Найти в Дзене
Minsknews.by

Чем удивит искушенного зрителя «Славянский базар» в этом году

В гостях у ведущих «Вечернего политического канала» на «Радио-Минск» Кирилла Казакова и Алены Родовской побывал директор международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Глеб Лапицкий. Корреспондент агентства «Минск-Новости» подготовил краткий пересказ беседы.

Алена Родовская: — Этим летом уже в 32-й раз пройдет фестиваль в Витебске. И каждый год он чем-то поражает искушенную публику. Как это удается?

Глеб Лапицкий: — Многие удивляются: «Почему «Славянский базар» постоянно проходит в Витебске и почему изначально организован именно там?» Отвечу. 32 года назад ни в одном другом городе не знали, как это делать. А в Витебске знали, потому что дважды до этого там провели всесоюзный фестиваль польской песни. Приобретенный опыт пригодился при проведении «Славянского базара».

Вы правы: каждый год мы хотим удивлять и показывать что-то новое. Но самое главное — стремимся не расплескать то, что есть, сохранить базисные ценности «Славянского базара»: его конкурсы, уважительное отношение к зрителям и уважение к мэтрам той эпохи, когда фестиваль только начинался. Кто-то упрекает нас за это, однако я говорю: спросите у своей мамы, которая в 1992 году 18-летней девушкой приходила на «Славянский базар», вместе с ним выросла, состоялась как женщина, нужно ли это. «Конечно, надо!» — ответит она, потому что хочет оставаться с этим фестивалем и дальше. Наш фестиваль — площадка для всех возрастов и жанров.

Он проходит всегда, независимо от обстоятельств. И даже пандемий. 2020 год тому подтверждение. Тогда в мире отменили все фестивали. Но «Славянский базар» состоялся. При этом я всегда подчеркиваю: несмотря на то что мы выполняем доведенные показатели по самоокупаемости, прибыли и так далее, такой проект был бы абсолютно невозможен без поддержки государства.

Кирилл Казаков: — Особенностью фестиваля стало то, что для иностранцев билет на него становится визой. В этом году так же?

Глеб Лапицкий: — Да, конечно. В 2023-м получился симбиоз проектов — состоятся еще и II Игры стран СНГ (пройдут в Беларуси с 4 по 14 августа. — Прим. ред.). То есть можно почти на все лето приехать в Беларусь. Однако четыре года назад мы были одним из первых культурных проектов, которые по распоряжению Президента стали «безвизовыми». По билету на «Славянский базар» либо по официальному приглашению Минкульта и дирекции фестиваля можно совершенно свободно, без виз приехать из 73 стран мира.

Кирилл Казаков: — Кто из звезд выступит на «Славянском базаре» в этом году?

Глеб Лапицкий: — Артисты — люди тонкой душевной организации. Назову одних — обидятся другие. Как директор фестиваля я счастливый человек в том плане, что у меня нет одного или двух хедлайнеров. Безусловно, мы ждем приезда Льва Лещенко. Вместе с ним выступит Анатолий Ярмоленко. Это мэтры, на которых в постсоветском пространстве равняются все. Ждем замечательных белорусских артистов, а также группу «Чингисхан», Пупо, рок-звезд… Важны для нас и сборный концерт для молодежи, и филармоническая, и театральная программы. Артистов будет очень много. Всем рекомендую: не слушайте сплетен, заходите на официальный сайт фестиваля. Там достоверная информация о том, кто приедет.

Кирилл Казаков: — «Славянский базар» уже три года хейтят: кто из артистов на него приехал, кто нет, кто из россиян поддерживал «мятеж» в 2020-м, кто не поддерживал. С подобными воплями: «Как они могут ехать на «Славянский базар». 9 мая в Гродно 10 тысяч жителей присоединились к республиканской акции и вместе спели государственный гимн. И тут же наши коллеги-враги с радиостанций, находящихся в Польше и Литве, принялись рассказывать, что такого не может быть. Потому что Гродно — западный город. Мол, если бы в Витебске — другое дело, там же «Славянский базар». Спрашивается, что такого знакового для наших врагов в этом фестивале?

Алена Родовская: — И что знакового для певцов, культурной плеяды?

Глеб Лапицкий: — Творческий человек всегда эмоционально реагирует на происходящее. Если попытаться воздействовать на него через что-то ему далекое, незнакомое — это одно. Но если призывают взбунтоваться и не поехать на фестиваль… Реакция очень бурная. Артисты принимают поспешные решения. В этом смысле использование бренда «Славянский базар в Витебске» — подходящий рычаг для воздействия. Потому еще раз обращаю внимание: следите за нашим сайтом. Ожидаемо, сплетни будут и в 2023 году. Если же имя артиста появилось на официальном сайте, это не случайно. Значит, все согласовано, заключен договор, официально идет работа. Конечно, от форс-мажора никто не застрахован, и какой-то артист, даже по независящим от него причинам, может не приехать. Тогда внесем изменения. Но трагедии в этом нет. Особенность «Славянского базара» в том, что это проект, в котором не две-три звезды, а целое созвездие. Например, в прошлом году на фестивале были аккредитованы 5 700 артистов! Как минимум сотня из них VIP-звезды.

Кирилл Казаков: — Казалось бы, творческий проект должен быть аполитичным, но так не получается…

Глеб Лапицкий: — Увы, в последнее время часто пытаются привнести элементы политизации. В качестве примера приведу 2022-й. Украинские исполнители бойкотируют «Славянский базар». Однако некоторые очень хотят приехать. Но не могут, потому что понимают: возвращаться станет некуда. В связи с этим напомню слова Президента: нам не важно, будут здесь украинцы или нет. Нам важно, что украинские язык и песня будут звучать на «Славянском базаре» всегда. Все именно так. Песня, танец, живопись не имеют границ.

Сегодня «Славянский базар» — это уже не только о культуре. Это о туризме. Об экономике. О налогах в бюджет. Об опосредованном доходе для Витебска. У нас ведь День города и «Славянский базар» в календаре располагаются недалеко друг от друга. Это как точки отсчета. Каждый год начинаем готовиться: облагораживаем улицы, меняем тротуары… И чем больше будет таких точек отсчета в любой территориальной единице, тем лучше. Люди делают свой дом лучше, готовясь к приему гостей. Конечно, и приезд Главы государства в этом смысле особенно бодрит.

Алена Родовская: — С самого начала «Славянский базар в Витебске» сравнивали с «Евровидением». Тогда на фоне огромных денег, вбуханных в европейское шоу, мы смотрелись скромно. Но каждый год мы привлекали молодых исполнителей, которые пели вживую и действительно из себя что-то представляли. Сегодня наш фестиваль — мощный культурный проект, остающийся оплотом духовности.

А на что стало похоже «Евровидение»?! Глеб, вы смотрели его в этом году?

Глеб Лапицкий: — Отдельные фрагменты. Если брать только технологии, то это хороший телевизионный продукт. Но сравнивать нас могут только дилетанты. Ни по сути, ни по концепции мы не сопоставимы. Я спрошу: «С какой страной у вас ассоциируется «Евровидение»?» Не можете ответить? А «Славянский базар в Витебске» четко ассоциируется с Беларусью. «Евровидение» может позволить себе репетировать один-два концерта в течение месяца. А «Славянский базар» за шесть дней проводит 200 проектов! Не хотелось бы критиковать коллег, но… Ведь когда-то это действительно был телевизионный конкурс песни. Даже существовала традиция: победитель «Евровидения» выступал на «Славянском базаре в Витебске». Это было хорошее партнерство во времена Родиона Басса (первый директор «Славянского базара в Витебске». — Прим. ред.). Мы сотрудничали с Европейским вещательным союзом, однако потом все закончилось. Кажется, как раз в год победы Кончиты Вурст. Тогда всем стало понятно: мы не можем привезти эту бородатую победительницу «Евровидения» на сцену в Витебске.