Найти в Дзене
Не хочу назад

Не того ты любишь!

«Да вы вообще видели, чьи портреты они носят? А в честь кого улицы называют? Разве можно было с этим мириться? Как можно было спокойно смотреть на это со стороны и не вмешаться? Если они сами не понимают, куда катятся, то нужно прикрыть эту лавочку!»

Знакомо? Я частенько такое слышу или читаю. Портреты и улицы, оказывается, одна из причин этой самой невойны. Но давайте рассмотрим на примере.

Давайте условно представим, что моя сестра без ума от Стаса Михайлова. Вот прям фанатеет. А я его на дух не переношу. Терпеть не могу, ни внешне, ни в качестве певца. Считаю его признаком дурновкусия и совсем не культурой. Вот такое у нас расхождение во взглядах. А сестра взяла и по всему своему дому развесила огромные постеры с кумиром, на кружках его лик, на магнитиках, что на холодильнике висят. Придешь к ней в гости, а там фоном песни Михайлова постоянно… И что мне делать?

А ничего. Это ее дом. А я, хоть и брат, но в нем просто гость. Я могу посмеяться над ее пристрастием. Могу поехидничать. Могу поругаться, наконец. Ещё могу попросить на время моих визитов выключать неприятную мне музыку. Опять же, попросить, а уж выключать или нет – ей решать.

Могу поставить ей ультиматум, что не буду приходить и ни в чем не буду помогать, если она не прекратит поклоняться тому, кого я не люблю. И уже сестра будет делать выбор, что для нее важнее, мое присутствие или изображения любимого певца. Она прекрасно знает мое отношение к ее кумиру и будет вести себя так, как сочтет нужным. Если захочет сохранения наших теплых отношений, то будет как-то учитывать мое мнение, не будет хотя бы приходить ко мне домой в футболках, на которых изображен Михайлов. Если же кумир ей окажется важней, то прекратит ходить ко мне в гости. В любом случае, это ее выбор, а главное – это ее дом, не мой.

Я не имею никакого права вламываться к ней домой, срывать все постеры, жечь их на кухне, вешать вместо них портреты Магомаева, только на том основании, что я считаю его голос гораздо лучше михайловского. Я не могу запрещать ей крутить песни Михайлова ее детям, потому что это ее дети. В самом крайнем случае я могу с ней расплеваться и прекратить общение вовсе. Но никто не назначал меня богом, чтобы я указывал взрослой, самостоятельной женщине, как ей украшать ее дом, кого слушать и кем восхищаться.

Такая же история и со странами. В каждой стране свои национальные герои и нравственные ориентиры. И это исключительно дело тех, кто в этой стране живет. Того, кого страна почитает за своего кумира, страны соседние могут недолюбливать или даже откровенно не любить. Туркам или англичанам не за что любить Яна Жижку, но в Чехии его чтят. Война 1812 года принесла нашей стране много неприятностей и бед, но во Франции Наполеон – национальный герой, ему поклоняются и о нем пишут книги и снимают фильмы. Жителям Аргентины найдется, что плохого сказать в адрес Маргарет Тэтчер, а в Великобритании она считается одним и самых ярких представителей политического Олимпа. И так во всех странах. Вряд ли шведы в восторге от Петра Первого, а немцы боготворят Александра Невского.

К выбору своих героев населением страны нужно относиться с уважением их права выбора. Сам выбор нам может не нравиться. Но это уже – кому что. Страна может высказать свое осуждение. Возможно, что будут долгие дипломатические обмены колкостями и претензиями. Если страна вдруг возомнила себя оскорбленной подобным выбором другой страны, то она вполне вправе высказать свое «фи!», она может поставить ультиматум, дескать, если вы и дальше будете носиться с этими героями, то мы перестанем с вами торговать, или не будем обмениваться какой-то продукцией. Одним словом, поставить перед выбором, или-или. В самом крайнем случае страна может расторгнуть отношения, перестать сотрудничать и прекратить всякое общение. Если вопрос национальных героев так важен для тех, кто живет в другой стране и имеет своих героев (тоже, кстати, не для всех приятных), то, пожалуйста, можете так и сделать. Но нет никакого права на основании разного взгляда на исторически персонажей приходить в чужую страну с оружием и требованием переустроить в ней всё.

Нельзя заставить полюбить своих героев. Привить к ним ненависть силой можно, а любовь – нет. И с чего это вдруг страна решает, что вправе поучать другую, отдельную страну, кого любить, в чью честь улицы называть, кого чтить, а кого ненавидеть? Старая мудрая пословица говорит о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Желание указывать, поучать и заставлять – первый признак неуважения. А если вы выказываете кому-то свое неуважение, то очень глупо в ответ ждать благодушия и надеяться на добрососедство.

Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, простые правила канала: обсуждаем именно тему, а не личности друг друга. И без хамства.

Мир вашему дому!

Мой запасной канал (про историю изобретений)

https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02

Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad