Найти тему
СибГИУ. Первый

«Я люблю говорящих студентов»: преподаватель СибГИУ честно о наболевшем

Оглавление

Какими видят преподаватели студентов? Какие требования к ним предъявляют? Доцент кафедры филологии Института педагогического образования СибГИУ Ольга Матехина считает, что один из главных моментов в общении студентов и преподавателей – взаимная коммуникация. Но есть нюанс, и не один.

Содержание статьи:

Требования студентов едины для всех. О дистанционном обучении, самостоятельности и противоречиях

Большой недостаток предметной подготовки. О коммуникации и критическом мышлении.

Все ясно – ощущается как "ничего непонятно". О точности вопросов от студентов и решении проблем.

«Требования к студентам едины для всех»

- Ольга Геннадьевна, каким вы видите типичного первокурсника?

- Скажем честно, трудно описать какой-то усредненный образ студента. Потому что студенты разные, и среди них всегда есть те, кому все интересно и кто включен в учебную и внеучебную деятельность, и есть такие, кто приходит только отсидеть пары, а иногда и на пары не приходит.

Что бросается в глаза в последнее время: часто студенты поступают, изначально не планируя учиться. Они приходят после школы, и буквально с 1 курса начинается: «Я не могу/ не хочу посещать занятия, я буду учиться дистанционно, я работаю». И это первый курс, очная форма обучения - это подростки, которые пришли после школы, а не с завода или шахты. Причем мало у кого из них работа связана с будущей профессией - работают охранниками, официантами, кассирами.

Конечно, мы заинтересованы в трудоустройстве наших студентов. Но трудоустройство хорошо на старших курсах, когда у тебя уже есть знания и представление о будущей профессии. На первом же курсе перед студентами стоят другие задачи. Те ребята, кто выпадает из обучения на первых курсах, полноценно не адаптируются в вузе и в учебную работу не включаются. При этом требования в любом случае остаются едиными для всех: посещаемость, выполнение заданий. У студента, который с первого курса не включен в учебную деятельность, с этим возникают проблемы. К сожалению, многие из них так и не заканчивают учебу.

Сталкиваюсь с тем, что у многих студентов нет представления об обучении как о процессе, который требует включенности. Может быть, выросло поколение, которое прошло через дистант, и у них осталось убеждение: зачем мне ходить на занятия, если я могу учиться дома и закрывать задания в Moodle?

Педагоги понимают разницу между реальным обучением и дистанционным. Понимают ли ее студенты? Когда происходит контактная работа, преподаватель может побеседовать со студентом, выяснить, что осталось непонятным, сразу же указать на ошибки. Если же работа выполняется дистанционно, студент получает в ответ от преподавателя только оценку или краткий отзыв. И всегда остается открытым вопрос: насколько самостоятельно студент выполняет те задания, которые отправляет нам? Ты как преподаватель не участвуешь в этом процессе, ты его не контролируешь. Но ты получаешь определенный результат и каким-то образом должен его оценить.

А ведь мы обязаны обеспечить качество подготовки. Поставить всем пятерки не трудно. Но что дальше? Наш институт обучает бакалавров по направлению «педагогическое образование». Это будущие учителя, которые закончат вуз и встанут в школе у доски. И от того, как они будут учить детей, зависят знания учеников, имидж Университета и очень отдаленный результат, когда дети, которых они выучат, придут к нам поступать.

СибГИУ | Первый вуз Кузбасса

наш телеграм-канал. там есть полезные новости

- Можем ли мы в этом случае говорить, что студент неверно выбирает образовательную стратегию и в результате страдает он сам? Казалось бы – учись заочно, если есть необходимость зарабатывать деньги.

- Студент, который после 11 класса поступает на заочное, довольно часто не справляется с учебной нагрузкой. Заочная форма требует сформированных организаторских способностей, умения планировать свою деятельность, распределять приоритеты и т.п. Все эти навыки у вчерашних школьников, к сожалению, развиты очень слабо. Поэтому заочная форма обучения хороша для зрелых людей.

Здесь мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, студенты приходят с желанием большей взрослости и самостоятельности, хотят работать уже на первом курсе. Они не хотят еще пять лет быть школьниками, им нужна взрослая жизнь: собственные деньги, возможность распоряжаться своим временем и т.д. С другой стороны, мы наблюдаем у этих же студентов какую-то инфантильность, неорганизованность, неготовность брать на себя ответственность за свою работу и свои действия. С этим бывает трудно.

«Большой недостаток предметной подготовки»

- Какого студента педагогического профиля имеет вуз на выходе? Соответствует ли то желаемое, что хотят видеть преподаватели, тому, что есть по факту?

- Мне внушает оптимизм то, что у наших студентов нет страха перед педагогической деятельностью. И если многие пришли в вуз с установкой «да я просто диплом получу, педагогика мне не нужна», то за время обучения в нашем институте «куда угодно, только не в педагогику» проходит. Они понимают, что сфера образования - это интересно, там можно работать. И это замечательно, если в школу придут молодые учителя!

При этом, к сожалению, я вижу большой недостаток предметной подготовки. Абитуриенты изначально приходят к нам с недостаточно высоким уровнем владения школьными предметами. Например, русский язык является одним из базовых предметов для некоторых профилей. И школьники поступают к нам не с самыми низкими баллами ЕГЭ по русскому языку. Но при этом элементарные понятия, которые дети должны были изучить в школе, у них не сформированы. На вопрос, чем отличается причастие от деепричастия, ответить могут единицы. Задание определить, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я, - это задание со звездочкой. Во время обучения в вузе в курсе лингвистики мы должны изучить фонетические явления редукции, аккомодации, палатализации – а мы разбираем е, ё, ю, я в позиции начала слова или после согласных, материал начальной школы! И все эти часы, которые даются на предметную подготовку, занимаемся ликбезом.

- Каких студентов преподаватели любят?

- Наверное, у каждого преподавателя свои требования. Я люблю говорящих студентов.

- Умных говорящих или тех, у кого хорошо развита коммуникация?

- В первую очередь ты видишь студента, у которого развита коммуникация. Потому что если он не вступает во взаимодействие, очень трудно понять, каков его интеллект. Поэтому для меня важна готовность студентов работать, откликаться, отвечать, думать, размышлять. Не просто выдавать то, что есть в учебнике, а показывать процесс мышления, анализировать, синтезировать. Это очень ценно.

Я всегда говорю: «Спрашивайте!» Пусть даже это будет глупый вопрос, я на него все равно отвечу, постараемся разобраться вместе, но только не молчите! Большая проблема – молчащий студент.

Если говорить о качествах, которые нравятся в студентах (и не только в студентах), то это коммуникабельность, готовность думать, размышлять, работать с информацией, оценивать. Конечно, всегда подкупает эрудированность, начитанность – это та база, которая позволяет нам говорить на одном языке. Люблю ответственных студентов. Которым ты можешь дать задание и быть уверенным, что в обозначенные сроки и нужном объеме оно будет сделано. Либо, если что-то не получается, человек готов будет тебе об этом сообщить и исправить свои ошибки. Вот эта готовность взять на себя ответственность - это важный показатель «взрослости» человека. Всегда подкупает.

- Тогда обратный вопрос: что отторгает? Тоже самое, только наоборот?

- Нельзя сказать, что какие-то качества отталкивают. Скорее есть качества, которые сильно затрудняют взаимодействие. Не нравится в студентах отсутствие готовности учиться, принимать информацию и учитывать ее. Это то, что ставит в тупик.

Лично мне не нравится, когда люди работают по принципу наименьшего сопротивления. Лишь бы было сделано, для галочки. Меня как преподавателя такое отношение задевает, потому что я вкладываюсь в процесс обучения и жду в ответ ответственного отношения.

Еще одна проблема современных студентов – недостаточность критического мышления и неготовность анализировать материал, делать выводы, сопоставлять, выбирать, оценивать. По большому счету, студенты не умеют работать с информацией. Это дети информационного потока, плывущие в нем по течению. Они привыкли брать информацию в интернете, но при этом совершенно не привыкли ее критически оценивать. Приходится объяснять, что источник информации необходимо оценивать с точки зрения его достоверности, научности, что данные должны быть проверены, что информацию недостаточно воспроизвести, ее нужно проанализировать.

«Все ясно – ощущается как «ничего непонятно»

- Что категорически не стоит делать студенту во взаимоотношениях с преподавателями?

- Прежде всего, всем нужно быть взаимно вежливыми. И не надо никогда обманывать, если возникают какие-то проблемы. Некоторые студенты, если у них появляются какие-то сложности в учебе, просто пропадают из поля зрения. Вместо того чтобы обратиться к преподавателю и спросить, что в этой ситуации делать, они вообще не делают ничего. В результате, как мы понимаем, проблемы не решаются, а только увеличиваются. Поверьте, любой преподаватель заинтересован в том, чтобы эти сложности разрешить. И чаще всего, если все сделано вовремя и в соответствии с представленными требованиями, к вам вопросов не будет. Либо вам подскажут, что можно сделать для исправления ситуации.

- Если бы вам предложили составить инструкцию по использованию преподавателя, что бы вы там написали?

- Первое – правильно организуйте свое взаимодействие с преподавателем. Если необходима помощь, консультация, договоритесь о встрече и убедитесь, что у преподавателя есть время ответить на ваши вопросы. Будьте пунктуальны, последовательны в решении этих вопросов. Любой преподаватель будет готов вам помочь. Но преподаватель не готов это делать здесь и сейчас, когда вы его поймали в коридоре, идущим в столовую.

Второе – важна точность запросов. Когда ты приходишь на консультацию, нужно хорошо понимать, что ты хочешь узнать, на какие вопросы ты хочешь получить ответ.

Третье – коммуникация. Встретилась такая картинка в интернете: прогноз погоды и подпись «Ясно. Ощущается как ничего непонятно». К сожалению, у многих студентов на занятиях возникает именно такое ощущение. Чтобы не оставаться с этим непониманием, задавайте вопросы!

И помните, что преподаватель не робот, а живой человек. Он точно так же, как и вы, может устать, может что-то забыть. Проявите понимание, так же как преподаватели проявляют терпение и понимание по отношению к вам.