Лена Викрамаратне
В наш современный век технократии, когда человеческая жизнь настолько перегружена огромным разнообразием созданных человеком
инструментов, машин и других искусственных принадлежностей, которые для современного человека стали предметами первой необходимости, не так-то просто представить, что естественной средой обитания человека является мир природы. На протяжении эпох цивилизации человечество все больше и больше отдалялось от этого мира, поскольку сейчас оно живет в концептуализированном мире своего собственного творения.
Большая часть человеческих дел ведется в огромной мегаполисной среде экономического производства. Ему и в голову не приходит, что мир природы - это то, что на самом деле поддерживает его жизнь и порождает искусственные сооружения его собственного изготовления, которые он собирает вокруг себя.
Это особенно очевидно в области образования, которое призвано помочь молодежи познавать окружающий мир, чтобы они, в свою очередь, могли внести свой вклад в его экономическое развитие. Все обучение детей связано с передачей информации об очень абстрактных уровнях теорий, правил, формул, символов и концепций, объединенных в систематические программы. По-видимому, они имеют мало общего с объектами природы, где человек впервые собрал их. Ибо природа -
источник всех знаний. Человек в своей встрече с этим достиг всего того прогресса, который мы называем цивилизацией.
Доктор Монтессори резюмирует это следующим образом: "В наше время, в цивилизованной среде нашего общества, дети живут очень далеко от природы и имеют мало возможностей вступить с ней в тесный контакт". На самом деле, люди питают противоречия по поводу ценности
природы в повседневной жизни - настолько, что считается, что дети преуспевают, играя в специально оборудованных ящиках с песком и получая удовольствие от наблюдения за птицами и животными в клетках. Общество взрослых укрывает детей от ветра, дождя, гор, ручьев и даже травы, при том, что все это является частью щедрых даров, дарованных вечно щедрой природой.
Доктор Монтессори продолжает: "Когда мы держим ребенка в узде, унижаем его и раздражаем тюрьмой, ребенок убивает насекомых и других безобидных животных, нам это кажется естественным. Мы не осознаем, что его разум уже был "отчужден от природы" и всего, что в ней есть".
Затем в школах мы вводим искусственные наборы естественной жизни для изучения биологии и "обтекаемые" скалы и ландшафты для изучения геологии и географии. Что касается математики, которая является основой всего функционирования Вселенной, то считается достаточным запомнить вычисленные факты и работать с ними в абстрактных символах и уравнениях без какого-либо осознания законов природы, которые изначально привели к их существованию.
В каждом последующем поколении ребенок был связующим звеном, которое наводило мосты "нового" изучения, которое выводит человека на новый уровень знаний и творчества.
Но в 20-м веке человечество, похоже, накопило не только "жизненные блага", но и множество проблем. Главным из них является возрастающая
трудность передачи ребенку всего богатства знаний и навыков, накопленных человеком на протяжении веков. Трудность заключается не только в огромности этого богатства, но и в том, что в образовательных кругах стало называться "неспособностью к обучению" современных детей.
Не все эти нарушения являются наследственными. Многие из них могут быть результатом растущих ограничений, которые цивилизованный образ жизни накладывает на современного ребенка. Однако некоторые из этих ограничений были неизбежны по мере того, как люди начинали жить сообществами. Монтессори ссылается на дикого мальчика из Аверьона, которого французский педагог Итар успешно привел к
общественной жизни. Монтессори говорит об "отречении и ограничениях", которым он подвергался. Этого ребенка, который свободно "бегал" и бродил по лесу, научили "ходить", и его "звонкие крики радости" были смягчены до модуляций говорящего голоса.
Сам Итар был впечатлен чувствительностью, с которой мальчик реагировал на "солнце, появляющееся из-за облаков", "штормовой ветер, раскачивающий деревья", "падающий снег", все это заставляло его разражаться "взрывами смеха, как будто он почти сотрясался от радости".
И все же Итар почти неохотно продолжал готовить мальчика к вступлению в общество. Итар работал над двумя аспектами его образования, которые заключались в том, чтобы (1) ввести его в рамки общественной жизни и (2) развить его интеллектуальные способности. Я снова процитирую доктора Монтессори: "Мальчик, хотя и жил в ужасной заброшенности, нашел в этом счастье. Он был почти поглощен природой, которой наслаждался; дождь, снег, буря, бескрайнее пространство сформировали его очки, его спутников, его любовь".
Цивилизованная жизнь означает отказ от всего этого, но она несет с собой завоевание, которое способствует человеческому прогрессу.
Прогресс человечества, о котором говорит доктор Монтессори, настолько захватил умы современного человека, что его программы образования направлены исключительно на развитие интеллектуальных
способностей ребенка. Программы сосредоточены на тренировке ума для достижения максимальной производительности. И поскольку все знания воплощены в книгах, дети вынуждены учиться по ним, уделяя большое внимание умению читать и писать. Большое значение придается проверкам интеллекта, направленным на оценку умственных способностей, которые обеспечили бы успех. Взрослое общество стремится к "компетентности" ребенка, не понимая его потребности во времени на подготовку к построению и наращиванию своих способностей.
Каждый младенец появляется на свет в состоянии кажущихся зависимости и беспомощности, но его маленький разум полон энергии и могущества воспринимать весь окружающий его мир. Точно так же, как древний человек ориентировался в своем окружении, так и каждый младенец начинает ориентироваться в том, что его окружает. Этот впитывающий разум крепко держится за все впечатления, поступающие через органы чувств, и начинает формировать пласт подсознательных знаний и чувств, которые станут интимной частью его существа и сохранятся на протяжении всей оставшейся жизни. В прошлом, когда семья носила ребенка на руках, когда все они работали в сельской местности, младенец был знаком со всей красотой и величием, а также с мельчайшими деталями мира природы. Когда он научился передвигаться самостоятельно, вокруг него была вся Божья земля, по которой он мог бродить. Он ходил, бегал, прыгал и взбирался на все склоны, скалы и деревья, пересекал ручьи и катался по траве и лугам, таким образом учась уравновешивать свое физическое тело и координировать свои мышечные движения.
До самого недавнего времени необходимость тренировки мышечных движений в дошкольном возрасте вообще не рассматривалась в системе образования. Растущее отсутствие зрительно-моторной координации становилось все более очевидным на занятиях в подготовительных группах детского сада. Вместе с этим стало заметно отсутствие координации движений руки и глаза, что, в свою очередь, привело к недостаткам в речи, чтении и письме. Таким образом, начали предприниматься усилия по исправлению положения, которые снова ограничивались искусственным тренажерным залом и упражнениями с искусственными сооружениями, такими как лестницы, стационарные батуты и стальные рамы для лазания. Это обучение, подобное тому, которое используется для животных в клетках зоопарка, не позволяет наблюдать, размышлять или оценивать расстояния или высоту. В мире
природы есть простор для воспринимающего и мыслящего ума, который может противостоять неожиданностям и тренировать чувства и мышцы. Это, естественно, помогает развивать координацию и целостное ощущение себя и расширяет возможности интеллекта.
Другой аспект тренировки моторики глаз и рук заключается в том, чтобы участвовать в ежедневных мероприятиях, необходимых для жизнедеятельности человека, например: сидеть, стоять, мыть, одеваться, переносить, наливать и обращаться со всеми видами инструментов и посуды при уходе за собой и за вещами в окружающей среде. Все это было неотъемлемой частью повседневной жизни, когда в доме жили большие семейные группы, вовлеченные в постоянное взаимодействие внутри сообщества. Общественная деятельность требует определенного стандарта поведения. Немногие из них являются частью повседневной жизни ребенка сегодня из-за распада семьи, а также использования инструментов, работающих от электроэнергии. Дети не знают, как пользоваться своими руками и пальцами. Они неспособны держать карандаш или кисть иначе, как "обезьяньей" хваткой, которая появляется рано и естественно, как у человекообразных обезьян. Что касается светских манер и вежливости, то тенденция и практика вседозволенности со стороны взрослых видит в них ненужные помехи.
В развитии интеллектуального обучения мы видим использование искусственных материалов, которые направлены на привитие абстрактных понятий. Как часто замечала доктор Монтессори, географии, биологии и математики нет в книгах. Когда человек собрал знания об этом, он смог облечь это в символы слов, знаков и иллюстраций, и с изобретением книгопечатания все эти факты теперь записаны в книгах. Но знание не должно быть отделено или изолировано от мира природы, который является и был источником всего человеческого опыта. Современный ребенок вынужден усваивать только результаты этого опыта и поэтому теряет интерес. Это подчеркивает один из основных недостатков нынешней системы обучения - передача знаний для достижения результатов, а не для "интереса". Интерес не может быть вызван побуждением извне, потому что это внутреннее желание, которое возникает из врожденного позитивного чувства, которое пробуждается внутри. Интерес растет в личности, которая находится в гармонии с естественными тенденциями человеческого духа, в гармонии с природой.
Трагедия сегодняшнего дня заключается в том, что самый чувствительный возраст, в котором могут формироваться "интересы", то есть первые шесть лет младенчества и детства, растрачивается на случайные праздные игры и фантазии в детских садах и "игровых" школах. В этот период ребенок полон интереса и любопытства к познанию того, что представляет собой окружающий мир. Он может подсознательно удерживать и накапливать информацию детальное восприятие этих вещей, которым он подвергался. Этот впитывающий разум, который мог бы быть наполнен множеством целостных впечатлений о чудесах и красоте мира, однако ограничен "вакуумом". Затем в начальных классах школы блуждающий ум ребенка с помощью поощрений и/или наказаний заставляют сосредоточиться на сухом предмете, выдаваемом учителями. Педагоги заняты изобретением новых способов мотивировать измученный дух и усилия своих учеников или же ищут убежища в программах коррекции. Призы, соревнования, "веселые" игры не заменяют формирования привычки к обучению.
В заключение доктор Монтессори говорит: "Мир - это то, к чему стремится каждое человеческое существо, и человечество может достичь его через ребенка". Но это может произойти только в том случае, если общество взрослых организует мир "прогрессивных интересов, в котором интеллектуальная жизнь детей становится ненасытной в своем поиске знаний... и где важно, чтобы каждое задание вызывало такой интерес, который затрагивал бы всю личность ребенка, ибо человек - это существо, представляющее из себя единое целое." Но это единство должно быть укреплено и сформированный активным опытом в реальном мире, к которому каждого ведут законы природы. И этот реальный мир является одновременно миром функционирующего человечества и миром универсальной природы.
(Перепечатано из ежеквартального издания NAMTA, © 1976.)
Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori