Black Sabbath - один из величайших символов рок-музыки 70-х и входящих в первую десятку групп, изменивших мир рока, а в чëм-то эта четвёрка (речь о классическом составе) и вовсе стала первопроходцами, заложив основы для, ставших впоследствии популярными, музыкальных стилей и направлений. В частности хеви-метал и дум-метал.
Но замахиваться на историю легендарного коллектива я не рискну: о таком пишут книги, а не статьи. И такие книги уже написаны и ещё будут написаны. А я скромно (и коротко) хочу пересказать историю первых восьми альбомов (с 1970-го по 1978 год включительно) и напомнить о бессмертных хитах и просто хороших песнях группы.
Как раз дебютный альбом 1970 года, который так и называется - Black Sabbath, многие считают одним из первых хеви-метал-альбомов и давайте с него и начнём.
Выпущенный 13 февраля 1970 года (пятница,13-е), уже к 7 марта (то есть фактически за три недели) альбом добрался до 8-го места в UK Albums Chart и занял 23-ю строчку в Billboard 200.
А между тем альбом был записан всего за три дня (8 часов студийной работы) и обошёлся музыкантам в 1200 фунтов стерлингов - по меркам шоу-бизнеса это считай что бесплатно (даже для 1970 года).
В списке IGN Music (Top 25 Metal Albums) он — на 13-м месте (второй альбом группы, Paranoid, идет здесь вторым, уступая Master of Puppets (Metallica)).
Заглавный трек, собственно и давший в итоге название группе, назван так в честь фильма 1963 года «Три лика страха» (в англоязычном прокате — «Чёрная суббота») с Борисом Карлоффом в главной роли.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0lVdMbUx1_k
В поддержку альбома был выпущен сингл «Evil Woman» (с «Wicked World» на обороте - эта композиция присутствует не на всех изданиях)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IE8lXuSDVNU
Финальная Warning является самой продолжительной композицией альбома ( 10.33 )
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rUbgATqvNLc
Оригинальный виниловый диск, ныне являющийся раритетом, был выпущен с раскрывающейся обложкой. На развороте её был изображен перевернутый крест с коротким стихотворением внутри.
А семь месяцев спустя (я округляю) 18 сентября всё того же 1970 года вышел в свет Paranoid - второй студийный альбом Black Sabbath, записанный в лондонской Regent Sound Studios продюсером Роджером Бэйном.
Уже к 10 октября альбом поднялся на вершину UK Albums Chart, вытеснив с первого места Bridge Over Troubled Water Саймона и Гарфанкла; в США альбом достиг 12-го места.
Композиция, давшая название альбому, была написана прямо в студии за 25 минут.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LQUXuQ6Zd9w
Кроме того «Paranoid» стала хитом в Британии (4-е место):
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0qanF-91aJo
В США компания Vertigo Records выпустила два сингла: «Paranoid» (#61) и «Iron Man» (#52). В видеоклипах к ним были использованы съёмки выступления группы в Beat Club.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=5s7_WbiR79E
При оформлении альбома впервые была использована фотография музыкантов. Она расположена на развороте пластинки.
Альбом разошёлся только в США 4-миллионным тиражом, хотя и практически не звучал в то время на радио. А вот на родине группы, в Британии альбом стал лишь золотым.
В 2002 году альбом занял 3-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.
Master of Reality - третья студийная работа Black Sabbath выпущенная 21 июля 1971 года.
Альбом записан в студии Record Plant (Лос-Анджелес, Калифорния), а продюсером выступил всё тот же Роджер Бэйн.
При работе над альбомом музыканты решили поэкспериментировать: все музыканты понизили строй, чтобы звук был «больше, тяжелее». Тони Айомми вспоминает: «У большей части групп в те времена были ритм-гитарист и клавишник, а у нас только гитара, бас и ударные, поэтому мы попытались сделать их настолько жирными, насколько это возможно. Понижение строя, казалось, придаёт звучанию глубины. Думаю, я первым такое сделал.». В этом стиле были записаны «Sweet Leaf», «Children Of The Grave», «Lord Of This World» и «Into The Void».
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=W-zmtmgswHw
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=P7V3pEGZz64
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=KGRuKdowkcM
Альбом поднялся до 5-го места в списках UK Album Charts и до 8-го — в Billboard 200. В списке 500 лучших альбомов всех времён журнала Rolling Stone он занимает 298 место.
Black Sabbath Vol. 4 — четвёртый студийный альбом Black Sabbath, записанный группой с продюсером Патриком Миэном и выпущенный 25 сентября 1972 года. Альбом поднялся до восьмого места в UK Albums Chart и до 13-го места в Billboard Top LP’s & Tapes.
Первоначально предполагалось назвать альбом Snowblind, но рекорд-компания, зная о кокаиновом подтексте одноимённого трека, испугалась скандала. Более того, трек «Snowblind» пришлось переписать заново, потому что в оригинале Осборн после каждого куплета издавал вопль: «Cocaine!» (и, периодически, продолжал это делать впоследствии на концертных выступлениях).
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=J8B4BdAs0h4
Альбом отличается от предыдущих полным отсутствием мистических и (анти)религиозных мотивов в текстах. Более того, тексты «Changes» и «St.Vitus Dance» некоторыми критиками были расценены как банальные. C другой стороны, «Supernaut» отмечалась как одна из самых тяжёлых вещей в репертуаре группы.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=GHN29Mr2lRs
Инструментальная пьеса «Laguna Sunrise» написана Айомми под впечатлением от пейзажа, который он увидел во время отдыха на пляже в Лос-Анджелесе во время их турне в 1971 году.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=4LVUHNeqZeI
Журнал Kerrang! поставил альбом на 48-е место в списке «100 величайших металлических альбомов всех времён».
Sabbath Bloody Sabbath ( единственный, имеющийся у меня на виниле ) - пятый студийный альбом Black Sabbath, выпущенный 1 декабря 1973 года и ознаменовавший переход группы к усложнённым аранжировкам, насыщенным синтезаторным звучанием (и даже струнными — на последнем треке), более характерным для прогрессивного рока. Участие в записи пластинки принял Рик Уэйкман, клавишник группы Yes.
Альбом поднялся до #4 в UK Albums Chart и до #11 в Billboard 200.
Работа над альбомом началась, как вспоминали участники группы, в трудный для неё период, когда пришлось разорвать отношения с прежним менеджментом, а участие в Black Sabbath стало превращаться в рутину («Гастролируем, пишем, записываемся — снова и снова» — О. Осборн). На состоянии музыкантов стал сказываться и образ жизни, что отчасти отразилось в тематике альбома («Killing Yourself to Live»).
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=jCehccEZzX4
Тони Айомми вспоминал, что после Vol.4 у него наступил творческий кризис; он уже впал в отчаяние, когда возник «…этот рифф, который спас Black Sabbath» и после которого остальные песни стали появляться одна за другой.
Для работы над материалом группа арендовала замок в Уэльсе; музыканты утверждали, что он был «с привидением» (Билл Уорд утверждал, что видел призрака(даже "покурив",можно много чего увидеть), выпрыгивающего из окна; после этого он, ложась спать, всегда брал кинжал с собой в постель). Группа расположила аппаратуру в подвалах, где, как говорил Айомми, сама атмосфера способствовала появлению новых идей. Для Оззи Осборна альбом стал творческой вершиной: он говорил, что ни до, ни после, голос его не звучал так хорошо, особенно в гармонии с самим собой.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=mfTpjrzas5E
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gozCnbfY-xM
Sabotage — шестой студийный альбом Black Sabbath, выпущенный 28 июля 1975 года NEMS Records (Warner Bros. Records — в США и Канаде). Альбом поднялся до №7 в UK Albums Chart и до №28 в Billboard 200, но в США стал первым альбомом группы, не получившим «платинового» статуса.
К 1974 году Black Sabbath добились настоящей международной популярности. Альбомы Master of Reality, Vol. 4 и Sabbath Bloody Sabbath попали в британский Топ-10 и американский Топ-20. Но после четырёх лет непрерывного цикла запись-турне силы группы были на исходе. Бас-гитарист Гизер Батлер рассказывает, что происходило: "Мы хотели сделать перерыв после того, как Тони свалился от истощения во время тура Sabbath Bloody Sabbath. Мы находились в Англии, только что вернувшись с гастролей, когда нам позвонили из нашего менеджмента и сказали, что мы должны поехать и отыграть на California Jam. Мы ответили „нет“, но, в конце концов, нам пришлось это сделать."
Более того, Black Sabbath всё с большим подозрением относились к их менеджеру Патрику Миэну. Оззи Осборн жаловался: «Патрик Миэн никогда не давал прямого ответа, когда его спрашивали, сколько денег мы заработали». Батлер же, по этому поводу высказался менее недвусмысленно: "Мы чувствовали, что нас грабят."
Вскоре после возвращения с Лос-Анджелесского фестиваля California Jam, на котором группа выступила перед 300 тыс. зрителей, она известила Патрика Миэна о своём решении разорвать контракт с лейблом Worldwide Artists. Миен был не робкого десятка и не собирался так просто расставаться с прибыльным именем Black Sabbath. Судебные тяжбы отнимали слишком много времени и сил, поэтому группе понадобился почти год, чтобы завершить запись своего нового альбома Sabotage. Гизер Батлер резюмировал настроение группы в тот период четырьмя словами: «Обеспокоенные, уставшие, пьяные, обдолбанные». Black Sabbath приступили к работе над альбомом только в феврале 1975 года в Morgan Studios (Виллисден, Лондон, на той же самой студии, где они записывали предыдущий — Sabbath Bloody Sabbath). С самого начала было решено, что он будет значительно отличаться от него. Впоследствии Оззи Осборн сетовал на то, что именно этот альбом ознаменовал начало «студийной мании Айомми». Sabotage записывался долго и стал самым дорогостоящим альбомом группы. В общей сложности группа провела в Morgan Studios четыре месяца, поделённые на трехнедельные сессии. Звукорежиссёром Sabbath Bloody Sabbath был Майк Батчер, и ему было доверено продюсирование Sabotage.
Sabotage был тепло встречен критикой; журнал Rolling Stone счёл его лучшим на тот момент в истории группы. Наибольший успех у фэнов имели «Hole in the Sky», «Symptom of the Universe» и «Megalomania»; рифф второй из них иногда рассматривается как один из ранних примеров трэш-метала.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=xbyohIKIsoU
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=I8_NCX2AwLE
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=4WrTZweHXTI
«Technical Ecstasy» — седьмой студийный альбом Black Sabbath, выпущенный в 1976 году.
В музыкальном плане диск представляет собой дальнейшее развитие музыкальных идей гитариста и основного композитора группы Тони Айомми. Так же, как и на прошлых двух альбомах, на Technical Ecstasy простые и короткие песни, такие, как «Rock 'N' Roll Doctor», контрастируют с более продолжительными и сложными песнями, такими, как «You Won’t Change Me» и «Dirty Women». Исходный материал был несколько подпорчен неважным продюсированием, и поэтому, не смог повторить коммерческого успеха своего предшественника, альбома Sabotage (1975).
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Kt0Xuw02TMQ
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2WemFC9_QOM
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6EBk3czZXlQ
Тем не менее, отчасти благодаря прекрасным песням, а отчасти благодаря громкому имени «Black Sabbath», этот альбом стабильно продавался и в конце концов получил свою «платину» в Великобритании и «золото» в США. Technical Ecstasy достиг 13-го места в хит-параде Великобритании и 51-го места в хит-параде американского журнала «Billboard».
Даже человек, далёкий от творчества Black Sabbath, читая материал наверняка обратит внимание на оформление обложки альбома не имеющем ничего общего с "готическим" визуальным решением оформления всех предыдущих альбомов группы. Всё потому что оформление Technical Ecstasy было выполнено дизайнерской студией Hipgnosis (это был первый опыт сотрудничества Black Sabbath с этим агентством). На лицевой стороне обложке изображены два робота, которые стоят на движущихся в противоположные стороны эскалаторах и передают друг другу нечто наподобие телесных флюидов. На задней обложке представлено дальнейшее развитие событий, когда роботы уже разъехались в разные стороны. Кроме того, вкладыш Technical Ecstasy содержит изображения, стилизованные под технические чертежи.
Ну и наконец Never Say Die! - восьмой "студийник" в дискографии группы и последняя студийная работа Black Sabbath в 70-х.
По обложке уже видно что оформлением занималась всё та же студия Hipgnosis, как и в случае с предыдущим альбомом.
Альбом был выпущен 28 сентября 1978 года. Он считается последним в официальной дискографии, до воссоединения первоначального состава группы в 1997 году.
Перед записью альбома Оззи Осборн покинул группу, и его на короткое время заменил бывший участник Savoy Brown и Fleetwood Mac, вокалист Дейв Уокер. С Уокером группа успела написать несколько песен и исполнить на радио во время шоу «Look Hear» песню «Junior’s Eyes» (также во время шоу была исполнена «War Pigs»). Осборн, в конце концов, вернулся в группу, однако он не желал петь песни, написанные с Уокером. Эти песни были переписаны, кроме «Swinging The Chain», где ведущий вокал исполняет. У группы не хватало материала для полноценного альбома и Уорд предложил себя в качестве вокалиста, что и было сделано. А в песне «A Hard Road» поют все четыре участника группы.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=bCz4dkR6EVo
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=R17k8zkSRZs
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=uDELg7qaFyw
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vG8RCsAEhBw
В ноябре 1997 года получил в США альбом получил статус «золотого».
Общий же тираж альбомов группы (по состоянию на 2012 год) приблизился к 70 миллионам (сейчас этот порог наверняка преодолён).
Интересно, что когда у большинства популярных коллективов шла постоянная кадровая ротация, Black Sabbath, практически всё первое десятилетие своего существования, пережили в неизменном составе: Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд. Да, случалось что ребята приглашали сессионных музыкантов для участия в записи альбомов, но не более того. Поэтому условной "записью в трудовой книжке" о том, что человек в 70-е трудился в Black Sabbath кроме озвученных 4 -х человек похвастаться не может никто.
Однако лично я проникся музыкой Black Sabbath гораздо позднее и совсем не в 70-е. Наверное понимание такой музыки пришло ко мне с опозданием лет на 30, с момента её появления. Но люблю я именно первые альбомы, о которых шла речь в данной публикации. Это не значит что более поздние альбомы (а также сольники участников группы) мне не нравятся - некоторые очень даже ничего. Однако в приоритете всё же ранние работы. Но ранние или поздние и рано или поздно - значения не имеет. Главное не какие и когда. Главное то, что это случилось. И случилось с нами, а не с кем-то ещё. Ну вот за это давайте и вып... на этом наверное можно пока прерваться. Спасибо за внимание и до скорых встреч, друзья!