Найти в Дзене
Провинциальные хроники

«Мама ревнует меня к свекрови», - пожаловалась мне моя бывшая ученица

Встретились недавно, разговорились. Татьяна замужем. Несколько лет назад семья переехала в соседний район. Там ученица моя и встретила свою судьбу – ненаглядного своего мужа, которого обожает. Построили свой дом с садом, баней и гаражом.

Сейчас Таня в декретном отпуске – сынишке только исполнился год. Родители их живут недалеко, поэтому Таня, Миша (муж) и маленький Дима навещают их регулярно – иногда по будням, выходным или по праздникам.

У Тани мама воспитателем в детском саду работала, а свекровь у неё - учительница. Обе женщины уже на пенсии. Обе вдовий век коротают. У каждой из них своя непростая судьба.

«Свекровь у меня очень добрая и щедрая. Всегда на моей стороне, если с Мишей спорим. Поддерживает меня, жалеет. А тут как-то в больницу с сердцем попала. А Мишу как раз в командировку отправили (он в полиции служит).

И я ходила к ней каждый день – еду диетическую носила, палату убирала, а сына оставляла с мамой на часок-другой. Она не против была с ним посидеть. Через пару недель Марию Петровну (так зовут свекровь Тани) выписали. Мы с Димочкой навещали её дома – то лекарства принесём, то продукты купим.

До сих пор зову её Марией Петровной. Не могу заставить себя мамой её назвать, хотя понимаю, что ей было бы приятно. Но считаю, что мама у человека одна.

Миша из командировки вернулся. Жизнь своим чередом идёт. Заглянули мы как-то с сыном к маме. Ей нездоровилось – головные боли по утрам, высокое давление, и суставы замучили. Лишний раз в магазин не сходишь. Вижу, что мама что-то не договаривает, что-то её беспокоит.

«Мама, да ты сейчас побереги себя. Огород пусть тебя не беспокоит. Придём с Мишей и грядки польём, и жуков соберём. Марии Петровне вон помогаем и тебе поможем».

И тут вдруг маму мою прорвало – вырвалась наружу обида: «Что нашла мне замену? Маму себе новую нашла?» Я оторопела. Не ожидала. Не думала, что моё общение со свекровью доставляет маме боль.

Мы же раньше с мамой настолько привыкли быть вместе, поддерживать друг друга, что психологически как будто срослись. У нас был негласный договор: «Мы всегда будем вместе, все у нас будет общее, и никто нам больше не нужен».

А сейчас я нарушила наш договор, потому что он мешает мне сохранять и укреплять семью. Я чувствую себя виноватой, потому что мама ревнует и обижается. Что мне делать? Ночами плачу. Я люблю маму очень, но не могу не общаться с Марией Петровной только потому, что мама моя «капризничает».

«Это нормально, - сказала я Татьяне - Признай право своей мамы ревновать тебя к свекрови. Уделяй ей больше внимания и говори о том, как много она для тебя значит. А ещё успевай как можно больше общаться, спрашивать и расспрашивать маму об общих родственниках, о родословной, о мамином детстве, о её подругах и увлечениях».

Я посоветовала своей ученице успеть сделать то, что не успела сделать сама. Моя мама умерла неожиданно. Я столько не успела ей сказать, столько всего не успела расспросить. Её нет уже 17 лет. Как же мне её не хватает!

И она, кстати, тоже ревновала меня к свекрови, что было очень обидно, поэтому Татьяну я понимаю. Жизнь – штука сложная и непредсказуемая. Мамами нужно дорожить – и своими, и чужими. С многими подругами разговаривала, и все жалеют, что не всё сделали для самых близких и самых дорогих – мало любили, мало баловали, мало жалели. И уже не исправишь, к сожалению. Жизнь... она такая...