("Сибирское воспитание", Educazione siberiana, 2013, Италия)
Вот так сразу и не скажешь, кому отдать клюквопальму первенства 2010-х: то ли Люку Бессону с его "Анной", то ли Габриэле Сальваторесу и его "Сибирскому воспитанию".
Хотя, если судить не беспристрастно, а через призму личных симпатий, по-моему, Сальваторес уделал здесь Бессона одной левой пяткой с разворота. Просто у Люка клюква вышла хоть и нажористая, но совершенно типичная, "зльобно-KGBшная". А вот Габриэле сумел на этом "ягодном" поле действительно удивить. И, естественно, от души повеселить - как же без этого?
Самое характерное в "Сибирском воспитании" то, что снимали его, не как завуалированный стёб (ту же "Анну" вопринимать иначе попросту нельзя), а как СЕРЬЁЗНУЮ криминальную драму. Да еще по литературному первоисточнику - нашумевшей за рубежом, одноименной книге некоего Николая Вержбицкого. Книге пусть и художественной, но основанной якобы на биографических реалиях сурового детства и юности Николая, прожитых в Молдавии в 80-90-е.
Причем над переносом его романа на экран работала аж целая команда из полудюжины (!) сценаристов, включая самого оскароносца Сальватореса ("Средиземное море", 1992). Отчего итог их кипучей мозговой деятельности выглядит вдвойне забавнее. А сами они - теми еще носителями красных клоунских носов, которыми они сами себя и украсили.
То, что перед нами не драма, а эпичнейшее криминальное фэнтези, ясно с первых же секунд просмотра. Тогда, когда в текстовом прологе нам без малейшей тени улыбки сообщают, будто в 30-е годы некая сибирская мафия (???) окрутела настолько, что аж сам Сталин заволновался. После чего, разумеется, переловил её и сослал... нет, не еще дальше, в Якутию или на Чукотку, а, блин, в Молдавию! То есть туда, где гораздо лучше, и поближе к западным границам СССР. Видимо, Сталин понадеялся, что морозолюбивые "сибиряки" - так они тут сами себя величают, - либо передохнут от губительного для них, комфортного климата, либо сбегут в Европу. И будут подрывать уже не отечественный социализм, а тамошний поганый капиталистический строй.
Как говорится, вот спасибо тебе, отец родной, за столь шикарный подарок! Жаль только, что еще южнее, к Черному морю, ты нас не отправил. А там бы, в смертоносной курортной зоне, мы гораздо быстрее вымерли и прекратили доставлять тебе проблемы.
Как бы то ни было, но сибиряки опять всех удивили: приспособились к молдавскому теплу и фруктам и никуда не сбежали. По крайней мере в 88-м году, на начало фильма, они на чужбине цвели и пахли. А также на черенке лопаты вертели любые "власти", что пытались соваться в их бандитский район, прозванный Деревней. Чьи обитатели в итоге обнаглели настолько, что держали дома у всех на виду в красном углу "стволы" - "ТТ", "калаши" и пр.. И их же еще на своих православных иконах рисовали в руках у Девы Марии. Видимо, подглядели это в рамках обмена опытом с латиноамериканскими картелями, где такой иконописный стиль практикуется повсеместно.
Хотя последнее маловероятно, ведь за толкание в Деревне "наркоты" местный пахан Дед Кузя (Малкович), карал беспощадно. Не забывая, естественно, между делом учить молодежь "чисто-сибирским" понятиям. То есть пить чифирь и грабить-убивать всех, кто не подпадает под категорию "прастыи льуди" (©"Красная жара")... да вот, собственно, и вся дедокузева наука, епта!
Имена у главных героев, четырех пацанов "на раЁне", тоже были исконно сибирские: Колыма, Гагарин, Мел и, уж извините, Виталик. Чуть позже к ним присоединится девочка Ксения, обожающая говорить о себе и других в третьем лице. Типа "Привет, Колыма! Колыма пойдет сегодня кататься с Ксенией на лодке?".
Что с нею было не так? Да ничего экстраординарного. Просто у Ксении с детства было не всё в порядке с головой, а в период полового созревания "начинка" той головы тем более не улучшилась. Из-за чего у Ксении напрочь пропал инстинкт самосохранения. И в порыве безудержного счастья она могла без колебаний броситься то с крыши, то в реку, при этом умея плавать не лучше набитого камнями, сибирского валенка. Неудивительно, что читать к своему совершеннолетию она так и не научилась, зато на удивление мастерски играла на пианино. И не какую-то там босяцкую "Мурку", а пианинную классику загнивающих стран НАТО, эвона как!
Ну а в целом при таком "персонажном" раскладе перед нами разыгрывается этакий клюкво-балалаечный вариант "Однажды в Америке". То есть кто-то из героев по ходу фильма непременно загремит на нары, кто-то по-глупому склеит ласты, кто-то откроет в себе талант художника, кто-то ударится в бандитский беспредел, кто-то останется верен сибирским блатным традициям...
Будет, ясен фиг, и любовный треугольник - не зря же в сюжете появится Ксения со своими беспосадочно летающими кукушками.
Дед Кузя опять-таки продолжит раз за разом выходить на сцену. Затем, чтобы повеселить нас какой-нибудь пафосно-нравоучительной ахинеей в стиле "Воруй, молись, пей чифирь, помни маму-Сибирь!". И все, разумеется, кроме разве что Ксении покроются со временем воровскими наколками от ушей до пяток, ведь в Деревне сибиряков не носить "партаков" столь же позорно, как не носить портков.
И всё это Сальваторес преподносит нам, зрителям, с таким суровым лицом и трагическим надрывом, да еще на фоне настоящих обшарпанных "хрущевок" (здешнюю Молдавию снимали где-то в Литве), что удержаться от смеха невозможно, даже если другим глазом вы при этом смотрите "Хатико". Потому что когда в драматической сцене перед нами вдруг нарисуются 10-летняя девочка, хлещущая водку прямо "из горла́", бабка с "калашом", или исписанные воровскими "наколками", Малкович со Стормаре, это убивает всю серьезность столь же гарантированно, как дихлофос - муху-цокотуху.
А такого "дихлофоса" в картине Габриэле Сальватореса - пара цистерн и маленькая фляга.
***
В общем, да, закон жизни суров: не каждый оскароносный итальянец способен снять "Однажды в Америке".
И тем не менее, за то количество взрывного смеха, что сгенерируете вы на просмотре "Сибирского воспитания", ругать Габриэле Сальватореса абсолютно не хочется. Ибо, чтобы в свою очередь "сгенерировать" такую несусветную бредятину, надо и в самом очень сильно постараться. И при этом искренне верить, что ты снимаешь шедевр ничуть не хуже, чем культовая вещь Серджио Леоне.
Скажу больше: иногда "Сибирское воспитание" хочется даже пересмотреть, как какую-нибудь "Красную жару" или "Красного скорпиона". А это уже признак действительно выдающейся "клюквы", что, как яркий подвид комедийного жанра, тоже имеет право на существование. Хотя бы как забавный экспонат в кунсткамере мирового кино - именно с такого ракурса и надо оценивать байку Сальватореса о дедушке Кузе и его гоп-К°.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):