Зажигательные ведра, для воспламенения судна снаружи; они наполнены каркасным составом и вешаются на крамбалах, под бушпритом, на особых выстрелах за кормою, на ноках нижних реев, на марсах и на половине высоты мачты; ставятся также у люков, прорубленных над главной миной. Зажигательные ведра привешиваются на цепях или прибиваются железными скобами; ко всем им проведены стопины, так что и находящиеся на реях будут зажжены в одно время.
11) Зажигательные воронки, или деревянные трубки, набитые составом, привязываются под вантами, для сообщения пламени вантам, снастям и парусам. Палуба судна покрывается распущенным гарпиусом.
Для сцепления с неприятельским судном к бушприту и к нокам реев брандера прикрепляют особые зазубренные крючья, цепляющиеся за снасти. Дреки или привязываются к нокам реев, или забрасываются от руки, и имеют цепи, прикрепляющие брандер к судну и не позволяющие им разойтись..."
Это еще не все. Это только описание постоянного брандера, к тому же сделанного на английский манер.
Продолжение следует...))
Источник - Р. Скаловский, "О снаряжении и употреблении брандеров", Морской сборник, том 7, 1851 год.