Найти в Дзене

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.20): УХОД СЛАВЫ ГОСПОДНЕЙ ИЗ ХРАМА

Всем отмщением, описанным в главе 9, руководил Бог. Теперь глава 10 демонстрирует Божью славу и Его право производить суд (см. Рим. 12:19-21). Любопытно, что глава 10 в большой степени повторяет образ из главы 1. Почему Бог вдохновил Иезекииля на повторение информации, которую дал ему ранее (1:4-25)? На это может быть несколько причин. 1. Это отдельное видение, и потому Бог отвёл ему своё место. 2. Эти стихи дают дальнейшую информацию о “человеке, одетом в льняную одежду”, который впервые представлен в 9:2. 3. Больше информации даётся о Живых существах из главы 1. Теперь они более полно характеризуются как херувимы. 4. Повторение ещё раз сообщает и расширяет информацию о славе Божьей. 5. Эти описания подчёркивают, что Господь имел основания объявить и осуществить наказание Иудеи. Его слава — вот первичная основа Его суда. 6. Этот отрывок ещё на один шаг приближает изучающего Библию к пониманию причины Божьего ухода из святилища. УКАЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКУ, ОДЕТОМУ В ЛЬНЯНУЮ ОДЕЖДУ, И ДЕЙСТВИЯ Х

Всем отмщением, описанным в главе 9, руководил Бог. Теперь глава 10 демонстрирует Божью славу и Его право производить суд (см. Рим. 12:19-21).

Любопытно, что глава 10 в большой степени повторяет образ из главы 1. Почему Бог вдохновил Иезекииля на повторение информации, которую дал ему ранее (1:4-25)? На это может быть несколько причин.

1. Это отдельное видение, и потому Бог отвёл ему своё место.

2. Эти стихи дают дальнейшую информацию о “человеке, одетом в льняную одежду”, который впервые представлен в 9:2.

3. Больше информации даётся о Живых существах из главы 1. Теперь они более полно характеризуются как херувимы.

4. Повторение ещё раз сообщает и расширяет информацию о славе Божьей.

5. Эти описания подчёркивают, что Господь имел основания объявить и осуществить наказание Иудеи. Его слава — вот первичная основа Его суда.

6. Этот отрывок ещё на один шаг приближает изучающего Библию к пониманию причины Божьего ухода из святилища.

УКАЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКУ, ОДЕТОМУ В ЛЬНЯНУЮ ОДЕЖДУ, И ДЕЙСТВИЯ ХЕРУВИМОВ

“И видел я, и вот на своде, который над главами херувимов, как бы камень сапфир; как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: «Войди между колёсами под херувимов, и возьми полные пригоршни горящих углей между херувимами, и брось на город». И он вошёл на моих глазах” (Иез. 10:1, 2).

Стихи 1, 2. Бог велел человеку, одетому в льняную одежду, взять горящих углей из середины престола-колесницы, управляемой херувимами, и бросить их на город, чтобы произвести над ним суд и очистить его. Горящие угли в Ветхом Завете часто символизировали очищение (см. Ис. 6). Угли, взятые из этого места, могли произвести законное очищение. Только Бог силён очистить грехи (см. Мф. 9:1-8).

ОТ СВЯТОГО СВЯТЫХ К ПОРОГУ ХРАМА

“Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошёл тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа” (Иез. 10:3, 4).

Стих 3. В стихе 3 херувимы стоят в храме наготове. Прежде чем Бог оставит Свой храм, они должны проделать определённую работу.

Стих 4. Престол-колесница Бога “опустилась” во внутреннем дворе, по правую сторону. Каратели в главе 9 очистили эту территорию, начав свою работу именно отсюда. В стихе 4 этого видения впервые упоминается слава Господа (кебод ЯХВЕ). “Слава” (кабод; греч. докса) — ключевое слово Библии, и его исследование очень важно для тех, кто стремится понять природу и свойства Бога. В своей основе оно обозначает присутствие Божье. Однако само по себе Его присутствие — ещё не всё; очень важно, какими качествами обладает тот, кто присутствует. Когда слово кабод относится к Господу, его основное значение включает в себя честь, великолепие, величие, силу, превосходство и святость. По всей видимости, Израиль не понимал всего, что он потеряет, когда лишится Господа. Как можно было “славу нетленного Бога изменить в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся” (Рим. 1:23)? Но именно это и сделали израильтяне.

Слава Господа поднялась с херувима и направилась к порогу храма. В результате этого произошли два события: храм наполнился облаком, а двор наполнился сиянием Его славы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКУ, ОДЕТОМУ В ЛЬНЯНУЮ ОДЕЖДУ, И ДЕЙСТВИЯ ХЕРУВИМОВ

“И шум от крыльев херувимов слышен был даже на внешнем дворе — как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: «Возьми огня между колёсами, между херувимами», и когда он вошёл и стал у колеса, тогда из среды херувимов один херувим простёр руку свою к огню, который между херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел. И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: и вот четыре колеса подле херувимов, по одному колесу подле каждого херувима, и колёса по виду как бы из камня топаза. И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе. Когда шли они, то шли в четыре свои стороны; во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались. И всё тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колёса кругом были полны очей, все четыре колеса их. К колёсам этим, как я слышал, сказано было: «Галгал». И у каждого из живых существ четыре лица: первое лицо — лицо херувима, второе лицо — лицо человеческое, третье лицо — львиное и четвёртое лицо — орлиное. Херувимы поднялись. Это были те же живые существа, которых видел я при реке Ховар. И когда шли херувимы, тогда шли подле них и колёса; и когда херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колёса не отделялись, но были при них. Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них был дух живых существ” (Иез. 10:5-17).

Стихи 5-7. Мы вновь видим человека, одетого в льняную одежду и с письменным прибором (гл. 9), который ставил знак на верных Богу. В 10:2 ему было велено взять “полные пригоршни горящих углей”, и он исполнил это повеление. Ему помог херувим, взявший углей и положивший их ему в пригоршни (ст. 7). Человеку было сказано взять угли и “бросить их на город”. Далее можно было бы ожидать описания города, вспыхнувшего пожарами, но Иезекииль возвращается к разговору о херувимах.

Стихи 8, 9. “Четыре колеса [были] подле херувимов”. То же написано и в главе 1. Некоторые учёные думают, что этот раздел слишком похож на повтор и, значит, кем-то добавлен. Однако повтор может указывать как раз на обратное. Никакой редактор не добавил бы его в текст, зная, что этот материал в книге уже имеется. Вместо того чтобы служить свидетельством существования некоего редактора, данное описание подтверждает идею одной руки.

Стихи 10-13. Иезекииль слышал, как голос обратился к колёсам (ст. 13). Повинуясь призыву, херувимы поднялись, и колёса покатились. Бог уходил.

Стих 14. Почему в этом стихе лицо тельца (1:10) стало лицом херувима? Может быть, теперь Иезекииль поближе и получше присмотрелся и понял, что это лицо херувима. Может быть, херувим выглядел как телец (бык). Есть и другие объяснения, но текст ответа не даёт.

Стихи 15-17. Почему Иезекииль не назвал “живых существ” в главе 1 “херувимами”? Джон Тейлор говорит:

“...возможно, Иезекииль хочет сказать, что, только увидев херувимов в Храме, он понял, что это те самые существа, которых он видел в своём видении у реки Ховар. Такое объяснение логично: ведь до изгнания Иезекииль ещё не был священником и потому никогда сам лично не видел изображений херувимов, вырезанных на внутренних стенах Храма (3 Цар. 6:29), на двустворчатых дверях (3 Цар. 6:35) и на убранстве Храма (3 Цар. 7:29, 36), где только священники могли ясно видеть их. Но не стоит слишком настаивать на этой точке зрения, ибо вряд ли он, выросший в семье священника, не знал этого. Просто он прибегает к искусному литературному приёму — сознательно не называет херувимов вплоть до этой сцены, чем умело заполняет момент напряжённого ожидания, который следует за уходом ангела от присутствия Господнего, чтобы исполнить свою разрушительную работу”.

Мы должны также помнить, что Иезекииль — единственный, кто заявляет, что видел небесных херувимов. “Единственными херувимами, которых раньше видели люди, были их статуи во внутреннем святилище, передававшие лишь приблизительное сходство” (Гринберг).

ОТ ПОРОГА К ВОСТОЧНЫМ ВОРОТАМ

“И отошла слава Господня от порога дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колёса подле них; и стали у входа в восточные ворота дома Господнего, и слава Бога Израилева — вверху над ними. Это были те же живые существа, которых видел я под Богом Израилевым при реке Ховар. И я узнал, что это херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их — подобие рук человеческих. А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховар — и вид их, и сами они. Каждый шёл прямо в ту сторону, которая была перед лицом его” (Иез. 10:18-22).

Стихи 18, 19. Нам этот повторный раздел кажется более важным, потому что здесь Бог уходит из храма. Он будто бы медлит с уходом, но люди ничего не делают, чтобы удержать эту славу при себе. Слава Божья навсегда оставит город в 11:23. Люди ошибались, думая, что Бог и дальше будет пребывать среди развращённого народа. Бог определил, что уйдёт и никогда больше не будет пребывать с ними, если они станут упорствовать в беззаконии (Втор. 31:17; Ос. 9:12). Некая ирония просматривается в том, что данное событие как бы повторяет 1 Цар. 4. Тогда в результате греха и неповиновения в руках филистимлян оказался ковчег завета. Первосвященник Илий умер, услышав эту весть, а его беременная невестка ответила на эту утрату тем, что назвала своего новорождённого Ихавод (1 Цар. 4:21), что значит “нет славы”. В дни Иезекииля славы не будет в Иерусалиме. “Родился” ещё один “Ихавод”.

Шесть веков спустя другое поколение отвергнет “славу Божью” в лице Иисуса Христа. Иисус сказал им: “Се, оставляется вам дом ваш пуст” (Мф. 23:38).

Стихи 20-22. Иезекииль завершает своё описание утверждением, что это те самые живые существа, которых он видел раньше. Как и в главе 1, каждый шёл прямо — нацеленный на общий объект, не отклоняясь от пути и не отводя взгляда от цели.

Церковь Христа