Найти тему
Петр Власов

Лучшие асы истребителя Ла-7

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Первые полки, перевооружившиеся на истребители Ла-7, начали совершать боевые вылеты на этих самолетах с осени 1944, а большинство полков Ла-7 приступили к боевым действиям только в течение зимы-весны 1945. Учитывая, что война с Германией закончилась уже в мае того же года, у советских летчиков оставалось немного времени, чтобы добиться значительного числа побед на новой машине. Поэтому у наших лучших асов, имевших высокие победные счета на других самолетах, победы, одержанные именно на Ла-7, исчисляются единицами, редко превышая десяток сбитых врагов. По моим сведениям наивысшей результативности на Ла-7 добился лучший советский ас Иван Кожедуб – он сбил на этой машине 17 вражеских самолетов (из общего его числа в 64 подтвержденных победы). Так же 12 побед из своих 31 одержал на Ла-7 Павел Головачев, 11 самолетов сбил на Ла-7 Александр Куманичкин, 9 - Николай Скоморохов, и 7 - Петр Гнидо. Но об Иване Никитовиче Кожедубе на канале уже публиковались отдельные статьи; поэтому ниже речь пойдет о других лучших асах «Седьмой Лавочки».

Головачев Павел Яковлевич (30+1 победа), 12 – на Ла-7

-2

Дважды Герой Советского Союза Павел Головачев (1917-1972) – второй по результативности после Ивана Кожедуба ас Ла-7, одержавший на этом самолете 12 из своих 30 личных побед.

На фронт младший лейтенант Головачев, пилот 69-го ИАП, только что вооружившегося истребителями ЛаГГ-3, попал в начале 1942 г. Первую свою победу он одержал в июне: сбил Bf.109. В боях над Доном Павел был дважды ранен; после возвращения из госпиталя он на истребителе Як-1 принимал участие в Сталинградской битве; после Сталинграда - опять Дон, потом Приднепровье, Крым, Мелитополь... В ноябре 1943 за 18 личных и 1 групповую победы Павел Головачев был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 г Головачев вместе со всем полком освоил новый истребитель Ла-7. Сражаясь в небе Прибалтики, он теперь часто летал на «свободную охоту» в паре со своим ведомым лейтенантом Черником. Особо трудный бой Павел провел 30 декабря 1944-го. Обнаружив высоко в небе разведывательный Ju.188, Головачев погнался за ним, используя высокую скорость и хорошую скороподъемность своей новой машины. Когда советские истребители подобрались к немцу; тот стал яростно отстреливаться. Раз, другой, третий заходили «Лавочкины» на врага, но немец ловко увертывался от трасс, огрызаясь точными очередями; одновременно Юнкерс карабкался все выше, надеясь оторваться от советских машин: немцы часто с успехом использовали этот прием против «Яков». Однако Ла-7 имел превосходные высотные характеристики и Головачев не прекращал преследования врага. Но тут снизу навстречу «Лавочкиным» устремились 2 «Яка»: перепутав Ла-7 с FW-190, они явно заходили в атаку на Павла. Головачев попытался связаться с «Яками» по радио, но услышал французскую речь - это были пилоты «Нормандии», и терять время на «разбираловку» с плохо понимавшими русский язык французами было некогда: того и гляди собьют... Перейдя в горизонтальный полет, Головачев на большой скорости оторвался от преследовавших его «Яков», одновременно стараясь не потерять из виду Юнкерса. Перенацелившиеся было на разведчика французы вскоре безнадежно от него отстали: на больших высотах «Як» не мог тягаться с немцами. Но Головачев продолжил преследование, и на высоте 7 кмвсе-таки настиг Ju.188. Сократив дистанцию до минимальной и поймав врага в прицел Павел нажал на гашетки... Но пушки молчали: иссякли боеприпасы. Юнкерс явно уходил. И тогда Головачев пошел на таран. Уворачиваясь от трасс бортстрелка, Павел подошел к разведчику вплотную и ударил винтом по хвостовому оперению…

16 января 1945 г. Павел над Гумбинненом сбил в одном бою 2 «Фокке-Вульфа»; а 18 января там же, в районе Гумбиннена, он уничтожил еще 4 FW.190. В марте победный счет Головачева пополнился двумя очередными вражескими истребителями. Последний свой бой гвардии капитан Головачев провел 25 апреля 1945 г над переправой через Шпрее западнее Берлина. Тройкой Ла-7 он атаковал 20 FW.190, пытавшихся двумя группами проштурмовать советскую переправу. Сбив подряд две головные машины в обеих группах, Головачев заставил остальных «Фокке-Вульфов» беспорядочно побросать бомбы и повернуть обратно...

Всего за годы войны Павел Головачев совершил 427 боевых вылетов и провел 125 воздушных боев, уничтожив 31 вражеский самолет лично и 1 - в группе. В июне 1945 капитан Головачев был удостоен звания Дважды Героя Советского Союза.

Куманичкин Александр Сергеевич (27+2 победы, и + 1 в Корее в 1951 г.), 11 – на Ла-7

-3

Александр Сергеевич Куманичкин (1920-1983) начало войны встретил в должности инструктора Борисоглебской авиашколы, которую он занимал с 1938 по лето 1942 года. Лишь в июле 1942 его просьбы о переводе в боевую часть были удовлетворены, и Александр в составе 927-го ИАП принял участие в боях на Северном Кавказе, а затем на Курской Дуге. Первую победу Александр Куманичкин одержал только в Курской битве - 5 июля 1943 года (сбил Мессершмитт-109); но уже к ноябрю того же года его счет вырос до 15 личных и 2 групповых побед. К этому времени капитан Куманичкин стал командиром эскадрильи 41-го гвардейского истребительного полка. За высокую боевую результативность Александр Куманичкин в апреле 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза; а осенью его направили в 176-й гвардейский авиаполк, в который отбирали только самых выдающихся асов. Этот полк находился в личном распоряжении командующего ВВС СССР маршала А.А. Новикова, и потому летчики называли его «маршальским». 176-й ГвИАП одним из первых получил новейший истребитель Ла-7, и специализировался на «свободной охоте». В составе 176-го ГвИАП майор Куманичкин, занявший должность штурмана полка, и сбил следующие 11 немецких самолетов. Часто Александр Куманичкин вылетал на «свободную охоту» с заместителем командира полка Иваном Кожедубом. И к концу войны Александр довел свой общий счет до 27 личных и 2 групповых побед. Последнюю победу в той войне майор Куманичкин одержал 30 апреля 1945 г. над западной окраиной Берлина – его жертвой стал истребитель-бомбардировщик FW-190. Однако на этой берлинской победе боевая карьера летчика не закончилась. В 1951 Куманичкин участвовал в войне в Корее, где одержал еще одну личную победу (вообще-то он заявлял о 5, но достоверное подтверждение удалось представить только на одному F-84).

Всего за Великую Отечественную войну майор Александр Куманичкин совершил более 300 боевых вылетов, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 27 вражеских самолетов лично и 2 в составе группы; из них 11 личных побед было одержано на истребителе Ла-7.

Скоморохов Николай Михайлович (46+8 побед), 9 – на Ла-7

-4

Николай Скоморохов (1920-1994) окончил Батайскую авиашколу в 1942-м, и в ноябре 1942 года в звании младшего сержанта прибыл в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3. Первые свои боевые вылеты летчик совершал над Черноморским побережьем Кавказа на авиаразведку. Свой боевой счёт как истребитель Николай Скоморохов открыл в январе 1943 года уничтожением немецкого разведчика FW-189, сбить который ему стоило очень больших усилий. К марту 1943-го, когда его полк пересел на Ла-5, на счету Скоморохова числилось 3 воздушные победы; а асом он был признан в июне, когда в одной схватке «завалил» подряд два FW-190.

Летом 1943 164-й ИАП сражался в Курской битве, и к сентябрю лейтенант Скоморохов довел свой счет до 11 побед. Затем были бои над Днепром и Запорожьем, в которых Скоморохов действовал уже, как командир звена. А в апреле 1944 Николай Скоморохов получил повышение: был назначен командиром 1-й эскадрильи в 31-м ИАП. В этой должности старший лейтенант Скоморохов сражался в боях над Донбассом, Украиной и Молдавией. В конце 1944 года Скоморохов участвовал в освобождении Румынии, Болгарии и Югославии. Особо он отличился в декабрьском бою над Венгрией, где Скоморохову пришлось провести трудную схватку против Bf.109 на высоте 9.000 м – в зоне полного технического превосходства немецкой машины. Тем не менее, советский ас справился с противником, сбив его в лобовой атаке. Всего же к началу 1945 на счету Николая Скоморохова числилось 25 вражеских самолётов, сбитых лично, и 8 - в составе группы.

Вновь капитану Скоморохову довелось особо отличиться 16 января 1945 года: при проведении парой истребителей свободной охоты он северо-западнее Будапешта атаковал группу из 16 транспортных самолётов Ju-52, которых прикрывали 38 истребителей Bf.109! Бой «2 против 54» завершился уничтожением 4 Ju-52 и 1 Bf.109 без потерь с советской стороны (2 транспортника и 1 истребитель - на счету Скоморохова). А 25 февраля капитан Николай Скоморохов был удостоен звания Герой Советского Союза.

В марте 1945 г. 31-й ИАП перевооружился на новые истребители Ла-7; на этом самолете Николай Скоморохов и одержал свои последние победы в боях над Венгрией и Австрией. Самый успешный бой на «седьмой Лавочке» Николай провел 10 апреля: над австрийскими Альпами он атаковал группу FW-190, буквально за несколько секунд «завалив» подряд три вражеских истребителя… Последнюю свою победу капитан Скоморохов одержал 25 апреля над Веной: сбил очередной FW-190, ставший его 46-й личной победой.

Всего за время войны прошедший путь от младшего сержанта до капитана Николай Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника (9 последних личных побед он одержал на Ла-7). Сам Скоморохов за всю войну ни разу не был ранен, а его самолёт – ни разу не был сбит. И 18 августа 1945 года за боевые заслуги при освобождении Венгрии и Австрии летчик был награждён второй медалью «Золотая Звезда»…

Гнидо Петр Андреевич (34+6 побед), 7 – на Ла-7

-5

Инструктор Сталинградской авиашколы Петр Гнидо (1919-2006) отправился на фронт в сентябре 1941 в составе 248-го ИАП. Летая на истребителе И-16 первую победу одержал 5 декабря 1941 – в группе сбил бомбардировщик Не.111; но в том же бою сам был сбит. После трехмесячного лечения в госпитале Петр был направлен в 13-й ИАП, осваивавший самолеты ЛаГГ-3, и в его составе летом 1942 вернулся на фронт. Первые личные победы лейтенант Гнидо одержал в июле; а с сентября 1942 он уже на истребителе Ла-5 активно участвовал в Сталинградской битве, а потом в боях за Донбасс. К концу апреля 1943 на счету командира эскадрильи Петра Гнидо числилось 12 личных и 6 групповых побед, и в мае он был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. А в августе его 13-й ИАП получил гвардейское звание и стал 111-м ГвИАП.

Летом 1943 Петр вместе со своим полком участвовал в Курской битве; затем сражался над Днепром, Карпатами, освобождал Польшу. В конце 1944 г. 111-й ГвИАП перевооружился на истребители Ла-7, и на этой машине майор Гнидо в небе Чехословакии одержал еще 7 побед; последний Bf.109 он «завалил» 22 апреля 1945 г. Всего за войну Петр Андреевич Гнидо совершил 406 боевых вылетов и провел 80 воздушных боев, в которых сбил лично 34 и в группе 6 вражеских самолетов.

Моделистам и не только: модификации советской «Супер Лавочки» (истребителя Ла-7)

«Я на «Лавочке» сидел…» (асы истребителя Ла-5)

Другие статьи канала о летчиках, воевавших на истребителях С.А. Лавочкина:

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Виртуозы игры на «Рояле» (асы истребителей ЛаГГ-3)

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

"Невезучий везунчик Балтики"

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.