Найти тему
Друг для друга Курск

Хроники коронавируса. Как Курская область пережила три года пандемии

Оглавление

Коронавирус ворвался в нашу жизнь внезапно, и в какой-то момент показалось, что изменил ее навсегда. Локдаун, красная зона, цитокиновый шторм, сатурация, контагиозность – мы не просто выучили новые термины, мы ими жили. От паники, которую в Курске родили слухи о первом заразившемся, до общего локдауна, прививочной кампании и теориях заговора – хронология событий в нашем материале.

Ты помнишь, как все начиналось?

В начале мая Всемирная организация здравоохранения отменила статус пандемии COVID-19, болезнь больше не считают угрозой для мирового здравоохранения. По оценкам ВОЗ, во всем мире с начала пандемии болезнь унесла жизни не менее 20 миллионов человек. В Курской области заболели более 155 тысяч человек, умерли 2542 жителя региона. В январе 2000 года, когда о коронавирусе заговорили впервые, мало кто воспринял угрозу всерьез. Новую болезнь сравнивали с гриппом. Да, в мире уже были первые жертвы, но и при гриппе случаются летальные исходы. Не надо нагнетать панику.

Однако общая тревога набирала обороты. В феврале в курских аптеках закончились маски. Затем пропали антисептики. В магазинах начали сметать крупы, сахар, соль и туалетную бумагу. Наверняка кто-то до сих пор доедает те самые запасы гречки.

В марте в Курске появились слухи о первом заболевшем. В соцсетях поднялась паника: якобы человек вернулся из Москвы с вирусом, несколько дней до госпитализации занимался спортом на Боевке. Куряне требовали назвать имя и адрес. С подозрением косились на соседей.

25 марта Владимир Путин выступил с экстренным обращением к нации. Из-за ситуации с коронавирусом были объявлены беспрецедентные меры: россиян отправили на каникулы. Работать остались только больницы, аптеки, магазины, банки и органы власти. Самоизоляция, удаленная работа, дистанционное обучение, бесконтактные сервисы – реалии тех дней. «Я остаюсь дома», – слоган весны-2020.

В последний день марта стало известно, что в Курске выявлены первые заразившиеся. Диагноз COVID-19 подтвердился у троих пациентов инфекционной больницы имени Семашко. Это начало новой страницы – истории, где главными героями стали медики.

-2

Самоизоляция и фейки

Тревожные новости о распространении COVID-19 приходили каждый час. Они рождали новые фейки. Например, о том, что в квартиры под видом дезинфекторов приходят преступники, усыпляют жильцов газом и выносят все ценное. Среди других сообщений – распыление вируса с вертолетов и предупреждение от известного врача о том, что тяжелых и пожилых больных с коронавирусом лечить не будут, отдавая предпочтения пациентам, чей шанс на спасение выше.

Внезапно самым желанным продуктом стал имбирь, цены на него взлетели в десятки раз. Причиной стал еще один фейк: якобы чеснок с имбирем могут защитить от нового вируса. Госдума одобрила штрафы за фейки, но городские легенды продолжали распространять с завидным упорством.

В марте губернатор Роман Старовойт подписал распоряжение «О введении режима повышенной готовности», в которое затем неоднократно вносились изменения. Курян обязали соблюдать режим самоизоляции: покидать место проживания только в самом необходимом случае – для получения экстренной медицинской помощи, приобретения товаров первой необходимости и выгула собак. Для передвижения по Курску и области ввели маршрутные листы, их выдавали тем, чьи предприятия не закрылись в эти дни.

Буквально за пару дней город изменился до неузнаваемости. Пустые улицы, закрытые магазины и учреждения. «Нерабочая неделя», объявленная президентом, превратилась в две, потом в месяц... Завершились каникулы лишь 11 мая.

-3

Очереди «скорых» и отказы в госпитализации

На 1 сентября в Курской области было более 7000 случаев заражения и 53 смерти. Но за то странное лето мы как будто научились жить с угрозой. Носить маски и держать дистанцию. Часто мыть руки и редко ходить в гости.

Казалось, что заболеваемость пошла на спад, заработали школы и детские сады. А в середине осени регион накрыла вторая волна. Случаи заражения стремительно росли, инфекция стала чаще вызывать серьезные осложнения. «Появилось больше молодых пациентов, и наплыв очень резкий», – писал врач красной зоны БСМП Алексей Гапонов. «Это трындец», – коротко описал свою работу еще один медик.

Пик второй волны пришелся на декабрь 2020 года. Тогда число заразившихся в сутки достигало 180 человек, в страшной статистике смертей было до 7 человек в день. Появились сообщения о том, что родственники тяжелых больных не могут добиться госпитализации, мест не хватало. Перед ковидными госпиталями выстраивались очереди «скорых». В курских аптеках закончились антибиотики и противовирусные препараты. Эта волна пошла на спад лишь в конце января.

С 12 октября в регионе стартовала вакцинация от COVID-19 медицинских работников. В первую очередь прививки стали делать медикам, работающим в ковидных госпиталях, приемных отделениях больниц, реанимации и скорой помощи.

Массовая вакцинация стартовала в начале 2021 года. Пока она была добровольной. Прививку можно было сделать в поликлинике по месту жительства, позже прививочные кабинеты стали открываться в ТРЦ. Кстати, создателем первой российской вакцины «Спутник V» стал выпускник Курского государственного медуниверситета Денис Логунов.

-4

Вакцина и антипрививочники

В июле 2021 года нас накрыло третьей волной. Врачи связали это с активной циркуляцией индийского штамма «дельта», более заразного и агрессивного. Но пик случился в конце октября и ноябре: число заболевших достигало 350 человек в день, ковидные больницы вновь оказались переполнены, врачи работали на износ. Начались перебои с поставками кислорода.

Школьники перешли на дистант, президент объявил в стране нерабочие дни, а губернатор их продлил, потому что ситуация в регионе была особенно напряженной. Власти ввели жесткий локдаун: закрыли практически все, кроме продуктовых и зоомагазинов, аптек.

Конец 2021 года – это еще и расцвет антипрививочной кампании. В регионе ввели систему QR-кодов, без которых не пускали в ТЦ и прочие общественные места. Главный санитарный врач подписал постановление об обязательной вакцинации сотрудников организаций, контактирующих с населением. Все это сопровождалось волной возмущения в соцсетях.

Интересно, что весной 2020 года, когда о болезни почти ничего не знали, а от этого боялись еще больше, изобретение вакцины казалось панацеей: только появится прививка, вирус тут же будет побежден. К концу 2021 года, когда вакцина стала повсеместно доступной, а ее эффективность научно доказанной, те же люди увидели в ней самое страшное зло. Каждый второй вдруг стал иммунологом, со знанием дела рассуждающим о вреде или пользе прививки, отличии российских вакцин от западных и долговременных последствиях иммунизации. Каждый третий – конспирологом, видящим в вакцинации мировой заговор.

Яркий пример – история курского блогера Константина Крупенина, который не верил в ковид, призывал не прививаться и не носить маски, а врачей называл фашистами и нацистами. Он попал в реанимацию с 87% поражения легких, медики его спасли. После этого блогер публично просил прощения за свои посты и заявил, что прививка – это жизненно важно. Правда, прошло несколько месяцев, и курянин вернулся к прежнему контенту в соцсетях, видимо, воспоминания о днях в реанимации потускнели.

Когда ковид уже не пугает

На январь и февраль 2022 года пришлась очередная и самая массовая волна заболеваемости. Новый штамм «омикрон» отличался повышенной контагиозностью, число новых случаев доходило почти до 800 в сутки. На этот период пришелся и пик смертности, были дни, когда в официальной статистике значилось до 10 летальных исходов за сутки...

Очереди в поликлиниках, постоянно занятые горячие линии. Школьников вновь перевели на дистант, но на этот раз он продлился всего две недели. В полную мощность заработал новый инфекционный госпиталь – специально построенный корпус областной больницы.

Волна пошла на спад к середине февраля, а с 24-го числа на первое место в информационной повестке вышли совсем другие новости. И хотя на протяжении еще нескольких недель заболеваемость оставалась такой же высокой, о болезни, казалось, все забыли.

Последняя серьезная волна пришлась на сентябрь 2022 года. Рекорды февральской она не побила, но 500–600 случаев в день – тоже показатель высокий. Штамм «омикрон» к тому моменту полностью вытеснил страшную «дельту», и в большинстве случаев болезнь протекала без серьезных осложнений.

Конец пандемии

Сейчас мы почти не вспоминаем о ковиде. Нет сводок о заболевших и госпитализированных, купленные когда-то маски спрятаны на верхние полки в шкафах. При этом случаи заражения отмечаются ежедневно: по состоянию на 15 мая в регионе выявлено 20 заболевших, три пациента госпитализированы.

В конце апреля в России выявили первые случаи заражения новым подвариантом коронавируса. Получившая неофициальное название «арктур» версия ковида – это очередная мутация штамма «омикрон». Пока о нем известно лишь то, что он более заразен, чем предшественники. Но, похоже, что эти новости уже никого не пугают.

Пандемия закончилась. В 2020 году нам казалось, что это произойдет совсем скоро и мы отметим это событие объятиями, шампанским и фейерверками. В 2021 году мы мечтали лишь о том, чтобы это вообще когда-нибудь произошло. В 2022 году мечты стали другими. Пандемия закончилась в 2023-м, и мы этого почти не заметили.

Ирина ТРЕТЬЯКОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1492/new/018242/.

Архив статей газеты ~ № 21 (1492) 23 мая ~ 2023 год.