Команда яхты «Санта Мария» шла к острову Эиао, и в координатах 6°45′4″ южной широты и 141°40′46″ западной долготы матрос Поветкин с мачты увидел за бортом на водной глади какой-то странный предмет, очень похожий на бочонок. Яхта приблизилась к предмету, боцман Савраскин и матрос Иванов подвели через борт яхты сеть и вытащили предмет из воды. Да, это оказался именно бочонок, наглухо запечатанный и со всех сторон обросший ракушками и водорослями.
Бочонок был поставлен на палубу, капитан Задачкин осмотрел его со всех сторон и даже постукал по нему трубкой. На стук бочонок гулко отозвался.
— Что ж, — сказал капитан Задачкин, — надо попытаться вскрыть бочонок и посмотреть что послал нам царь морской, боцман Савраскин, принесите инструмент.
Боцман спустился в трюм и принёс долото и молоток.
С просмолённым бочонком, обросшим ракушками возились долго, а когда его дно было аккуратно открыто, оказалось, что внутри находится деревянный ларец великолепной работы с красивой резьбой. В нём лежали золотые монеты с надписями на испанском языке. Это были дублоны. А кроме того, в том же ларце находился лист бумаги, на котором хорошо читался текст на испанском языке:
Поскольку капитан Задачкин, конечно же, умел читать по-испански, то он и прочёл:
Монеты, лежащие в этом ларце, числом 200 золотых дублонов, принадлежат капитану Хосе Мария Гарсия-и-Фернандес. Именем короля нашедший должен вернуть эти деньги капитану или его семье.
Запечатано на бригантине «Аурелия» около острова с горой Тарон.
Вся команда рассматривала монеты. А затем собралась в каюте капитана, даже матрос Поветкин спустился с мачты и все стали думать - что же делать с найденными монетами.
— Надо вернуть наследникам капитана, — сказал боцман Савраскин, — тут прямо написано чьё это золото.
— А где же найти его потомков? — спросил Иванов. — И кто они?
— В Испании, конечно, — уверенно заявил боцман Савраскин.
— Ну, разыскать потомков капитана Хосе Мария Гарсия-и- Фернандес в Испании сейчас, это всё равно, что искать потомков Петра Ивановича Кузнецова в России, — заметил капитан Задачкин. — А кроме отчего это надо искать в испании, вполне возможно, что семья капитана жила на Филиппинах или, например, на Молуккских островах и тогда его потомки… эх… если их ещё не съели даяки с Новой Гвинеи, конечно. Видите, где этот остров? — это севернее архипелага Бисмарка. Мы даже не знаем ни куда шёл капитан на бригантине, ни что случилось, ни при каких обстоятельствах бочонок оказался в воде.
— Так что же делать? — растерянно молвил матрос Поветкин, до того молчавший. — Чьё же это золото сейчас?
А и вправду,
кому принадлежат двести золотых испанских дублонов, которые были найдены командой яхты «Санта Мария»?