50,1K подписчиков

Топ-8 авторов "золотого века" советской фантастики, которых любят миллионы

10K прочитали

Советская фантастика, воспевающая устремленность в космос, торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы справедливости и гуманизма по праву считается отдельным направлением в литературе. В чем секрет успеха знаменитых мастеров пера советской школы? И как профессиональные познания в геологии, физике, военном деле, палеонтологии и других науках помогали им писать?

Советская фантастика, воспевающая устремленность в космос, торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы справедливости и гуманизма по праву считается отдельным направлением...

Расцвет советской научной фантастики пришелся на 30-50-е года ХХ века. В отличие от западной фантастики того же периода, человек не превращается в маленького одинокого путника — он, в содружестве с другими людьми, предстает сильным, выносливым и целеустремленным, способным найти выход из любых ситуаций.

Главным героем нередко является ученый, инженер или другой человек, решающий встающие перед ним задачи благодаря сочетанию силы воли и фундаментальных знаний. Воспевается торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы взаимопомощи, верности, честности, несгибаемой воли.

Советская научная фантастика, таким образом, являет собой убежденное отражение веры в человечество, его космическое будущее, а также в безграничный потенциал отдельного человека, который, проделав определенную работу над собой, становится достоин того чтобы шагнуть в Космос с гордо расправленными плечами.

Кто же они — представители золотого периода советской фантастики?

Алексей Толстой: «Аэлита» (1924 г.)

Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) был многогранным писателем, работавшим в самых разных жанрах. С одной стороны, он был глубоко погружен в историю российской государственности, что вылилось в создание таких рассказов как «День Петра» и «Наваждение», а после — масштабного исторического романа «Петр Первый». С другой стороны, творчеству писателя всегда сопутствовали фольклорные мотивы — так появились сборники «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки», призванные показать богатство образов и красоту русского устного народного творчества.

Фотография молодого Алексея Толстого. Самара, 1900 г.
Фотография молодого Алексея Толстого. Самара, 1900 г.

Когда началась Первая мировая война, Алексей был освобожден от службы в армии, но все же добровольно пошел на фронт в роли военного корреспондента газеты «Русские ведомости». Писатель хотел разобраться в причинах войны, понять самую ее суть, а в своих статьях Толстой искренне восхищался храбростью русского народа.

После октябрьской революции Алексей Толстой покинул Россию и некоторое время жил в Париже и Берлине. Именно в Берлине, испытывая щемящую тоску по Родине, он начал работу над своим первым фантастическим романом — «Аэлита», посвященному путешествию землян на Марс. Там герой романа так же далек от земли, как сам писатель был далек от своей Родины на момент начала написания романа.

«…Пылающее, косматое солнце стояло высоко над Марсом. Такое солнце видывали в Петербурге, в мартовские, ясные дни, когда талым ветром вымыто все небо…»
(Аэлита, А.Толстой)

Роман считается «первым русским фантастическим романом», оказавшим немалое влияние на становление этого жанра в России в целом. Написан он на стыке жанров — утопия, приключения и фантастика. Научно-техническая часть истории основывается на разработках русского ученого К. Э. Циолковского, а именно — на его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Геннадий Тищенко. Иллюстрация к фантастическому роману А. Толстого «Аэлита»
Геннадий Тищенко. Иллюстрация к фантастическому роману А. Толстого «Аэлита»

Приземлившись на Марс, герои обнаруживают там атлантов, которые перебрались на красную планету 20 000 лет назад. Среди местных жителей есть прекрасная Аэлита — дочь главы Высшего совета. Между ней и землянином вспыхивают чувства. Однако к этому времени разворачивается революция… Таким образом Толстой метафорично анализирует революцию, описывая ее, как закономерный этап развития человека и истории. А через призму легенды об Атлантиде писатель ищет место человеческим судьбам во Вселенной. Фантастика дала ему пространство, какого не смог бы дать ни один другой жанр. Это помогло издалека оценить текущие события на Родине. После этого анализа Толстой отрекся от эмиграции и вернулся в Россию, где в 1923 году закончил создание «Аэлиты».

«Аэлита» — это роман о любви, жажде жизни, силе и духовном героизме. Книга полна динамики, ошеломительных приключений и энергии человеческого стремления. В то же время введение в сюжет темы Атлантиды вызывает множество толков об эзотерическом подтексте произведения — истоки некоторых его идей находят в «Истории Атлантиды» Уильяма Скотта Эллиотта, которая, в свою очередь, заметно перекликается с «Тайной доктриной» Е.Блаватской.

«…Голос замолк. Лось глядел перед собой побелевшими, расширенными глазами… Голос Аэлиты, любви, вечности, голос тоски, летит по всей вселенной, зовя, призывая, клича, — где ты, где ты, любовь?»
(Аэлита», А.Толстой)
Афиша к фильму «Аэлита», 1924 г.
Афиша к фильму «Аэлита», 1924 г.

Роман стал настоящей сенсацией в СССР — по нему еще в 1924 году был снят немой фильм Я.Протозанова, появился целый ряд романов подражающих «Аэлите» или продолжающих ее сюжет, а само имя Аэлита приобрело широкую популярность.

Александр Беляев: «Голова профессора Доуэля» (1924 г.), «Человек-амфибия» (1928 г.), «Ариэль» (1941 г.).

Александр Романович Беляев (1884–1942) — сын православного священника из Смоленска, по просьбе отца поступивший в семинарию. С детства он грезил о полетах — прыгал с крыши с зонтиком, представляя парашют, придумывал различные приспособления, напоминающие крылья. Одна из таких игр закончилась тяжелой травмой спины, от которой он страдал на протяжении всей жизни.

В молодом возрасте Беляев решает стать юристом. После нескольких тяжелых лет профессионального становления и смерти отца Александр выигрывает громкое дело, получает приличный гонорар и отправляется в путешествие по Европе. Там же он наконец осуществляет свою давнюю мечту и поднимается в воздух на гидроплане.

Александр Беляев. Смоленск, 1910 г.
Александр Беляев. Смоленск, 1910 г.

Кажется, что Александр интересуется буквально всем на свете, трудно представить более разностороннего человека: то он сам в 16 лет изобретает стереоскопический проекционный фонарь, то вместе с московскими студентами участвует в строительстве баррикад во время революции 1905 года, то меняет юридическую практику на должность редактора газеты «Смоленский вестник», а затем — возвращается обратно. Увлекался музыкой, живописью, фотографией. Является заядлым театралом и в то же время режиссером, драматургом, декоратором и… актером: совместно с виолончелисткой Ю. Н. Сабуровой он ставит оперу-сказку «Спящая царевна», а однажды, заменяет заболевшего актера в группе Станиславского, во время их гастролей в Смоленск…

Тяжело заболев, он в 1915 году переезжает с матерью в Ялту, где 6 лет остается прикованным к постели. Оставленный молодой женой, он не сдается — пишет стихи, изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает — Циолковского, Герберта Уэллса, Жюля Верна. Далее жизнь бросает его: от заведующего школой-колонией, до инспектора уголовного розыска и библиотекаря… от Смоленска — в Ялту, Москву, Ленинград, Киев, Пушкин, Мурманск и Заполярье (где писатель выдвигает идеи по озеленению города и строительству «аэроэлектростанции» — по сути генератора энергии ветра)…

В 1924 году (в тот же год, что и издание «Аэлиты» А.Толстого) в Москве он публикует свой первый заметный фантастический роман «Голова профессора Доуэля», с которого начинается отсчет «беляевской эпохи». Роман развивает тему жизни «головы без тела» возможную благодаря техническому прогрессу. Именно такие мысли занимали писателя во время его собственной продолжительной болезни и частичного паралича. Роман был высоко оценен в том числе и Гербертом Уэллсом, чьим поклонником являлся и сам Александр, так, западный фантаст писал, что книга «чудесна» и «весьма выгодно отличается от западных книг».

«Перед лицом бога один день — как тысяча лет». 
(«Голова профессора Доуэля», А.Беляев)

В 1928 году он с семьей переезжает в Ленинград и уже полностью посвящает себя литературной деятельности. Кроме того он — первый среди советских писателей, полностью сконцентрировавшийся в своем творчестве на жанре научной фантастики.

Наибольшую известность снискал роман Беляева «Человек-амфибия». Это настоящая ода Океану, Человеку и Любви.

«Вода была очень теплая и прозрачная: каждый камень на дне был отчетливо виден. Ближе к берегу со дна поднимались кораллы — неподвижно застывшие кусты подводных садов. Мелкие рыбки, отливавшие золотом и серебром, шныряли между этими кустами.»
Человек-амфибия», А.Беляев)

Центральный герой — человек-рыба, юноша, который в результате операции призванной спасти ему жизнь, получает способность жить под водой. Профессор Сальватор, пересадивший ему жабры акулы, здесь и спаситель и, в некотором роде, экспериментатор. Сам же юноша предстает перед читателем и заложником обстоятельств, но при этом и триумфом научной мысли — и, конечно, живым, тонким, чувствующим Человеком, который готов бороться до конца за то, что любит. Эмоциональная история любви Ихтиандра и Гуттиэре сделала имя Беляева бессмертным.

Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 г.
Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 г.

«Почему это, — думает Ихтиандр, — если плыть навстречу волнам, они кажутся темно-синими, а оглянешься — позади они бледные?»
(«Человек-амфибия», А.Беляев)

В 30-е года Беляев был захвачен темой космоса. Увлечение работами Циолковского привело к созданию таких романов как «Воздушный корабль» и «Вторая луна». Незадолго до войны и обострения тяжелой болезни писатель издал свой последний роман — «Ариэль». Его высоко оценили критики, а сама книга стала пиком писательского таланта писателя. Это — история юноши из статусной семьи, учащегося в эзотерической индийской школе. Обучение опасно — многие дети в «Дандарате» не выдерживают и лишаются рассудка, и лишь единицы находят в себе силы дойти до конца и открыть в себе доступ к паранормальным способностям. Так, главный герой Ариэль, в результате секретного эксперимента и собственных напряженных усилий, получает способность летать. Книга проводит читателя сквозь настоящий психологический лабиринт, позволяя в полной мере проникнуться переживаниями героя и его миром.

«Будь счастлива! — сказал он и улыбнулся. Но улыбка бога была печальною. И боги могут иногда завидовать простым людям.» 
(«Ариэль», А.Беляев)
Таир Салихов. Тебе, человечество!
Таир Салихов. Тебе, человечество!

Александр Беляев, создавший свои романы еще в далекие довоенные времена, предвосхитил множество научных открытий и изобретений будущего — подводные поселения и фермы, появление телевидения, радиолокаторов, выход в открытый космос и строительство орбитальных станций, трансплантация и выращивание органов, пластическая хирургия, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, крио-сон, появление синтетических препаратов, способных снимать утомление или стимулировать деятельность мозга и многое другое.

Иван Ефремов: «Туманность Андромеды» (1957 г.), «Час быка» (1963 г.) «Таис Афинская» (1969 г.)

Иван Антонович Ефремов (1908–1972) — выдающийся палеонтолог, а также писатель-фантаст, в чьем творчестве наиболее ярко проявились идеалы гармоничного справедливого общества будущего, состоящего из талантливых, отважных, образованных, гармоничных физически и нравственно людей.

«Смелая мечта, а не скептическое разочарование побеждает в жизни!»

Родившийся в семье крестьянина-старовера, и воспитанный в строгих нравах, он после развода родителей оказался на попечении родственницы, затем Отдела народного образования, и наконец — поступил в автороту, где детально изучил автомеханику и получил контузию во время бомбардировки Очакова белогвардейцами. После войны работал шофером, занимался разгрузкой барж, а в свободное время — увлеченно читал труды ученых по биологии, эволюции, климату. В 15 лет Иван заканчивает обучение в школе и, сдав экзамены на штурмана каботажного плавания, уезжает на Дальний Восток матросом на парусно-моторном судне. Капитан корабля Лухманов, разглядевший явный талант юноши и его тягу к знаниям, посоветовал тому идти в науку. Иван Антонович получает кандидатскую степень биологических наук, а позже экстерном защищает докторскую в Ленинграде.

Иван Ефремов. Монгольская экспедиция.
Иван Ефремов. Монгольская экспедиция.

За свою жизнь Ефремов провел множество экспедиций по Поволжью, Уралу и Средней Азии, а также по Сибири и Дальнему Востоку. В 1931 году он обследовал устье реки Горин, где через некоторое время началась масштабная стройка Комсомольска-на-Амуре, другая его экспедиция проходила маршрут по которому позже проложили один из отрезков БАМа. Его геологические карты с исследованием данных районов впоследствии использовались составителями советского «Атласа мира».

В годы войны Иван Ефремов просился на фронт, но в связи с подорванным экспедициями здоровьем был определен командованием в штаб по эвакуации ценностей Палеонтологического института. В 1943 он получил звание профессора палеонтологии. Ученый Ефремов стоял у истоков целого нового направления в палеонтологии — тафономии, или науке о захоронении ископаемых форм в геологических пластах. Многие идеи Ефремова в этой сфере звучали (и до сих пор продолжают звучать!) совершенно революционно: так, он оспаривал корректность теории Дарвина и считал, что существа разного уровня развития вполне могли развиваться и существовать на земле одновременно, чему приводил конкретные ископаемые доказательства. Так, его экспедиция в Монголию вернулась с несколькими железнодорожными вагонами окаменелостей древних ящеров — и это при том, что всего за несколько месяцев до этого буквально на том же месте работала американская экспедиция, которая не обнаружила ничего.

За монографию по остеологии и анатомии лабиринтодонта Ефремов в соавторстве с Быстровым был награжден Линнеевским обществом в Англии, в 1945 он получил уже советский Орден Трудового Красного Знамени за заслуги в палеонтологии, а в 1952 — Сталинскую премию второй степени за книгу «Тафономия и геологическая летопись», которую Иван Антонович считал главным делом своей жизни.

Иван Ефремов
Иван Ефремов

Именно профессиональная увлеченность Ефремова палеонтологией стала отправной точкой для его романов — даже описывая фантастические события и ситуации, он всегда сохранял научный подход и историческую достоверность. При этом он никогда не оставлял своей научной деятельности. Его романы признаны классикой социально-философской фантастики и изданы почти на всех языках мира:

  • социально-философская «Туманность Андромеды» (1957 г.), посвященная масштабным научным экспериментам и межгалактическим путешествиям описывает возможную модель будущего мира, где люди увлечены чем-то более достойным, чем «делание денег» или политическая борьба. Это — книга-мечта о созидательной и прекрасной жизни объединенного человечества, обратившего свой взор в космос, за горизонт новых открытий, описывающая гуманистическую концепцию освоения новых миров;

Геннадий Голобоков. Труженики космоса.
Геннадий Голобоков. Труженики космоса.

«Мудрость — это сочетание знания и чувств».
  • антиутопия «Час Быка» (1963 г.), являющаяся логическим продолжением первого романа, показывает то, что может произойти с обществом, если оно отойдет от идеалов честности, справедливости, нацеленности на научное и творческое развитие и скатится в дикость тоталитаризма. Действие происходит на планета Торманс, где общество разделено на «короткоживущих» и «долгоживущих». Книга была запрещена сразу после выхода и изъята из всех магазинов.
«Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и большее развитие личности, ее многогранность.»
  • социально-исторический роман «Таис Афинская» (1969 г.), реконструирующий эпоху завоевательных походов Александра Македонского, хоть и не является фантастическим в полном смысле слова, но не может не быть упомянут. Яркие образы героев, наполнены такой красотой и гармонией, что стали идеалами Человека для многих последующих поколений.

«Знать как действовать, — половина дела, другая половина — знать время, когда совершать действие. Для всех дел в мире есть надлежащее время, но чаще всего люди упускают его.»

Иван Ефремов принадлежит к ученым-провидцам предсказавшим появление множества изобретений за десятилетия до их реального изобретения. Так, он описал принцип голографии, жидкие кристаллы, трехмерное телевидение, экзоскелеты, микрокибернетические лечащие устройства. Предсказал он и открытие месторождения ртутной руды на Южном Алтае.

Георгий Мартынов: «Гость из бездны» (1962 г.), «Гианэя» (1963 г.)

У Георгия Сергеевича Мартынова (1906–1983) тернистая жизненная история. Его родители рано развелись, и мальчик, оставшийся с матерью и сестрой, был вынужден бросить учебу и работать с четырнадцати лет. Мартынов был обычным рабочим на железной дороге Екатеринодара, а позже — поступил в Ленинградскую школу военных сообщений. В 25 лет из-за несчастного случая почти полностью потерял слух. Это привело к окончанию военной карьеры.

После этого Георгий Сергеевич работал на заводе резиновых технических изделий, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Был членом КПСС. В годы ВОВ принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе Ленинградского и Прибалтийского фронтов. Имеет орден Красной звезды.

Георгий Мартынов
Георгий Мартынов

К литературному творчеству Мартынов обратился уже в зрелые годы после войны. Его первый роман «Гость из бездны» (задуман в 1951 г., но вышел лишь в 1962-м) в некотором смысле был отголоском его собственного военного опыта, переосмысленном с точки зрения общества отдаленного будущего. В нем героя — участника ВОВ, оживляют его далекие потомки, но он с трудом находит своем место в прекрасном, но чуждом ему мире.

«Роман «Гость из бездны» был задуман и начат, а 1951 году. Я был убежден тогда, что описываемые в романе достижения науки и техники — дело очень отдаленного будущего, и поэтому перенес действие на две тысячи лет вперед. Жизнь доказала, что я был неправ. И теперь я так же искренне убежден, что наука и техника значительно раньше достигнут гораздо большего, чем описал я… Пусть все останется так. Читатель сам сумеет увидеть в описываемых событиях контуры не столь отдаленного будущего.»

С 1956 года состоит в Союзе Писателей СССР и считается профессиональным писателем.

Иллюстрация Л.Рубинштейна к роману «Гианэя»
Иллюстрация Л.Рубинштейна к роману «Гианэя»

Один из самых выдающихся романов писателя — «Гианэя». Действие романа разворачивается в 30-е года XXI века. События воспринимаются глазами земного инженера и инопланетной гостьи, между которыми возникают чувства, осложненные разными ценностными установками, воспитанием, и идеалами героев. Роман поднимает тему контакта с представителями других инопланетных рас, одиночества, долга, спасения и счастья от обретения настоящей любви. Фоном основной сюжетной линии служит благополучное и сплоченное общество Земли, готовое принять любой вызов. В определенном смысле сама его духовность и нравственность становятся лучшей защитой от космических угроз — узнавая и понимая землян, бывшие враги уже не хотят оставаться таковыми.

«Неизвестная опасность — самое неприятное испытание для психики. Самый храбрый человек невольно поддается смутному чувству страха. Что предпринять, если неизвестно, от чего надо защищаться?»

Евгений Гуляковский: «Сезон туманов» (1979 г.), «Долгий восход на Энне» (1984 г.)

Будущий писатель-фантаст Евгений Яковлевич Гуляковский (1934–2017) родился в Казани. О жизни писателя известно немногое, а о детстве — почти ничего. Значительную часть учебы и жизни посвятил геологии: окончил геологический факультет Кишиневского университета, работал по специальности с составе геологического отряда в Северо-Восточном Казахстане, являясь его руководителем. Позже полностью посвятил себя литературе.

Евгений Гуляковский
Евгений Гуляковский

«Так уж устроена жизнь, что сильным людям нередко достаются трудные дороги, приносящие им удачу, славу, почет, — все, что угодно, кроме обыкновенного человеческого счастья».
(Е.Гуляковский)
Николай Недбайло. Первый контакт.
Николай Недбайло. Первый контакт.

Самое известное произведение писателя — «Сезон туманов» (1979) и его вторая часть «Долгий восход на Энне» (вместе — дилогия объединенная общей канвой повествования) — считается первым советским произведением в жанре боевой фантастики. Героика освоения новых планет, иные формы жизни, причудливые пространственно-временные загадки, детективные элементы в сюжете — все это делает его поистине остросюжетным, при этом не менее интересны и философские идеи, которые за ним стоят. С присущей Гуляковскому гуманностью, он рисует Инспектора Ротанова не супергероем, а, в первую очередь настоящим человеком — ищущим себя, способным на сомнения, в чем-то неуверенным, но уважающим других, отважным и способным преодолевать страхи. Автор показывает, что разум, любовь и отвага способны на невероятные подвиги, а человеческое — превыше всего.

«Мир, в котором разум осознал свое назначение, священен».
(«Долгий восход на Энне», Е.Гуляковский)

Ольга Ларионова (1935 — н/в): «Соната моря», «Чакра кентавра»

Ольга Николаевна живет в Санкт-Петербурге. По образованию физик, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки. Но в 32 года окончательно посвятила себя литературе.

Ольга Ларионова
Ольга Ларионова

В 1965 году Ларионовой принес известность роман «Леопард с вершины Килиманджаро». Следующие несколько лет писательницу публиковали только в журналах, а ее рассказы нередко подвергались цензуре.

Позже Ларионова публикует повесть «Соната моря», и получает за нее престижную премию «Аэлита». Премия присуждается лучшей книге года в жанре научной фантастики. Эта фантастическая повесть повествует об экологических проблемах, об отношении людей будущего к ним, заботе о планете Земля и о том, что может сделать современный человек для облегчения жизни потомков.

Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)

Венцом творчества писательницы часто называют цикл романов «Венценосный крэг» и в особенности его первую часть «Чакра кентавра», которую можно читать как отдельное законченное произведение. Жанр определен автором как стилизованная космоопера. Роман описывает планету сказочных дворцов, пронизанную рыцарскими кодексами чести и населенную совершенно слепыми людьми, способными видеть лишь глазами своих вечных компаньонов — птиц-крэгов, каждая из которых навсегда связывает свою жизнь с хозяином. В этот и без того сложный мир, где при ближайшем рассмотрении далеко не все оказывается тем, чем кажется — и врывается неожиданно наш земной космонавт.

«Закаленные мужи, каким был Асмур из рода Муров, не снисходят до копания в происхождении сил, движущих их судьбой. К силе магического закона присовокупить собственную мощь и разум — вот в чем доблесть и честь. А не в сомнении».
(«Чакра кентавра. Делла-Уэлла». Р.Ларионова)

Авторская манера подачи текста и раскрытия сюжета не похожа совершенно ни на что — от рафинированной утонченности до комичного, от эпического размаха до трогательных переживаний отдельных персонажей. Парадокс, изящество, затем — насмешка, категоричность, наивность… Созданные кумиры низводятся до обычных людей, наделенных целым рядом недостатков, а затем — новый поворот сюжета вновь возводит их на пьедестал. И все это в совершенно невообразимом антураже — от поединков на крылатых конях до проблем порабощения одной разумной цивилизации другой и генетических экспериментов. Порой кажется, что разные главы тексты писали совершенно разные люди. Жанр, кажется, также меняется по ходу романа - то перед нами социально-философский роман, то боевая фантастика, то фэнтази, а то и роман любовный — но оторваться совершенно невозможно.

Советская фантастика, воспевающая устремленность в космос, торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы справедливости и гуманизма по праву считается отдельным направлением...-17

Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)

«Клад воспоминаний — единственное из сокровищ, которое нельзя уменьшить, отдавая часть его ближнему». 
(«Чакра кентавра. Делла-Уэлла». Р.Ларионова)

Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)

Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.

Владислав Крапивин
Владислав Крапивин

Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило из-за войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ мальчишки-подростка: мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.

«Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство… Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят.»

Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в 80-е годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.

«Города, которые предали своих детей, долго не живут».
«Они станут владеть тайнами пространства и времени и, может быть, тайной бессмертия… — Зачем мне бессмертие, если нету мамы… — шепотом сказал Ежики».
Советская фантастика, воспевающая устремленность в космос, торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы справедливости и гуманизма по праву считается отдельным направлением...-19

Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.

«Задача тяжела, но посильна. Добро в мире — изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, и энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла».

Александр Шалимов: «Охотники за динозаврами» (1968 г.)

Александр Иванович (1917–1991) был не только писателем-фантастом, но и геологом. Выпускник Ленинградского горного института, он ездил в экспедиции по Средней Азии, Северу, Карпатам, Крыму и по Кавказу. Со временем стал преподавать в Ленинградском горном институте. Участвовал в открытии нескольких месторождений.

Александр Шалимов
Александр Шалимов

Прошел Великую Отечественную войну и получил две медали за боевые заслуги. После войны еще восемь лет провел в армии. За время службы получил звание подполковника-инженера. После демобилизации Шалимов защитил кандидатскую и стал преподавателем геологии и минералогии. Работал в том числе в университетах Варшавы и Кубы.

Первые книги Александра Ивановича выполнены в стиле реализма, хотя начинал писатель с фантастических рассказов. Его книги пронизаны увлечением геологией, часто они посвящены природным феноменам или загадкам Земли. Яркий пример — сборник научно-фантастических рассказов «Охотники за динозаврами». Рассказы в нем освещают проблемы геологии, планетологии, экологии, энергетики и кибернетики.

Камиль Муллашев. Утро.
Камиль Муллашев. Утро.

Автор будто задает читателю загадки, ведя его по следам экспедиций главных героев. Сами герои Шалимова не делятся строго на «плохих» и «хороших». Писатель всегда оставляет место на обдумывание и анализ — именно поэтому так легко ассоциировать себя с персонажами. А обращение к интереснейшим темам из сферы непознанного вкупе с лихо закрученным сюжетом не оставят равнодушными никого, кто обладает пытливым умом и любит нераскрытые тайны. А кто же их не любит?

___________________________

Научная фантастика советских авторов — уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и способах достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированных на десятки, а то и сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня. Но главное — эти книги чистые и светлые. Сколь бы ни были запутаны сюжеты и необычны миры, советские фантасты никогда не ставили своей целью напугать или шокировать читателя, равно как и не ограничивались желанием его просто развлечь. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное — задавали высокие нравственно-моральные ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечество, выступая таким образом в качестве некой «путеводной звезды», свет которой несомненно будет освещать дороги для будущих поколений землян.

****************************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Владимир Одоевский еще в 1837 г. детально описал интернет, блоги, мобильную связь и освоение космоса

Юрий Кнорозов – советский ученый, расшифровавший «нечитаемую» письменность майя, не выходя из своего кабинета

Как по станциям московского метро можно изучать архитектуру - летопись страны в камне

Пронзительные картины парализованного советского художника на тему космоса потрясли весь Союз и мир

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"